ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ

Субботина Татьяна Николаевна1, Салова Виктория Юрьевна2
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента
2Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, магистрат направления «Инновационный менеджмент»

Аннотация
В статье приведён сравнительный анализ понятия «инновационный климат организации», также дано авторское определение. Определены составляющие инновационного макроклимата организации. Проанализированы основные показатели инновационной деятельности России и зарубежных стран. Выделены основные причины, препятствующие развитию инновационного климата организаций России. Определена ведущая проблема формирования инновационного климата организации - невосприимчивость сотрудников к инновациям, отсутствие осознания положительного эффекта от их внедрения. Предложены мероприятия для решения указанной проблемы.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Субботина Т.Н., Салова В.Ю. Формирование и совершенствование инновационного климата организации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84848 (дата обращения: 18.04.2024).

Современное развитие экономики трактует тенденцию к все более широкому использованию и внедрению инноваций для поддержания конкурентоспособности организации. Поэтому в данных условиях большую роль играет инновационный климат организации.

Изучению инновационного климата и его роли в обеспечении инновационной направленности социально-экономического развития хозяйственных систем посвящены труды признанных мировых ученых, как Л. Водачек, П. Кругман, Я. Кук, П. Майерс, Ф. Никсон, Б. Твисс, Й. Шумпетер, а также современных российских исследователей С.А. Бабенко, В.А. Устинова, С.Ю. Ляпиной, Е.А. Горбашко, О.В. Малахова, Р.А. Фатхутдинова, В.Е. Зуева и др.

Анализ научных статей, монографий, исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет сформировать общее представление о понятии «инновационный климат», а также определить, что данная тема является актуальной в настоящее время. Несмотря на активное изучение данной проблемы, нет единого представления о её решении, также отсутствует методика решения.

Изучение проблемы следует начать с определения понятия инновационный климат организации, которое имеет много трактовок. В таблице 1 приведен обзор определений термина.

Таблица 1 – Обзор понятий термина «инновационный климат организации»

Автор

Определение

П.Шеко Своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия совокупности таких факторов, как наличие мирового порога знаний, инновационных финансовых ресурсов, инновационных предпринимателей, поля инновационной активности [1].
В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина Состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели [2].
Т.И. Шерстобитова Условия, в которых функционирует предприятие и определяет его возможность создавать и потреблять инновации [3].
Е.Б. Каган Состояние внешней среды данного предприятия в конкретный момент времени, содействующее или противодействующее достижению его инновационных целей и реализации инновационной стратегии развития [4].
С.А. Филин, О.В. Малахов, Р.А. Фатхутдинов, Н.Н. Саксина, С.А. Бабенко Состояние внешней среды организации, совокупность внешних и внутренних условий функционирования организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности, разработку и реализацию новых идей на рынке, достижение инновационной цели [5].

Анализируя вышепредставленную таблицу, можно сформулировать следующее определение термина. Инновационный климат организации – это совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на создание, внедрение или потребление инноваций, способствующих или препятствующих ведению активной инновационной деятельности, и изменяющих инновационный потенциал организации.

Так как инновационный климат представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, имеет смысл говорить о двух его составляющих макроклимат и микроклимат, которые в свою очередь включают  четыре сферы.

Составляющие инновационного макроклимата организации подразделяются на четыре основные сферы.

1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).

2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).

3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).

4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).

Составляющие инновационного микроклимата организации подразделяются также на четыре основные зоны.

1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.

2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий.

3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.

4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих [6].

В России становление на инновационный путь произошло сравнительно недавно в большей степени для того, чтобы уйти от сырьевой направленности экономики, а также для поддержания высокого уровня жизни населения и закрепления позиций на мировой арене.

Но опыт других стран нельзя полностью наложить на российскую экономику ввиду особенностей развития России.

Анализ развития инновационной деятельности России и зарубежных стран показал, что нашей стране необходимо совершенствовать инновационный климат, как страны, так и организации.

 Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности России и зарубежных стран, %. 2015 год [7]

Наименование

показателей

Россия

Австрия

Германия

Норвегия

Швеция

Удельный вес организаций промышленности, осуществляющих технологические инновации

9,3

59,9

65,8

39,3

47,2

Удельный вес работников, выполняющих исследования и разработки в инновационно – активных организациях промышленности

2,5

3,4

4,9

5,0

9,8

Удельный вес продукции организаций промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженной продукции

41,3

87,5

87,9

78,0

85,6

Удельный вес новой промышленной продукции в общем объеме продукции, в т.ч.:
Новой продукции для рынка;

0,5

8,4

7,1

4,6

3,5

Новой продукции для организации, но не новой для рынка

1,9

23,1

40,3

18,4

32,1

Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленности

2,8

3,2

5,3

1,8

7,1

Анализируя данные таблицы 2, можно говорить о том, что основные причины, препятствующие развитию инновационного климата организаций России, это недостаточная поддержка государства в инновационной сфере, а также отсутствие заинтересованности, сопротивление людей созданию, внедрению и использованию инноваций, консерватизм.

Рассматривая формирование и совершенствование инновационного климата организации, в качестве ведущей проблемы, выделяют невосприимчивость сотрудников к инновациям, отсутствие осознания положительного эффекта от их внедрения, которое замещается появлением неудобств, связанных с боязнью нового, неизведанного.

Для решения поставленной проблемы можно использовать следующие мероприятия:

- подготовка персонала, включающая профессиональную переподготовку, психологическую и тренинги. Психологическая подготовка должна обеспечить преодоление барьеров неприятия внедрения новшеств, а тренинги должны способствовать развитию практических навыков работы в новых условиях, а также снижению рисков провала внедрения инноваций.

- внедрение системы материального стимулирования на основе стимулов, способствующих побуждению сотрудника к ведению и адекватному восприятию инновационных идей, поощрение рационализаторских предложений;

- создание, пополнение и использование в стратегическом управлении «банка идей» организации;

- организация отдела/ группы по инновационному развитию, осуществляющего активное взаимодействие с персоналом по поводу совершенствования деятельности, обсуждения рационального внедрения инноваций в организации, выявления лидеров, способных возглавлять инновационные проекты и продвигать инновации.

Но нельзя не брать во внимание роль государства в формировании инновационного климата организаций. Основным моментом в области государственной поддержки формирования инновационного климата является формирование законодательной  и нормативно-правовой базы в инновационной сфере, обеспечивающей гарантии исследователям и инноваторам в защите прав на изобретения и получении соответствующего дохода от их использования.

Таким образом, необходимо применение усилий, как со стороны государства, так и со стороны организаций и осуществление двустороннего взаимодействия для формирования благоприятного инновационного климата, способствующего развитию инновационной направленности экономики страны в целом и обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций с зарубежными конкурентами.


Библиографический список
  1. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм.// Проблемы теории и практики управления, 1999. – № 2. – С. 71-76.
  2. Гунин В.Н. управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7/В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина.М.:ИНФА-М, 2000.-101 с.
  3. Шерстобитова Т.И. Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – Пенза: Издательство ПГУ, 2009 – 126 с.
  4. Каган Е.Б. Разработка методики оценки инновационной позиции предприятия с учетом различной значимости инновационного потенциала  и климата / Е.Б. Каган // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/103-6180(дата обращения 12.11.2017)
  5. Пархоменко О.В. Особенности формирования инновационного климата организации / Пархоменко О.В. // Научный альманах. – 2016. – № 10-1 [Электронный ресурс]. URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.10.01.262.pdf (дата обращения 12.11.2017)
  6. Половников С.С. Инновационный потенциал организации. Теория и расчет. / Половников С.С. // Международный студенческий научный вестник : Актуальные проблемы инноватики. – 2014. – № 1.- с. 25
  7. Постой К.В., Каграманова Т.И. Развитие инновационной деятельности в России. Сравнительный анализ с зарубежными странами // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11  [Электронный  ресурс].   URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73619 (дата обращения: 12.11.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Субботина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация