СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ

Борисова Наталия Владиславовна
Московский государственный университет им. М.В Ломоносова
студент, магистр высшей школы государственного аудита (факультет)

Аннотация
В современном российском обществе остро стоит проблема развития предпринимательства, требуется государственное регулирование по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и частной инициативы. Предпринимательство может успешно развиваться лишь при наличии определенных условий и факторов, обеспечивающих формирование благоприятной предпринимательской среды. Однако, осуществление предпринимательской деятельности неизбежно влечет возникновение различного рода разногласий, споров, конфликтов.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Н.В. Специфика конфликта интересов в предпринимательской среде // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/84930 (дата обращения: 05.12.2017).

Одним из существенных демотиваторов, а, в известной мере, и деструкторов современного общественного развития России, в том числе и в сфере экономики, выступает длящееся в своем разрешении противоречие между ценностями и экономическими интересами людей, которое ныне проявляется в конфликтных формах.

Экономические интересы выступают как направленность деятельности субъектов экономики на удовлетворение их потребностей: личных, производственных; материальных и нематериальных; первичных и производных, и др. Взаимосвязь потребностей и экономических интересов носит не прямой, непосредственный, не линейный характер, но реализуется в матрице «потребности – ценности (мотивы) – экономические интересы (заинтересованность)»[1].

Под конфликтом интересов в предпринимательской среде понимается столкновение интересов различных субъектов, связь между которыми может быть основана как на профессиональных, так и личных, экономических и других отношениях. Это реально или потенциально возможные отношения, основанные на столкновении интересов различных субъектов предпринимательской среды, причиняющие или могущие причинить им вред.

Предпринимательство как особая сфера профессиональной деятельности является важным элементом рыночной экономики, опорой и двигателем развития и обновления всех сторон жизни общества.

Предпринимательская деятельность, понимаемая как сфера деятельности особой группы людей – предпринимателей, большинством исследователей определяется как процесс создания чего-то нового, как инициативная деятельность, основанная на самостоятельности и риске, предполагающая финансовую, моральную и социальную ответственность, направленная на получение прибыли и личное удовлетворение.

Предпринимательская деятельность представляет собой многообразное явление, тесно связанное с различными сферами общества, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Как социальное явление предпринимательство отражает процесс формирования нового слоя людей, способных создавать и реализовывать собственное дело, проявлять инициативу, творчество, добиваться поставленных целей. В свою очередь, общество заинтересовано в устойчивости предпринимательской деятельности, так как она социально и экономически обоснована.

Разрешение конфликтов интересов в предпринимательской деятельности имеет большое значение, т.к. столкновение противоположных интересов, проявляющееся в противоборстве, может принимать различные формы.

Наиболее распространёнными конфликтами интересов в предпринимательской практике являются конфликты с внутренней и внешней предпринимательской средой, внутрикорпоративные споры, конфликты с потребителями товаров и услуг, конфликты с чиновниками и, безусловно, конфликты с партнерами по бизнесу.

Как правило, зачастую источником конфликта выступают противоречия социального мира, проявляемые в человеческих взаимоотношениях, отражающих своеобразие предпринимательской деятельности. Кроме того, они обусловлены интеллектуальным и духовным уровнем развития конфликтующих субъектов. В основе конфликта предпринимателей могут находиться как объективные, так и субъективные противоречия.

Особое внимание в предпринимательской деятельности следует уделять субъективному фактору, поскольку конфликты интересов неизбежны, и их возникновение обусловлено как осознанным столкновением интересов противоборствующих сторон, так и противоречивостью стратегий, используемых сторонами при решении возникших проблем.

Объективно возникающие конфликты, как правило, связаны с намерением достичь определенную цель.

Конфликты интересов в предпринимательстве связаны с осознанным (с выгодой для себя) противоборством сторон и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Это могут быть конфликты, связанные с борьбой за авторские права (патентные конфликты), семейные экономические конфликты, бытовые, потребительские и др.

В зависимости от типа хозяйствующего субъекта, конфликтующими сторонами могут выступать индивидуальный предприниматель, предприятие, организация, государство. Кроме участников конфликта, важное значение имеют объект конфликта.

Кроме общих причин, конфликты в любом обществе порождаются зачастую причинами частного порядка, например, правонарушениями, которые могут представлять собой либо нарушение закона, либо нарушение договоров, связывающих стороны.

Одной из существенных причин конфликтов интересов в области предпринимательства может являться несовершенство законодательства, во многом его устарелость, противоречивость, возможность неоднозначных интерпретаций правовых норм.

Таким образом, причины конфликтов интересов в предпринимательской среде можно условно разделить на общие – институциональные (деструктуризация экономических отношений), нормативные (несовершенство законодательства), и частные – нарушение закона или договора, психологические причины.

Правовое понятие «конфликт интересов» применительно к предпринимательству, все чаще находит свое закрепление в российском законодательстве, причем в законодательных актах различной отраслевой принадлежности.

В каждом законе указанная правовая категория выполняет свою правовую функцию, связанную со сферой регулирования того или иного нормативного правового акта.

Свое правовое значение указанное понятие приобретает и применительно к сфере гражданско-правового регулирования отношений с участием юридических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью.

Непосредственно правовая категория «конфликт интересов» в гражданском праве используется для регулирования деятельности некоммерческих организаций и находит свое нормативное закрепление в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (ст. 27), Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации»[2] (ст. 38), а также в ряде иных нормативных правовых актах, определяющих правовое положение некоммерческих организаций. Понятие «конфликт интересов» в указанных актах используется для регулирования отношений, при которых определенные лица некоммерческой организации (заинтересованные лица) совершают (намереваются совершить) от имени некоммерческой организации какие-либо юридические действия, в том числе сделки. При этом фактические признаки конфликта интересов закон не устанавливает, а презюмирует наличие такого конфликта при условии совершения от имени юридического лица действий определенной категорией лиц, именуемой «заинтересованные лица»[3].

В ряде законов, регулирующих деятельность юридических лиц, используется более узкое понятие «заинтересованность в совершении сделки», причем такое состояние также презюмируется при совершении от имени юридического лица действий заинтересованными лицами. Критерии отнесения субъекта к категории «заинтересованное лицо» четко определены в законах. Несмотря на различия в законодательной базе, оформляющей ситуации конфликта интересов в отношениях с участием различных юридических лиц, представляется возможным выделить общие для всех юридических лиц признаки заинтересованного лица, применительно к частному сектору.

Во-первых, таким заинтересованным лицом является представитель юридического лица (например, руководитель, заместитель руководителя, либо член органа управления юридического лица).

Во-вторых, такой представитель должен быть связан какими- либо отношениями зависимости с контрагентом юридического лица, например, корпоративными, либо трудовыми или родственными отношениями, либо такой представитель сам выступает в качестве контрагента юридического лица.

Урегулирование конфликта интересов в гражданско-правовых отношениях с участием юридических лиц осуществляется с помощью правового механизма, включающего ряд правовых элементов, в числе которых можно выделить:

- нормативное закрепление понятия и перечня заинтересованных лиц, круга аффилированных лиц;

- определение в законе процедуры согласования сделки при конфликте интересов (сделки с заинтересованностью);

- установление правовых последствий нарушения указанной процедуры.

Причем такие правовые механизмы различаются в зависимости от вида (организационно-правовой формы, типа) юридического лица. При этом основные различия можно проследить на уровне вышеуказанных правовых элементов. Так, например, в отношении автономного учреждения круг аффилированных лиц определен более подробно, нежели круг таких лиц в отношении иных организаций.

Различия имеют место и в процедуре согласования сделки при конфликте интересов.

Наконец, третья группа различий касается правовых последствий совершения сделок при конфликте интересов (сделок с заинтересованностью).

Представляется возможным выделить и обобщить различия в правовых механизмах регулирования конфликта интересов в гражданском праве применительно к коммерческим и некоммерческим организациям.

Так, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (ст. 27) закрепляется обязанность заинтересованных лиц некоммерческой организации соблюдать ее интересы прежде всего в отношении целей ее деятельности[4].

Подобный подход правового регулирования считаем отвечающим сущности некоммерческой организации, как юридического лица, чья правоспособность определяется целями деятельности, не связанными с извлечением прибыли. Указанный прием правового регулирования считаем целесообразным распространить в отношении всех некоммерческих организаций, в том числе в отношении автономного учреждения.

В отношении коммерческих организаций как организаций, целью деятельности которых является извлечение прибыли, законодатель использует иной подход: так, институт «сделки с заинтересованностью» направлен в большей степени на недопущение извлечения заинтересованными лицами имущественной выгоды в ущерб имущественным интересам коммерческой организации как юридического лица.

Различия прослеживаются и в правовых последствиях совершения сделок в условиях конфликта интересов применительно к коммерческим и некоммерческим организациям.

Так, в отношении коммерческих организаций возможность признания сделки с заинтересованностью недействительной связана не только с нарушением порядка ее совершения (согласования), но и с имущественными последствиями для такой организации и обжалующего сделку лица (п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»[5]). Законодательство о некоммерческих организациях возможность признания сделки при конфликте интересов недействительной с подобными последствиями не связывает.

Интересно, что этот же подход используется законодателем и в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 22 ФЗ № 161 ФЗ[6]). Здесь закреплена возможность признания сделки с заинтересованностью недействительной лишь при нарушении процедуры ее совершения безотносительно к причинению ущерба предприятию или иному лицу, обжалующему такую сделку, а также безотносительно к иным правовым последствиям как в случае с большинством коммерческих организаций.

Обоснование такого правового подхода, по-нашему мнению, состоит в специальной правосубъектности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Для законодателя здесь важен не столько факт причинения убытков предприятию, сколько соблюдение целей деятельности предприятия как юридического лица.

Современная корпорация нередко вынуждена действовать в сложных социально-экономических условиях. Это связано с нестабильностью рыночной конъюнктуры, изменчивостью валютных курсов, не всегда корректными федеральным и региональным законодательством, решениями отраслевых министерств и ведомств. С другой стороны корпорации в своей деятельности, порой, используют механизмы сокрытия доходов и неуплаты налогов в бюджеты различных уровней; применяют, так называемые, «серые» схемы выплаты заработной платы, допускают нарушения трудового законодательства и грубые ошибки корпоративного менеджмента.

По этой причине в корпоративных конфликтах участвуют довольно много субъектов: учредители и акционеры, руководители корпораций и их подразделений, члены органов управления корпорацией, участники рынка ценных бумаг. Здесь же фигурируют члены трудового коллектива, менеджеры, кредиторы и дебиторы, контрагенты и собственники актива, органы государственной власти и местного самоуправления и их представители, контрольные и надзорные структуры.

Многообразие участников конфликтов интересов предполагает множество их видов. Различают  конфликты интересов деловые, обусловленные профессиональной деятельностью, исполнением служебных обязанностей; личностные конфликты интересов затрагивают неофициальные отношения.

В предпринимательской среде нередко наблюдается взаимовлияние, взаимосмешение деловых и личных конфликтов, что осложняет академическую чистоту их классификации и разрешение.

В зависимости от субъектного состава участников внутрикорпоративных отношений и конфликтов эксперты предлагают следующую их классификацию конфликтов интересов:

- между уровнями корпоративного управления;

- внутри органов корпоративного управления;

- между головной (материнской) компанией и дочерними (зависимыми обществами).

Симметричные и несимметричные конфликты связаны с распределением прибыли и дивидендов между акционерами, а также рисков и потерь.

Вертикальные конфликты «сверху вниз» характеризует неэффективный корпоративный менеджмент.

Вертикальные конфликты «снизу вверх» связаны с низкой производственной, служебной и исполнительской дисциплиной персонала.

Для понимания сущности конфликта необходимо знание характеристик конфликтующих сторон.

Судебная практика позволяет выделить иные критерии корпоративных конфликтов: например, по составу и целям участников корпоративных конфликтов, методам достижения целей и основаниям возникновения корпоративных конфликтов, способам разрешения и последствиям корпоративных конфликтов.

В рыночной модели трудовых отношений внутрикорпоративное поведение сводится к эквивалентному обмену взаимными услугами. Поэтому эффективное корпоративное управление предъявляет к сотрудникам достаточно строгие требования. К таковым обычно относят точное и в установленный срок исполнение служебного или производственного задания, способность безупречно выполнять большой объем работы, способность брать на себя ответственность и другие, обусловленные характером деятельности корпорации.

Отклонение, или уклонение, от этих требований создает благоприятную атмосферу для развития конфликта интересов, чаще всего – разрушительного свойства.

В настоящее время одними из главных игроков на рынке являются различные корпорации. ГК РФ дает следующее определение корпорации: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)».

В зарубежной науке принято считать, что понятие корпорация охватывает все виды компаний, независимо от того, организованы они в соответствии с гражданским или общим правом, являются собственностью государства, юридических или физических лиц, частными или публичными.

Эти характеристики корпорации определяют особенности корпоративных конфликтов интересов.

Функционирование организации характеризуется тем, что она постоянно совмещает поведенческие тенденции своих сотрудников и повторяющиеся организационные проблемы. С этой точки зрения организация представляет собой сеть организационных субъединиц, взаимосвязи и взаимоотношения между которыми характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, испытывая взаимозависимость, люди, в то же время, преследуют свои личные интересы[7]. Корпоративные конфликты интересов имеют выраженные черты внутренних конфликтов.

Среди факторов, создающих условия для возникновения конфликтов интересов называются следующие:

1) перегруженность работой, что нередко связано с сокращением персонала, оптимизацией штатов;

2) неравномерное распределение между работниками производственных и служебных заданий;

3) неблагоприятные условия труда;

4) заблокированные каналы внутрикорпоративной информации между руководством и персоналом, между структурными подразделениями и т.д.

Важной составляющей конфликтов интересов являются недостаточно четкие нормативные основания деятельности предприятий. К ним обычно относят неэффективный судебный контроль, неразработанность механизмов, характеризующих ответственность менеджеров и мажоритарных акционеров, несоответствие управленческой модели, задаваемой законом, потребностям бизнеса и многое другое.

Конфликтогенность корпоративных конфликтов интересов в условиях современной России обусловливается многими причинами. Так, эксперты объясняют их особенностями культуры социально-трудовых отношений, традициями хозяйственной деятельности, которые выражаются в непрозрачности рынка труда, трудовой пассивностью, низким уровнем заработной платы, глубокой имущественной дифференциацией, обнищанием населения, ослаблением зависимости между трудом и доходом и многими другими факторами.

Характер корпоративного конфликта интересов в значительной мере обусловлен уровнем социального самочувствия работников. Категория эта психологическая и определятся эмоциональным отношением к событиям, фактам, связанным с деятельностью корпорации, самооценкой личности сотрудников.

Понятие «социальное самочувствие» представляет собой совокупность многих факторов. В частности, сюда можно отнести такие из них, как самооценка личности, социальный статус, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне, взаимоотношения в семье и трудовом коллективе, отношения с руководством и подчиненными и т.д. Влияние этих факторов взаимообусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами в стране.

Социальное самочувствие в известной мере определяет соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения социальных потребностей. Оно, в данном случае, приобретает черты своеобразного агента социального действия. Социальное самочувствие, как психологическое состояние, тесно связано с другой его гранью – социальным настроением, которое через социальные установки становится побудителем к социальному действию.

На социальное самочувствие участников конфликта интересов определенным образом влияет общая социально-экономическая ситуация в стране. За последние два года реальные доходы населения снизились на 10 процентов, реальные заработные платы – на 9, конечное потребление упало на 14 процентов. Люди добровольно сокращают потребление[8]. Социальное самочувствие зависит от возможности осуществить свои надежды и чаяния, нужды и замыслы. В целом социальное самочувствие можно оценивать как способность личности и коллектива преодолевать препятствия в достижении поставленных целей, формулировать конструктивные предложения в трудных ситуациях, добиваться сплочения персонала, его мобилизации для решения возникающих проблем.

В этих условиях конфликт интересов может приобретать созидательный характер. В противном случае могут развиваться разрушительные формы конфликта интересов. Это приводит к текучести персонала, корпорацию покидают наиболее квалифицированные сотрудники, снижается управленческая и исполнительская дисциплина, падают прибыли, доходы персонала.

Все это приводит к нарушению гражданского, трудового, а нередко и уголовного законодательства.

В странах с англосаксонской правовой системой конфликт в отношении собственности возникает между акционерами и менеджментом.

В США конфликт в отношении собственности может возникнуть между акционерами и менеджерами. Причина состоит в том, что менеджеры не несут риски потери своего имущества. В ходе осуществления своей деятельности они рискуют собственностью акционеров, и поэтому существует соблазн совершать действия, приносящие ему «частные выгоды», которые будут противоречить интересам акционеров. Акционерам сложно скоординироваться для того, чтобы эффективно контролировать менеджмент и в данной ситуации происходит расхождение интересов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам.

В любой компании существует расхождение интересов по управлению и ведению дел, однако при правильно выстроенной системе управления данные разногласия можно свести к минимуму. В идеале интересы всех субъектов корпоративных отношений должны стать тождественными и быть направленными в сторону интересов корпорации.

Появление корпоративных конфликтов в России начинается с появлением частных корпораций, где между участниками корпоративных отношений возникают разногласия по поводу распределения корпоративного имущества.

В настоящее время отечественные цивилисты предлагают разделить корпоративные конфликты на три группы:

Конфликты, возникающие в процессе управления компанией.

Конфликты, возникающие при осуществлении корпоративного шантажа, целью которого является побуждение корпорации или ее крупных участников выкупить у миноритарного участника принадлежащий ему пакет акций или долю по цене, превышающей их рыночную стоимость.

Конфликты, направленные на установление контроля над корпорацией со стороны той или иной группы участников[9].

В основном конфликты происходят между миноритариями и контролирующими акционерами.

Все эти конфликты имеют общую особенность:

- во-первых, большинство из них возникает в отношении корпоративной собственности;

- во-вторых, несмотря на несомненный прогресс в совершенствовании корпоративного законодательства, миноритарии по-прежнему часто сталкиваются со значительными трудностями в отстаивании своих прав.

Обостряющим фактором выступает агрессивное поведение со стороны контролирующих акционеров, именно с их стороны происходит явное и грубое ущемление прав миноритариев.

Большинство корпоративных конфликтов негативно влияют на деятельность хозяйственного общества. Позитивным в подобной ситуации является увеличение случаев применения арбитражными судами статьи 10 ГК РФ, которая увеличивает степень защиты той стороны корпоративного спора, которая использует свои права добросовестно, а также учитывает определенные негативные последствия для субъекта, который злоупотребляет своими правами.

Конфликт интересов в предпринимательской среде часто вызван корпоративным конфликтом.

Как правило, корпоративные споры и конфликты негативно воздействуют на бизнес, а кроме того приводят к тому, что теряется контроль над деятельностью компании и даже прекращению её функционирования.

Одним из видов корпоративных конфликтов считается корпоративный шантаж или гринмейл. Обычно считается, что миноритарные акционеры практически не могут оказать влияние на жизнь и систему управления акционерного общества. Но это не так.

Миноритарные акционер может создать обществу множество проблем.

Причиной может послужить, например, недовольство политикой управления обществом. В последствие, это может привести к серьезным столкновениям внутри организации.

Кроме того, миноритарный акционер может прибегнуть к корпоративному шантажу (гринмейлу.- это вариант встречного взаимодействия со стороны акционеров с наименьшей численностью акций на поведение (правомерное или неправомерное) со стороны мажоритарных акционеров.

Термин «гринмейл» (с британского green mail – «зеленая почта») в иностранной литературе понимают как поведение, нацеленное на получение определенного числа акций фирмы, которых будет в достаточно, для того, чтобы реализовать опасность ее враждебного поглощения, с целью последующей перепродажи акций назад фирме, по повышенной стоимости.

Российское право пока не имеет точного определения термина «гринмейл», и кроме того не содержит предписаний, направленных на его обнаружение и его прекращение.

Корпоративный шантаж, гринмейл – это обстоятельства, в рамках которых держатель акций (участник), который обладает пакетом акций, чья величина никак не дает возможность оказывать значительное воздействие на управление коммерческой организацией, через злоупотребление собственными корпоративными правами, значительно усложняет функционирование компании, с целью реализации собственного пакета по повышенной стоимости контролирующему акционеру (соучастнику) либо лично акционерному обществу, или извлечения от указанных лиц неимущественного, либо материального предоставления (сделок исполнении работ и т.п.).

Можно также заметить, что в США прибыли от реализации акций по стоимости превышающей их рыночную цену, попадают под налогообложение по ставке в 80%. Это дает возможность сделать корпоративный шантаж невыгодной и лишенной смысла деятельностью.

Корпоративному шантажу нередко свойственны поступки миноритарных акционеров, носящие формально законный вид.

Аналогичные воздействия являются злоупотреблением законом, а ориентированы они на формирование неблагоприятных последствий для акционерского общества (препятствие либо неосуществимость ведения фирмой обычного функционирования), задача корпоративного шантажа – приобретение акционером (акционерами) материальной или же неимущественной выгоды

С юридической оценки, также выделяют такие симптомы корпоративного шантажа

-гринмейл это результат активных или пассивных (воздержание от действий) действий некоторых держателей акций или групп акционеров АО;

корпоративный шантаж устремлен на организацию соответствующих отрицательных последствий для сообщества и (или) его акционеров в некоторой определенной форме;

- процесс гринмейла подразумевает, что в итоге будет извлечена выгода в имущественной или неимущественной форме, за воздержание от действий или наоборот, за осуществление действий.

Часто через физических лиц – акционеров общества, оказывают воздействие профессиональные гринмейлеры.

Одним из наиболее известных способов ведения корпоративного шантажа – это информационный способ. Порядок реализации права на информацию предусмотрен, в частности, в статье 52 Закона «Об акционерных обществах» (далее Закон «Об АО») (информация о проведении всеобщего собрания акционеров), статьями 90 и 91 Закона «Об АО» (обеспечение акционеров информацией).

При данном способе, действия гринмейлеров в основной массе ситуаций связаны с получением информации об акционерном обществе через направление деятельных запросов акционерами (ст. 91 Закона «Об АО»). Акционеры, чтобы осуществить корпоративный шантаж, часто требуют предоставления огромного числа бумаг с целью ознакомления, а кроме того предоставить копии документов, что затрудняет осуществление обществом обычной хозяйственной деятельности, отрывает работников от исполнения их ключевых, прямых обязанностей.

Так, например, частые многократные запросы акционеров (чаще миноритарных) о предоставлении большого количества копий документов общества, а также документов для ознакомления, действительно являются действенным способом корпоративного шантажа. Ведь при неисполнении данных запросов в установленное время, общество может быть втянуто в судебные разбирательства.

Возникают ситуации, когда несколько акционеров, владеющих весьма незначительным количеством акций, могут вынудить акционерное общество содержать специальное помещение и достаточно большой штат обслуживающего персонала, который будет занят исключительно поиском соответствующих материалов и своевременным предоставлением их акционерам.

При этом деятельность ряда подразделений акционерного общества будет частично парализована, поскольку их персонал будет занят исключительно подготовкой документов для акционеров.

Противодействовать такому опасному явлению все-таки можно. Для борьбы с ним следует помнить такие принципы гринмейлеров как:

В большинстве случаев, шантажист стремится к быстрому получению максимально возможной прибыли.

Гринмейлер, зачастую использует в шантаже несовершенство действующего законодательства[10].

В заключении можно сказать, что для управления корпоративными отношениями должен быть определен баланс интересов как мажоритарных, так и миноритарных акционеров, самого общества и государства в целом.

Подобное воздействие на корпоративные отношения, обеспечивающее баланс интересов всех участников этих отношений, сводит к минимуму конфликты их интересов, обеспечивает устойчивое существование корпоративных отношений, их развитие.

Итак, проведенное в данной части работы исследование позволяет нам сделать следующие выводы. Урегулирование конфликта интересов в гражданско-правовых отношениях в предпринимательской среде осуществляется с помощью правового механизма, включающего в качестве элементов:

- нормативное закрепление понятия и перечня заинтересованных лиц, круга аффилированных лиц;

- определение в законе процедуры согласования сделки при конфликте интересов (сделки с заинтересованностью);

- установление правовых последствий нарушения указанной процедуры.

Различия в правовых механизмах урегулирования конфликта интересов в отношении отдельных юридических лиц обусловлены их принадлежностью к виду (категории коммерческой либо некоммерческой организации), а также к той или иной организационно-правовой форме (типу) юридического лица.

Гражданско-правовое регулирование конфликта интересов в отношениях в предпринимательской среде направлено на обеспечение соблюдения целей деятельности юридического лица, надлежащей защиты его интересов, недопущения их подмены интересами заинтересованных лиц и поддержание тем самым стабильности гражданского оборота.

Итак, конфликты интересов в предпринимательской среде отличаются спецификой и разнообразием форм проявления. В зависимости от источников конфликта, необходимо воздействие на конфликтную ситуацию и управление уже имеющими место конфликтами. Для выработки научно обоснованной системы таких мер требуется глубокий анализ объективных и субъективных факторов, с целью их учета при разрешении конфликтов и снижении их остроты в предпринимательской среде.


Библиографический список
  1. Лазутина А.Л., Лыкова Е.С., Овчинникова Т.М. Конфликт ценностей и экономических интересов в современной экономике / В сборнике: Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы материалы IV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 230-232.
  2. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, N 50, ст. 4870.
  3. Чепарина О.А. Гражданско-правовое регулирование конфликта интересов в отношениях с участием юридических лиц / В сборнике: Шестой Пермский конгресс ученых-юристов. 2016. С. 337.
  4. Чепарина О.А. Гражданско-правовое регулирование конфликта интересов в отношениях с участием юридических лиц / В сборнике: Шестой Пермский конгресс ученых-юристов. 2016. С. 339.
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.
  6. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
  7. Утенков Г.Г. Предупреждение и разрешение корпоративных конфликтов как условие стабильного социально-экономического развития страны / В сборнике: Стратегические направления развития науки, образования, технологий Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017. С. 23.
  8. Аганбегян А.Г. От кризиса к росту // Труды Вольного экономического общества России. Том 204. Москва, №2, 2017. С. 30.
  9. Батечко А.А., Мамедгасанова С.И.К. Конфликты интересов субъектов хозяйственного общества в отношениях собственности / В сборнике: Материалы конференций ГНИИ “НАЦРАЗВИТИЕ”. 2017. С. 155.
  10. Буйнова Е.О. Корпоративный шантаж, как один из видов корпоративных конфликтов / В сборнике: Актуальные проблемы российского частного права. 2017. С. 22.


Все статьи автора «Борисова Наталия Владиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: