УДК 332

ВОСПИТАНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Апакашева Мария Евгеньевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация
Проблема уклонения от налогообложения в современной России носит массовый характер. Одной из главных причин «уклонистской» тенденции является низкий уровень налоговой культуры российских граждан. Поэтому воспитание налоговой культуры населения требует все более новых и современных подходов. Информационно-просветительская работа является одним из главных направлений деятельности областных налоговых органов в рамках клиентоориентированного подхода, обозначенного Федеральной налоговой службой.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Апакашева М.Е. Воспитание налоговой культуры как метод совершенствования налоговой политики на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84650 (дата обращения: 10.11.2017).

В настоящее время для Российской Федерации характерна проблема уклонения от налогообложения. Такой тип налогового поведения, как «уклонистский», охватывает не только сферу предпринимательства и бизнеса, но и налогоплательщиков – физических лиц. Поэтому можно говорить, что уклонение от уплаты налогов – проблема массового характера. Это обусловлено несколькими причинами: моральными, политическими, экономическими, техническими. Отдельно можно выделить пятую группу причин, связанную с формированием налоговой культуры, а если говорить более конкретно – с  низким уровнем налоговой культуры российских граждан.

Под термином «налоговая культура» можно понимать своевременную уплату налогов и сборов,  обязательных отчислений в бюджет в установленные законодательством сроки. Сущность налоговой культуры раскрывается через три основные функции: ценностная, познавательно-преобразовательная и регулятивная [1]. Одним из главных элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Налоговая дисциплина включает в себя «регулярное формирование, развитие и контроль этических, моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщика выполнять налоговые обязательства перед бюджетами с учетом синхронности взаимодействия налоговых органов по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств» [2]. Понятие налоговой культуры в широком смысле охватывает не только деятельность налогоплательщиков, но и деятельность налоговых органов, причем эта деятельность находится в тесной взаимосвязи. Налоговое законодательство оказывают влияние на налогоплательщиков,  но и с их стороны наблюдается определенное давление на налоговую службу. Выход такого давления за рамки общей культуры приводит к конфликтным ситуациям, а в дальнейшем – к уклонению от налогообложения.

Повышение уровня налоговой культуры и укрепление налоговой дисциплины зависит не только от категории налогоплательщиков и налогового законодательства, но и от качества работы представительных органов государства. Именно налоговые органы, осознав проблему низкого уровня финансовой грамотности населения, правового нигилизма, которая наносит материальный и культурный ущерб государству, а так же способствуют совершению экономических преступлений, должны разработать программу мероприятий, нацеленных на сглаживание и искоренение названной проблемы.

В связи с этим многие регионы Российской Федерации, в лице Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ,  развернули кампании по информированию налогоплательщиков, по внедрению экономической учебы налогоплательщиков разных категорий. Просветительская работа проводится систематически, рассчитана на разливные слои населения, в зависимости от возраста и рода деятельности,  в направлении воспитания у российских граждан  налоговой культуры.

Информирование налогоплательщиков – самостоятельный, эффективный весьма действенный инструмент в работе налоговых органов, направленный на повышение уровня налоговых поступлений. Взаимодействуя со средствами массовой информации, налоговые инспектора регионов ставят цель заявить о себе, опровергнуть негативное мнение, завоевать доверие налогоплательщиков. Информационная работа налоговых органов на уровне субъектов РФ, нацеленная на воспитание налоговой культуры и грамотности населения, а также на формирование позитивного имиджа налоговой службы и ее сотрудников, способствует росту объема налоговых поступлений.

Работа по информированию налогоплательщиков на региональном уровне, прежде всего, направлена на поощрение налоговых вложений. Налоговики региона для изменения мотивации налогоплательщиков используют стратегию, направленную на формирование у жителей понимания собственной значимости и ответственности за формирование бюджета и дальнейшее развитие территории, на которой они проживают.   За последние годы произошел качественный рывок в информационной работе налоговиков Астраханской, Орловской и Волгоградской областях. Управлением ФНС России по Орловской области, Управлением ФНС России по Астраханской области и Управлением ФНС России по Волгоградской области были изменены подходы в информировании налогоплательщиков.

Сегодня, каждая инспекция Астраханской области ежеквартально размещает в печатных изданиях более десяти публикаций, не менее трех тематических видеосюжетов на сайте nalog.ru. Для сравнения, десять лет назад участие инспекций Астраханской области  в информационной работе заключалось в подготовке одного интервью в местных СМИ в течение квартала [3].

Областным Управлением проводятся конкурсы среди журналистов Астраханской области на лучший материал  по налоговой тематике в электронных и печатных средствах массовой информации. Управлением сформирован перечень лояльных журналистов, на постоянной основе освещающих вопросы налоговой тематики.

Весной 2016 года по приказу Управления ФНС России по Орловской области специалисты Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Орловской области организовали работу мобильных налоговых офисов  в шести районах – Знаменском, Троснянском, Орловском, Урицком, Шаблыкинском и Сосковском.

Налогоплательщики, обратившиеся за консультацией в налоговые офисы, познакомились с порядком представления сведений о полученных доходах и правами граждан на получение налоговых вычетов. Также сотрудники инспекции рассказывали жителям области о порядке исчисления имущественных налогов и заявительном характере предоставления льготы.  В ходе работы мобильных налоговых офисов большое внимание было уделено информированию граждан о преимуществах использования электронных услуг и сервисов ФНС России. Специалисты отметили, что консультации в ходе выездной работы в апреле-мае 2016 года получили более  60 тысяч человек [4].

Отдельное направление информационной работы – занятия с учащимися школ, средне-специальных и высших учебных заведений, направленные на воспитание молодого поколения налогоплательщиков – экономически грамотных граждан с высоким чувством ответственности за свою страну. С января по сентябрь 2017 года орловские налоговики провели 40 уроков налоговой грамотности со школьниками и студентами[4].

УФНС России по Волгоградской области принимает активное участие в процессе организации различных мероприятий в целях повышения налоговой грамотности населения региона как одной из основных составляющих финансовой грамотности. Одним из основных направлений деятельности налоговых органов является развитие налоговой культуры налогоплательщиков путем адресного информирования различных групп граждан. Для учащихся начальных классов средних школ проводятся экскурсии в инспекции. Детей знакомят с работой операционных залов и в игровой форме рассказывают им об истории возникновения, целях и задачах налоговой службы. Сотрудниками инспекций регулярно проводятся уроки налоговой грамотности для учеников младших классов и старшеклассников. В ходе занятий ребята знакомятся с основными понятиями: налоги, бюджет, бюджетные средства. Особое внимание уделяется вопросам, которые школьники могут применить на практике: расчету налогов, уплачиваемых гражданами, и Интернет-сервисам налоговой службы. С 2012 года УФНС России по Волгоградской области совместно с Министерством по образованию и науке Волгоградской области и Департамента по образованию администрации г. Волгограда реализуется проект по проведению занятий по элективному курсу «Основы налоговых знаний» для учащихся старших классов средних школ. В текущем году занятия по данному курсу прошли в 277 школах Волгоградской области. За время реализации проекта проведено 3080 теоретических и практических учебных занятий, на которых присутствовало 13786 учеников [5].

К сожалению, подобным положительным опытом в сфере информационно-просветительской работы могут похвастаться не все субъекты Российской Федерации, а только некоторые из них.

В рамках «Стратегической карты ФНС России на 2017-2021 годы», документа, содержащего стратегию развития налоговой службы, зафиксировано, что региональные Управления должны разрабатывать программы развития налогоплательщиков региона.  Под развитием налогоплательщиков понимается развитие налоговой культуры и мотивации налогоплательщиков, в т.ч. развитие клиентоориентированных коммуникаций с целевыми группами налогоплательщиков [6].

Реализация направления «развитие налогоплательщиков региона» состоит из трех компонентов [6]. Первый – это определение целевых групп налогоплательщиков и проведение политики в рамках  клиентоориентированного подхода. Необходимо учитывать особенности, потребности и возможности различных групп налогоплательщиков для адресного информирования.

Второе направление – информационные кампании с использованием всевозможных каналов телекоммуникаций. Информационная деятельность направлена в этом случае на формирование чувства личной ответственности в гражданском обществе за уровень качества жизни, за состояние социальной сферы, на формирование налоговой культуры и мотивации платить налоги.

Третья составляющая направления «развитие налогоплательщиков региона» – это широкое использование средств и каналов коммуникаций, нацеленных на донесение новых возможностей Федеральной налоговой службы и ее электронных сервисов.

Повышение уровня налоговой культуры российских граждан возможно при условии применения новых и современных подходов. Информационно-просветительская работа является одним из направлений налоговых органов в обеспечении необходимой информацией налогоплательщиков и предоставлении ответов на вопросы, которые периодически возникают у налогоплательщика, когда поднимается тема налогов.

Формирование налоговой культуры у «маленьких» налогоплательщиков и повышение налоговой культуры у взрослого населения России возможно только в случае обратной связи между государством, в лице налоговых органов, и налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговое законодательство фиксирует безвозмездный характер налогов, налогоплательщик, платя налоги, все равно рассчитывает на предоставление услуг государством. Анализ зарубежной практики показывает,  что во многих развитых странах доля налогов составляет около 45—55 % от общей суммы доходов. При этом уровень налоговой культуры и собираемость налогов в бюджет находятся на достаточно высоком уровне. В чем секрет?! Это объясняется предоставлением качественных социальных, медицинских услуг, оказываемых государством. Сегодня Российская Федерация не может похвастаться развитой системой обратной связи в системе налогообложения. Например, транспортный налог – налог целевого характера. Поступления по данному налогу в бюджеты субъектов РФ не велики. А если рассмотреть состояние  дорог во многих субъектах РФ, то оно далеко от идеального, именно это является демотивирующим фактором уплаты данного налога.

Таким образом, федеральная налоговая служба при разработке программ по повышению уровня налоговой культуры и их внедрению в регионы, должна параллельно разрабатывать новые схемы и способы взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, улучшающие положение последних.


Библиографический список
  1. Халикова Э.А., Гиниятуллина Д.Р. Формирование налоговой культуры в России // Современные технологии управления. 2014. № 11(47). URL: http://sovman.ru/article/4711/ (дата обращения 28.10.2017).
  2. Лукъяненков М.В. Налоговая дисциплина как элемент социально ответственного поведения государства, бизнеса и граждан // Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Общественные науки.  2007. № 3. URL: http://izvuz.pnzgu.ru/files/izvuz.pnzgu.ru/on_2007_3.pdf (дата обращения 28.10.2017).
  3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Управление ФНС России по  Астраханской области. URL: https://www.nalog.ru/rn30/ (дата обращения 25.10.2017).
  4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Управление ФНС России по  Орловской области. URL: https://www.nalog.ru/rn57 (дата обращения 25.10.2017).
  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Управление ФНС России по  Волгоградской области. URL: https://www.nalog.ru/rn34/ (дата обращения 25.10.2017).
  6. Приказ ФНС России от 02.12.2016 № ММВ-7-1/666@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2017 – 2021 годы». URL:  http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=674704#0 (дата обращения 27.10.2017).


Все статьи автора «Апакашева (Костромитина) Мария Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: