УДК 346.7

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЫНКА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Романова Юлия Владимировна
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования

Аннотация
В данной статье раскрывается актуальность исследования рекламной деятельности, благодаря которому возможно выявление недоработок и противоречий в действующем законодательстве и разработка решений по их устранению в системе права.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Ю.В. Проблемы осуществления государственного контроля рынка рекламы в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84645 (дата обращения: 08.11.2017).

Реклама в современном мире является важнейшим инструментом рыночного маркетинга, на нее расходуются гигантские суммы, т.к. она является показателем прибыльности для производителя товара или услуги.

Рекламный бизнес сегодня захватывает широкие аспекты экономики и производства, используя при этом огромные человеческие ресурсы как отдельный вид деятельности в современном обществе. Рынок рекламы занимает устойчивую позицию в структуре национальной экономики, имеются статистические данные по количеству работающих граждан, занятых в сфере рекламы. Ещё одной важной особенностью рекламного рынка является тот факт, что основными игроками на нем выступают средства массовой информации, для которых реклама – один из основных источников дохода.

Общественная система развивается благодаря ключевым факторам: информации и технологиям воздействия на массовое сознание, поэтому рекламный рынок сегодня наиболее динамично растущий рынок в мире. В современном мире, благодаря средствам массовой информации, стало возможно не контролированное воздействие на широкие слои населения с помощью рекламы. В тоже время, и рекламодатель, и рекламоизготовитель остаются безразличны к социальным последствиям своей деятельности, т.к. относятся к ней как к источнику извлечения прибыли в настоящий момент. Именно этот аспект рекламной деятельности обусловливает необходимость государственного регулирования данной сферы общественных отношений [1, c.192].

Реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, которым может выступать товар (работа, услуга), средство его индивидуализации, продавец или изготовитель товара, результат интеллектуального труда либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игра, пари)[2, c.56].

Закон Российской Федерации №38-ФЗ от 13.03.2006 (редакция от 03.07.2016 г.) «О рекламе» дает следующее определение: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, независимо от места ее производства, отношения в сфере рекламы регулируются нормами Федерального закона №38-ФЗ (редакция от 03.07.2016 г.) «О рекламе» [3, c.18-25].    

Определяются две группы субъектов рекламной деятельности: те, кто непосредственно занимается созданием и распространением рекламной информации, и те, для кого проводятся все рекламные кампании. К первой группе относятся рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, а ко второй — неопределенный круг потребителей рекламы[4, c.44-53].

  • рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и/или содержание рекламы лицо;
  • рекламопроизводитель – лицо, юридическое или физическое, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения;
  • рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • потребители рекламы – лица, для привлечения внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

У каждого субъекта имеются свои права и обязанности, которые прописаны в ФЗ «О рекламе». Также отметим, что некоторые права и обязанности субъектов схожи.

Рекламная деятельность – то вид рыночной деятельности, результатом которой выступает рекламный товар, распространяемый через услуги рекламоизготовителя и рекламораспространителя, оплаченный рекламодателем, таким образом, чтобы вызвать требуемую реакцию спроса целевого потребителя. Также рекламная деятельность рассматривается с позиции тех субъектов рынка, для которых реклама является основным видом деятельности как глубоко продуманная и научно организованная структура, проявляющаяся в:

  • процессе, который осуществляется с момента возникновения потребности в рекламе и до момента её выпуска на медиаканалах;
  • многоуровневой системе: на макроуровне как крупнейший вид бизнеса со своей отраслью и рекламным рынком, а на микроуровне как важнейшая статья затрат в бюджете рекламодателя, направленная на инвестирование в марку;
  • концепции управления потребителем через рекламу, стратегиями рекламы в комплексе продвижения, маркетинга, рекламным рынком и др.

Основными объектами государственного регулирования рекламы являются:

− рекламная деятельность в целом;

− реклама товаров, содержащих скрытую угрозу для покупателей;

− применение в рекламе необоснованных утверждений;

− охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;

− правовая защита товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности;

− реклама, вводящая в заблуждение и содержащая «исчезающую приманку»;

−использование сравнений в рекламе;

− реклама, направленная на детей и др.[5, c.15-23].

Законодательная и контролирующая функция государства на рынке рекламы проявляется в установлении «правил игры» и контроле за их соблюдением, а также ограничении сферы распространения рыночных механизмов и введении тех или иных регуляторов.

Для вмешательства государства в систему производства и потребления рекламных услуг есть объективные причины, прежде всего это защита прав и интересов субъектов данного рынка и обеспечение правил для взаимодействия его участников. Цель государственного регулирования – обеспечить правовые и экономические условия для непрерывного функционирования рынка рекламы.

Основными функциями государственного контроля на рынке рекламы являются:

  1. Определять и обеспечивать соблюдение границ действий всех участников рекламного рынка и их экономического взаимодействия посредством законодательства;
  2. Пресекать рекламу, вводящую в заблуждение потребителей и способную нанести вред их здоровью;
  3. Предотвращение монополизма в сфере рекламной деятельности;
  4. Защищать всех субъектов рекламной деятельности от недобросовестной конкуренции;
  5. Привлекать к административной ответственности за несоблюдение рекламного законодательства виновных лиц;
  6. Сотрудничать с негосударственными структурами, регулирующими рекламную деятельность изнутри.

Каждая функция регулирования рекламы действует в соответствии с определенными законодательными и рекомендательными нормами и правилами[6].

Таким образом, основным инструментом осуществления государственного контроля над рекламной деятельностью является законодательная база. Законодательные органы издают законы, а исполнительные органы власти – указы и постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности. Правовые нормы могут носить характер разрешения или запрета. Запрещающие положения законодательных актов фиксируют конкретные формы ответственности рекламодателей за их нарушения. Нарушения законов в рекламной деятельности влечет за собой ответственность, которая определяется соответствующими законами или нормативным актами[6, c.202].


Библиографический список
  1. Жуковская Л.М. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в РФ. Дисс. канд. юрид. наук. – Москва, 2013. – 192 с.
  2. Богацкая С.Г., к.э.н., доцент кафедры управления рекламным бизнесом МГУП, учебно-методический комплекс по дисциплине Правовое обеспечение рекламной деятельности, Москва, 2010. – С.56
  3. Колядо Е.В. Особенности нормативно-правового регулирования рекламы медицинской деятельности и ответственность за нарушения действующего законодательства // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2014. – №1 / том 124. – С. 18-25
  4. Журавлёв Г.К. Рекламная деятельность. М.: ИНФРА-М, 2004. С.44-53
  5. Антонов Л.В. Специфика государственного регулирования рекламного рынка в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №2. – С. 15-23
  6. Нюняев В. О. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах. Дисс. канд. юрид. наук. – Москва, 2011. – 202 с.


Все статьи автора «Романова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: