ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СУБЪЕКТОВ РФ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Оголихина Светлана Дмитриевна1, Выскребенцева Антонида Николаевна1, Шерстюк Ярослав Николаевич1
1Уральский государственный экономический университет, магистрант кафедры "Финансовых рынков и банковского дела"

Аннотация
Статья посвящена анализу влияния современного экономического кризиса на бюджетную политику субъектов РФ. На основании бюджета республики Башкортостан проведен анализ доходной и расходной части бюджета, выявлены изменения в докризисный и текущий этап развития экономики. Предложены мероприятия по совершенствованию бюджетной политики на уровне региона и страны в целом.

Ключевые слова: бюджет субъекта, бюджетная политика, бюджетный процесс, доходы, источники финансирования бюджета, расходы, республика Башкортостан, экономический кризис


THE IMPACT OF THE CRISIS ON THE STATE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITIES OF THE SYSTEM BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN BUDGET ANALYSIS

Ogolikhina Svetlana Dmitrievna1, Vyskrebentseva Antonida Nikolaevna1, Sherstuk Yaroslav Nikolaevich1
1Ural State Economic University, Undergraduates of the Department "Financial Markets and Banking"

Abstract
This article analyzes the impact of the current economic crisis on the budgetary policy of the Russian Federation subjects. Based on the budget of the republic of Bashkortostan analyzes the revenue and expenditure side of the budget, the changes detected in the pre-crisis and the current stage of economic development. The measures on improvement of fiscal policy at the level of the region and the country as a whole.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Оголихина С.Д., Выскребенцева А.Н., Шерстюк Я.Н. Влияние кризиса на состояние бюджетной системы субъектов РФ на примере анализа бюджета республики Башкортостан // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77610 (дата обращения: 29.03.2024).

Современный этап развития российской экономики характеризуется ее кризисным состоянием, проявление негативных сторон которого отражается не только на рыночной системе, но и на бюджетной сфере. Негативные изменения в бюджетной системе характеризуются в первую очередь снижением поступлений от доходов в бюджеты всех уровней и увеличением необходимости дополнительного финансирования, а также ростом социальных расходов. Как следствие возникает проблема поиска дополнительных источников финансирования, способных аккумулировать финансовые ресурсы и направить их на решение государственных задач [1].

Соотношение доходов и расходов конкретного бюджета субъекта РФ влияет не только на устойчивое и эффективное развитие региона, но и на социально-экономическое положение страны в целом, поскольку благодаря эффективному перераспределению средств осуществляются и реализуются различные экономические  и социальные программы [2].

В условиях кризиса важно не только сохранить потенциал всех регионов РФ, но и обеспечить стабильность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации в целом. Для выявления основных проблем и путей их решения необходимо провести анализ бюджета конкретного субъекта РФ, сравнив его показатели докризисного уровня и показателей в период кризиса [3].

На основе бюджета одного из самых развитых регионов России – республики Башкортостан, являющегося субъектом-донором федерального бюджета,  проведем анализ ее бюджета, сравнив показатели за 2013 и 2015 гг. На основе этого выявим тенденции, произошедшие с начала экономического кризиса российской экономики, выделим текущие проблемы и обозначим возможные пути совершенствования бюджетной политики данного субъекта.

В целом, все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые и безвозмездные поступления [4]. Для выявления изменений в бюджете Республики Башкортостан нами была рассмотрена структура доходов бюджета за 2013 и 2015 гг. За исследуемый период времени существенных изменений в процентном соотношении между видами доходов не наблюдалось. В общем выражении как в 2013, так и 2015 году 82% от всех доходов бюджета составляли налоговые и неналоговые поступления, из них 18% приходилось на безвозмездные поступления в бюджет. Основную долю в структуре доходов бюджета занимают налоговые и неналоговые поступления. Более детальная структура налоговых и неналоговых поступлений в плановом и фактическом выражении в разрезе исследуемых периодов представлена на рис.1[5;6].

 

Рис. 1. Структура налоговых и неналоговых доходов в бюджете Республики Башкортостан за 2013 и 2015 гг. в %

Таким образом, основной источник финансирования бюджета Башкирии – налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. В 2015 году произошло его снижение почти на 2%, что свидетельствует о снижении прибыли предприятий и доходов населения страны,  поскольку налог на прибыль организаций поступает в бюджет субъекта в размере 17 %, а НДФЛ в размере 85%, что составляет значительную часть финансовых ресурсов субъекта. Высокую долю в структуре доходов республики в 2013 и 2015 гг. составляли налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ, а также региональный налог на имущество, который 100% выражении поступает в бюджет субъекта. Его доля в фактическом выражении возросла с 10,9% до 11,4% за исследуемый период. Увеличение доли налога на имущество связано, в первую очередь, с изменением налоговой базы с инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость с 1 января 2015 года для Республики Башкортостан.

За исследуемый период отмечался прирост доходов, однако фактический показатель отличался от планового почти на 2%. Доходы от акцизов сократились на 8%, что могло быть связано с увеличением акцизов в 2014 году и падением спроса на подакцизные товары в связи с ростом цен и снижением покупательной способности населения в период кризиса. Сокращение доходов от налога на игорный бизнес, возможно, связано с «уходом в тень» субъектов игорного бизнеса, в связи с недостаточно разработанной законодательной базой и появлением новых идей обойти закон и не платить налоги. Отмечается увеличение прироста транспортного налога, что может быть связано с тем, что в 2015 г. вступили в силу изменения НК РФ о повышающем коэффициенте при расчете налога на автомобили, стоимость которых превышает 3 млн. руб. Но при этом увеличились доходы от уплат штрафов и санкций, их прирост составил более 100 %.

В структуре безвозмездных поступлений Республики Башкортостан был отмечен значительный прирост дотаций, связанный с увеличением расходов на повышение оплаты труда в бюджетной сфере. В 2015 году произошло сокращение субсидий, связанное с большим возвратом остатков за предыдущие года. Также стоит отметить, что в 2015 году отсутствовали безвозмездные поступления от государственных организаций.

Анализ расходной части бюджета за 2013 и 2015 гг. выявил следующие положения.

В целом, фактические расходы бюджета республики Башкортостан в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 4,8 %. При этом доходы увеличились на 15,4%, что свидетельствует об эффективной бюджетной политики и положительных тенденциях в развитии экономики Башкирии.

Возрос удельный вес фактических расходов на национальную экономику, здравоохранение и социальную политику. Произошло снижение расходов на: общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, физическую культуру и спорт, а также на средства массовой информации. Сократились расходы на социальное обслуживание населения, физическую  культуру и спорт, что произошло и на территории всей страны в целом, так как именно данные статьи расходов сокращают в первую очередь в условиях кризиса.

Более чем в два раза увеличились расходы на финансирование государственного и муниципального долга, что является негативным явлением. По всем статьям расходов плановые показатели выше, нежели фактические, что свидетельствует о недоиспользовании средств на запланированные расходы.

В результате напряженной мировой политической обстановки, на территории всей страны, в том числе и в республике были увеличены расходы на национальную безопасность страны. Их увеличение в бюджете Башкирии составило более чем 8 млн. рублей. В 2015 году были увеличены расходы на национальную экономику, это стало следствием появления многочисленных программ в целях реализации политики импортозамещения  с целью повышения отечественного производства товаров в условиях обостренного внешнеполитического кризиса.

Анализируя показатели бюджета республики за 2013 и 2015 гг. можно прийти к выводу о том, что фактический дефицит заметно снизился. Однако активный (запланированный) дефицит выше фактического. Следовательно, возможно имеется проблема недоиспользования запланированных средств для осуществления расходов. В целом бюджетная политика органов государственной власти республики Башкортостан реализуется достаточно эффективно. Прирост налоговых доходов  в 2015 году сократился в связи со снижением поступлений от акцизов и налога на игорный бизнес. Это связано со сложной сложившейся экономической  обстановкой на уровне всей страны в целом. Негативное влияние на формирование финансовой базы региона оказали процессы, происходящие в экономике страны в целом – это и снижение темпов производства, и низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых), и значительная доля убыточных предприятий.

Эффективность бюджетной политики зависит от многих факторов. Не смотря на то, что регион развивается достаточно эффективно и имеет высокую степень устойчивости к проявлениям кризиса органам государственной власти данного субъекта РФ необходимо все же обеспечить ряд мер, направленных на совершенствования бюджетной политики региона. В частности, пересмотреть принципы бюджетного планирования, уделив особое внимание к среднесрочным и долгосрочным плановым периодам, законодательно закрепив данные положения. Продолжать развитие конкурсной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, и совершенствование всей технологии закупочных процессов. Обеспечить полную мобилизацию финансовых ресурсов на дальнейшее повышение уровня социально-экономического развития республики. Продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве.

Итак, на государственном уровне необходимо предусмотреть дальнейшие организационные мероприятия, нацеленные на развитие бюджетного процесса и межбюджетных отношений, такие как повышение эффективности работы органов исполнительной власти республики, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов, совершенствование управления государственным долгом, совершенствование политики Республики Башкортостан в области инвестиций.


Библиографический список
  1. Стрельников Е.В.Проблемы коррекции рентабельности капитала // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 35. С. 29-33.
  2. Исхакова Ф. С. Галимова Г. А. Анализ регионального бюджета как инструмента регулирования экономики. // Проблемы современной экономики, N 2 (28), 2014.
  3. Чалдаева Л.А., Красикова А.С., Федчин И.Н. Бюджетный кризис: способы преодоления и перспективы развития регионов // Региональная экономика: теория и практика 2015. № 44 (419). С. 2-9.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от от 30.11.2016)  // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 17.12.2016)
  5. Закон республики Башкортостан «Об исполнении бюджета республики Башкортостан за 2013 год» от 11.07.2014 №130-з (дата обращения 18.12.2016)
  6. Закон республики Башкортостан «Об исполнении бюджета республики Башкортостан за 2015 год» от 17.06.2016 №392-з (дата обращения 18.12.2016)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Оголихина Светлана Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация