Современное развитие экономики трактует тенденцию к все более широкому использованию и внедрению инноваций для поддержания конкурентоспособности организации. Поэтому в данных условиях большую роль играет инновационный климат организации.
Изучению инновационного климата и его роли в обеспечении инновационной направленности социально-экономического развития хозяйственных систем посвящены труды признанных мировых ученых, как Л. Водачек, П. Кругман, Я. Кук, П. Майерс, Ф. Никсон, Б. Твисс, Й. Шумпетер, а также современных российских исследователей С.А. Бабенко, В.А. Устинова, С.Ю. Ляпиной, Е.А. Горбашко, О.В. Малахова, Р.А. Фатхутдинова, В.Е. Зуева и др.
Анализ научных статей, монографий, исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет сформировать общее представление о понятии «инновационный климат», а также определить, что данная тема является актуальной в настоящее время. Несмотря на активное изучение данной проблемы, нет единого представления о её решении, также отсутствует методика решения.
Изучение проблемы следует начать с определения понятия инновационный климат организации, которое имеет много трактовок. В таблице 1 приведен обзор определений термина.
Таблица 1 – Обзор понятий термина «инновационный климат организации»
Автор |
Определение |
П.Шеко | Своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия совокупности таких факторов, как наличие мирового порога знаний, инновационных финансовых ресурсов, инновационных предпринимателей, поля инновационной активности [1]. |
В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина | Состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели [2]. |
Т.И. Шерстобитова | Условия, в которых функционирует предприятие и определяет его возможность создавать и потреблять инновации [3]. |
Е.Б. Каган | Состояние внешней среды данного предприятия в конкретный момент времени, содействующее или противодействующее достижению его инновационных целей и реализации инновационной стратегии развития [4]. |
С.А. Филин, О.В. Малахов, Р.А. Фатхутдинов, Н.Н. Саксина, С.А. Бабенко | Состояние внешней среды организации, совокупность внешних и внутренних условий функционирования организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности, разработку и реализацию новых идей на рынке, достижение инновационной цели [5]. |
Анализируя вышепредставленную таблицу, можно сформулировать следующее определение термина. Инновационный климат организации – это совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на создание, внедрение или потребление инноваций, способствующих или препятствующих ведению активной инновационной деятельности, и изменяющих инновационный потенциал организации.
Так как инновационный климат представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, имеет смысл говорить о двух его составляющих макроклимат и микроклимат, которые в свою очередь включают четыре сферы.
Составляющие инновационного макроклимата организации подразделяются на четыре основные сферы.
1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).
2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).
3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат на федеральном уровне, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).
4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).
Составляющие инновационного микроклимата организации подразделяются также на четыре основные зоны.
1. Зона хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.
2. Зона капиталовложений – инвестиции в развитие новых технологий.
3. Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.
4. Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих [6].
В России становление на инновационный путь произошло сравнительно недавно в большей степени для того, чтобы уйти от сырьевой направленности экономики, а также для поддержания высокого уровня жизни населения и закрепления позиций на мировой арене.
Но опыт других стран нельзя полностью наложить на российскую экономику ввиду особенностей развития России.
Анализ развития инновационной деятельности России и зарубежных стран показал, что нашей стране необходимо совершенствовать инновационный климат, как страны, так и организации.
Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности России и зарубежных стран, %. 2015 год [7]
Наименование показателей |
Россия |
Австрия |
Германия |
Норвегия |
Швеция |
Удельный вес организаций промышленности, осуществляющих технологические инновации |
9,3 |
59,9 |
65,8 |
39,3 |
47,2 |
Удельный вес работников, выполняющих исследования и разработки в инновационно – активных организациях промышленности |
2,5 |
3,4 |
4,9 |
5,0 |
9,8 |
Удельный вес продукции организаций промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженной продукции |
41,3 |
87,5 |
87,9 |
78,0 |
85,6 |
Удельный вес новой промышленной продукции в общем объеме продукции, в т.ч.: | |||||
Новой продукции для рынка; |
0,5 |
8,4 |
7,1 |
4,6 |
3,5 |
Новой продукции для организации, но не новой для рынка |
1,9 |
23,1 |
40,3 |
18,4 |
32,1 |
Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленности |
2,8 |
3,2 |
5,3 |
1,8 |
7,1 |
Анализируя данные таблицы 2, можно говорить о том, что основные причины, препятствующие развитию инновационного климата организаций России, это недостаточная поддержка государства в инновационной сфере, а также отсутствие заинтересованности, сопротивление людей созданию, внедрению и использованию инноваций, консерватизм.
Рассматривая формирование и совершенствование инновационного климата организации, в качестве ведущей проблемы, выделяют невосприимчивость сотрудников к инновациям, отсутствие осознания положительного эффекта от их внедрения, которое замещается появлением неудобств, связанных с боязнью нового, неизведанного.
Для решения поставленной проблемы можно использовать следующие мероприятия:
- подготовка персонала, включающая профессиональную переподготовку, психологическую и тренинги. Психологическая подготовка должна обеспечить преодоление барьеров неприятия внедрения новшеств, а тренинги должны способствовать развитию практических навыков работы в новых условиях, а также снижению рисков провала внедрения инноваций.
- внедрение системы материального стимулирования на основе стимулов, способствующих побуждению сотрудника к ведению и адекватному восприятию инновационных идей, поощрение рационализаторских предложений;
- создание, пополнение и использование в стратегическом управлении «банка идей» организации;
- организация отдела/ группы по инновационному развитию, осуществляющего активное взаимодействие с персоналом по поводу совершенствования деятельности, обсуждения рационального внедрения инноваций в организации, выявления лидеров, способных возглавлять инновационные проекты и продвигать инновации.
Но нельзя не брать во внимание роль государства в формировании инновационного климата организаций. Основным моментом в области государственной поддержки формирования инновационного климата является формирование законодательной и нормативно-правовой базы в инновационной сфере, обеспечивающей гарантии исследователям и инноваторам в защите прав на изобретения и получении соответствующего дохода от их использования.
Таким образом, необходимо применение усилий, как со стороны государства, так и со стороны организаций и осуществление двустороннего взаимодействия для формирования благоприятного инновационного климата, способствующего развитию инновационной направленности экономики страны в целом и обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий и организаций с зарубежными конкурентами.
Библиографический список
- Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм.// Проблемы теории и практики управления, 1999. – № 2. – С. 71-76.
- Гунин В.Н. управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7/В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина.М.:ИНФА-М, 2000.-101 с.
- Шерстобитова Т.И. Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – Пенза: Издательство ПГУ, 2009 – 126 с.
- Каган Е.Б. Разработка методики оценки инновационной позиции предприятия с учетом различной значимости инновационного потенциала и климата / Е.Б. Каган // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/103-6180(дата обращения 12.11.2017)
- Пархоменко О.В. Особенности формирования инновационного климата организации / Пархоменко О.В. // Научный альманах. – 2016. – № 10-1 [Электронный ресурс]. URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.10.01.262.pdf (дата обращения 12.11.2017)
- Половников С.С. Инновационный потенциал организации. Теория и расчет. / Половников С.С. // Международный студенческий научный вестник : Актуальные проблемы инноватики. – 2014. – № 1.- с. 25
- Постой К.В., Каграманова Т.И. Развитие инновационной деятельности в России. Сравнительный анализ с зарубежными странами // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73619 (дата обращения: 12.11.2017).
Количество просмотров публикации: Please wait