УДК 33

ОБЗОР МЕТОДИК УЧЕТА И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Зиннятуллина Алсу Абдулбариевна
Московский технологический университет

Аннотация
Данная статья посвящена методикам анализа результатов финансовой деятельности предприятий. В настоящее время существует множество разнообразных методов финансового анализа, зависящих от различных поставленных целей. Каждая методика имеет анализирует результаты по- разному, а для того чтобы понять какой из них больше подходит именно для определенной организации, необходимо рассмотреть основные из них.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зиннятуллина А.А. Обзор методик учета и анализа результатов финансовой деятельности предприятий сферы услуг // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84997 (дата обращения: 06.12.2017).

Дискуссионность вопроса формирования финансовых результатов торговых организаций и их влияния на размер прибыли свидетельствует о необходимости непрерывного эффективного управления процессом формирования положительного финансового результата. Сложившаяся методика учета, контроля и анализа, соответствующая современным задачам управления, требует полного раскрытия и информационного обеспечения механизма формирования финансовых результатов. Сложившаяся в торговле система бухгалтерского учета в целом отвечает требованиям налогового законодательства и методологии финансового учета. Однако, она недостаточно развита для целей эффективного управления, поскольку недостаточно детализирована и ориентирована на прогнозируемые показатели. Среди основных направлений совершенствования процесса управления формированием финансовых результатов можно выделить внедрение эффективной системы управленческого учета, координирующей деятельность по управлению торговой организацией в целом, включая процессы формирования финансовых результатов ее деятельности

Главной целью анализа финансовых результатов компании является выявление основных факторов, определяющих конечный размер прибыли и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Для анализа финансовых результатов используются следующие методы анализа: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, факторный.

В настоящее время существует множество разнообразных методов финансового анализа, зависящих от различных поставленных целей. К данным методам можно отнести факторный анализ, предполагающий оценку влияния отдельных факторов на итоговые финансовые показатели с целью определения причин, вызывающих изменение их значений, а также горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительный и так далее.

Финансовый результат деятельности предприятия – это тот показатель, который интересует всех пользователей учетной информации хозяйствующего субъекта [5,с.22].

Финансовый результат компании выражается в двух формах: доход (прибыль) и убыток. Если затраты превышают доход, то деятельность организации является убыточной, и наоборот, если доход превышает затраты, то деятельность считается прибыльной.

Большая заинтересованность в финансовом состоянии предприятия приводит нас к его анализу. Только так можно удостовериться в выполнении бизнес-плана, а также увидеть, как продвигается деятельность хозяйствующего субъекта [6,с 13].

Существует множество методик анализа финансовых результатов, где рассматриваются различные методические и теоретические вопросы анализа. Рассмотрим следующие основные методики.

I. Анализ финансовых результатов по А. Д. Шеремету

1) Для начала берется ряд показателей, которые характеризуют эффективность деятельности организации. При этом особое внимание уделяется таким показателям, как:

− прибыль (убыток) от продаж;

− прибыль (убыток) до налогообложения;

− валовая прибыль;

− чистая прибыль.

2) Проводится анализ на предварительном этапе по относительным и абсолютным показателям прибыли.

3) Углубленный анализ проводится путем изучения влияния на величину прибыли и рентабельности продаж различных факторов.

4) Анализируется, как влияет инфляция на финансовый результат.

5) Проводится изучение качества прибыли, составление характеристик факторов, которые воздействуют на формирование прибыли (дохода).

6) Анализируется рентабельность активов предприятия.

7) Осуществляется подробный маржинальный анализ прибыли за определенный промежуток времени [2,с 152].

II. Г. В. Савицкая предлагает проводить анализ в следующей последовательности.

1) Оценка состава и динамики прибыли

При этом используются следующие показатели:

− прибыль от продаж;

− маржинальная прибыль;

− брутто-прибыль;

− чистая прибыль;

− капитализированная прибыль;

− потребляемая прибыль.

Причем, автор указывает на то, что в процессе расчета многое зависит от цели анализа. Важно, чтобы в анализе были учтены все составляющие прибыли. Г. В. Савицкая считает, что особое внимание следует уделить учету инфляционных факторов изменения суммы прибыли.

2) Оценка финансового результата от реализации товаров (услуг).

3) Анализ ценовой политики предприятия и факторная оценка уровня среднереализационных цен.

4) Анализ прочих расходов и доходов. В ходе анализа рассматриваются состав, динамика, выполнение плана и факторы, влияющие на изменение суммы дохода.

5) Определение следующих показателей рентабельности:

− рентабельность продукции;

− рентабельность продаж;

− рентабельность совокупного капитала.

После определения этих показателей необходимо сравнить их с плановыми значениями.

6) Оценка использования прибыли. На данном этапе производится учет уплаченных налогов, дивидендов, а также размер чистой и капитализированной прибыли.

III. Анализ финансовых результатов организации по Н. Н. Селезневой и А. Ф. Ионовой

1. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности классифицируется по следующим признакам:

– порядку формирования;

– источникам формирования;

– видам деятельности;

– периодичности получения;

– характеру использования.

Особое внимание здесь уделяется необходимому уровню прибыльности компании. Если будет наблюдаться недостаток прибыли, то организация может стать банкротом, так как будет идти на спад динамика производительности, что повлечет за собой рискованность бизнеса.

2. Формируется показатель прибыли, рассчитывается валовая прибыль, которая покроет коммерческие и управленческие расходы.

3. Рассматривается влияние экономических факторов, определяющих величину прибыли. Эти факторы делятся на две группы:

1) внутренние (эндогенные) – материально-технические, организационно-управленческие, социальные и экономические;

2) внешние (экзогенные) – рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые и административные.

Помимо факторов, влияющих на определение прибыли, авторы также выделяют эффекты производственного и финансового рычагов.

4. Учитывается инфляция, а также то, какое влияние оказывает тот или иной темп инфляции на финансовый результат.

5. Проводится анализ «качества» прибыли. Под качеством прибыли понимают обобщенную характеристику структуры источников формирования прибыли предприятия [1,с.202].

6. Изучаются денежные потоки организации, ведется оценка финансовых результатов. Учет данных о движении денежных средств должен анализироваться постоянно. Если этого не будет происходить, то конечный результат будет неверен.

7. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности.

8. Проводится факторный анализ общей бухгалтерской прибыли.

9. Выполняется факторный анализ прибыли от реализации продукции. Производится оценка воздействия этих факторов на то, как меняется прибыль от реализации продукции.

10. Необходимо провести анализ использования прибыли. Оценка проводится на основе формы № 2 «отчета о финансовых результатах».

11. Проводится факторный анализ чистой прибыли. В ходе проверки рассчитываются коэффициенты потребления прибыли, капитализации и темпа устойчивого роста собственного капитала.

12. Завершающим этапом являются анализ и оценка дивидендного дохода на одну акцию. Акционерное общество показывает информацию в двух величинах: базовой прибыли на акцию и прибыли на акцию.

Базовой прибылью является отношение чистой прибыли компании после выплаты дивидендов по привилегированным акциям к средневзвешенному количеству обыкновенных акций.

Зарубежные методы анализа финансовых результатов отличаются рядом показателей и порядком проведения оценки финансового состояния предприятия. Рассмотрим некоторые методики зарубежных авторов.

1. Двухфакторная модель – основывается на двух ключевых показателях:

− коэффициент текущей ликвидности;

− коэффициент финансовой зависимости.

Еще этот метод называется «модель Альтмана», является самым простым и показывает вероятность банкротства. Суть модели заключается в перемножении двух ключевых показателей на соответствующие константы.

Z = a + b*(коэффициент текущей ликвидности) + y*(удельный вес заемных средств в активах) [5,с.105].

2. Модель Таффелера и Тишоу [5,с.268]. На основе подхода Альтмана британские ученые построили четырехфакторную модель с отличающимся набором факторов:

Z = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4,

где X1 – прибыль от реализации / краткосрочные обязательства;

X2 – оборотные активы / сумма обязательств;

X3 – краткосрочные обязательства / сумма активов;

X4 – выручка от реализации / сумма активов.

Преимущество заключается в простоте расчета и возможности применения при проведении внешнего диагностического анализа.

Рассмотрев все эти методики, можно сказать, что при выборе того или иного метода каждому предприятию необходимо учитывать особенности его функционирования, а также то, какие цели должны быть достигнуты в процессе анализа.

Таким образом, зарубежные предприятия в своей практике применяют различные подходы к определению экономической сущности финансовых результатов (прирост чистых активов, разница между доходами и расходами, прирост собственного капитала), а также к их анализу. Степень детализации последнего определяется наименованием рассчитываемых показателей (прибыли, рентабельности, добавленной экономической стоимости и др.) и методами его проведения. В частности, помимо индикаторов, отраженных в бухгалтерской и финансовой отчетности, принято вычислять показатели номинальной, реальной, минимальной, нормальной, целевой, максимальной, недополученной прибыли, потока наличности, валового и чистого самофинансирования. Среди методов анализа наиболее информативным является факторный маржинальный анализ прибыли и рентабельности – посредством построения модели Дюпона.


Библиографический список
  1. Анализ финансовых отчетов предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afdanalyse.ru/ publ/finansovyj_analiz/method_fin_analiza/ (дата обращения 20.11.2017).
  2. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 368 с.
  3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. Учебное пособие. / С.В. Дыбаль. – СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2014. – 304 с.
  4. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studepedia.org/index. php?vol=2&post=11841 (дата обращения: 20.11.2017).
  5. Система анализа финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. http://coolreferat.com/Система_анализа_финансового_состояния_предприятия (дата обращения: 20.11.2017).
  6. Информационное обеспечение анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukaplus.ru/archive/2016/5/3


Все статьи автора «Зиннятуллина Алсу Абдулбариевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: