УДК 165.745

О РАЗВИТИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ

Вакулик Ирина Ивановна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат филологических наук, доцент кафедры украинского и классических языков

Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы космологической картина мира, презентующей спектр гуманистических идей, которые зарождались на европейской почве и нашли дальнейшее распространение в общефилософском научном пространстве. Анализ литературных источников, а также памятников литературы свидетельствует о формировании научной мысли отдельных исторических периодов.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в контексте европейской научной мысли идеи гуманизма приобрели первостепенное значение - человек был провозглашен высшей ценностью.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вакулик И.И. О развитии идей гуманизма в контексте европейской научной мысли // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84382 (дата обращения: 30.09.2017).

Проблема восприятия и интерпретации в сознании – многоаспектное и сложное явление, исследуемое на стыке многих наук, зачастую называют интердисциплинарным (Г. Клаус, В. Ситаров, К. Жоль, Е. Панов, Ф. Бацевич, Е. Селиванова, Г. Почепцов). «Тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурных традиций подтверждает общую закономерность, что человечество, становясь взаимосвязанным и единым, не утрачивает своих этнических достоинств. Социальные и культурные изменения всегда были главной составляющей эволюции человека, и было бы ошибочным рассматривать этносы как раз и навсегда сформированные сообщества. Эти сообщества и являются результатом развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных реалий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых неожиданных источников в процессе человеческой жизнедеятельности » [1].

Космологическая картина мира, заложенная римским (по происхождению) кардиналом М. Кузанским и Л. да Винчи, утверждала: существуют тесные связи между космосом и человеком, поэтому Вселенная всецело выполняет роль огромного механизма, которому подчиняется все. Движение Земли (и поступательное, и вращающееся) у Коперника уже выступало не как возможное предположение, а как важный космологический принцип. Начался революционный процесс высвобождения науки из сетей догматизма, процесс становления науки нового времени на новых методологических принципах. Важнейшими звеньями этого процесса были научные достижения И. Кеплера и Галилея. На основании открытого закона сохранения импульса Р. Декарт пришел к выводу о том, что мир, хотя и создан высшими силами, но является таковым, что способен эволюционировать под влиянием только естественных причин. Основываясь на созданную «теории вихрей», автор развил космологические представления о непрерывности в строении нашего мира.

Начиная с древнеиндийских и античных философов, мысль о том, что человек и его жизнь тесно связаны с природой, причем не только с той, которая непосредственно окружает человека, а со всей природой, с космосом, со Вселенной, пронизывала исследования не протяжении не одного столетия. «Человек выступил в единстве тела и души, а затем пред ним возник вопрос, как поступить, чтобы достичь истинного бытия. И в зависимости от того, какие сущности его формировали, и происходили принципиальные основы поведения. Так возникли морально-педагогические системы» [2 с. 294].

В истории культуры это было время чрезвычайного взлета философской мысли в самых различных сферах деятельности. Эта эпоха была богата на гигантов мудрости. Только лишь перечень выдающихся имен говорит сам за себя: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Пьетро Помпонацци, Лоренцо Валла, Джулио Ванини, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Томас Мор, Мишель Монтень, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский,Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер и др..

Петрарка считают первым гуманистом Европы, который выдвинул идею энциклопедического образования, где источником вдохновения должна была выступать древняя классическая культура. Этой мыслью была пронизана вся деятельность ученого: его четыре трактата ( «De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria», «De otio religioso», «De vera sapientia»), полемические произведения («Contra medicum quendam invectivarum libri IV», «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia», «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum»), исторические труды («Vitae virorum illustrium», «De sui ipsius et multorum ignorantia», «De rebus memorandis libri IV») – яркое тому подтверждение.

Педагогические идеи Витторино да Фельтре стали проявлением «эпохи гуманизма и гуманистического образования, были ориентиром для многих ученых в их теоретических и практических педагогических поисках» [3]. Цель воспитания заключалась в формировании гармонично развитого человека. В его «Casa Giocosa» («Доме радости»), расположенном при дворе герцога Гонзага в Мантуи, имела возможность учиться детвора из бедных семей, а также представители из других стран (Франции, Германии, Греции). Проводя занятия на свежем воздухе при любых погодных условиях, педагог, используя элементы игры, отказался от схоластических диспутов и телесных наказаний. Основой обучения он считал классические языки, а потому предпочитал чтение античных авторов, изучение общественных наук, занятия музыкой. Так, по его мнению, можно было развить индивидуальные способности учеников [4].

Колюччо Салютати ввел собственно само понятие «гуманистическое образование» – по-новому осмыслил развитие человека. Также описал весь комплекс гуманитарных дисциплин (филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику), которые, по его мнению, должны были способствовать благотворительности и преуспеть в достижении учености, достигаемой кропотливым трудом. Как тут не вспомнить крылатую фразу античности Gutta cavat lapidem, non vi, sed saepe cadendo. Siс vir fit doctus, non vi, sed saepe studendo («Капля точит камень не силой, однако частым падением. Так человек становится умнее не силой, но частым обучением»).

Леонардо Бруни отстаивал идею полноценного развития личности [5; 6, с. 580], Пьетро Паоло Верджерио в трактате «De ingenuis moribus» («О благородных привычках и науках») изложил требования, выдвигаемые для гуманистической школы, а комедия «Павел» была посвящена «исправлениями нрава юношей» [7, с. 344; 8 с. 829].

Франческо Филельфо был наделен блестящим даром поэта и считался лучшим латинистом свое время. Король Альфонс Неаполитанский собственноручно надел на него лавровый венок, а Папа Николай V, назначив апостольским секретарем, поручил перевод Гомера на латынь. Лоренцо Валла утверждал, что в воспитании прежде всего необходим приоритет добра. Его произведения – трактат «De linguae latinae elegantia» (выдержал 30 изданий только в XV в.), «Sermo de mysterio Eucharistiae», а также труды Лета Помпонио (Giulio Pompomo Leto) из римской истории («De jurisperitis», «De Romanorum magistratibus», «De legibus», «De romanae urbis antiquitate», «Compendium historiae Romanae ab interitu Gordiani usque ad Justinum III») хотя и носят историко-филологическое направление, однако их ценность в контексте развития педагогических идей века бесспорна.

Яркими личностями епохи раннего Возрождения были философ, теолог и ученый Марсилио Фичино, стремившийся сделать веру ученой, философию религиозной, религию философской, былое священным, а святость мудрой («De Christiana religione», «Theologia рlatonica»); Джованни Пико делла Мирандола, настоятель монастыря доминикийцев во Флоренции («900 propositiones»: «Conclusiones philosophicae, cabalistiсае et theologicae»); философ Пьетро Помпонацци («De anima»); политик и дипломат Макиавелли («In Principe», «Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio», «Delle storie Florentine», «Arte della Guerra»), который учил властвовать над людьми, изучая их привычки, желания и способности.

Философия также начинает претендовать на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее истоком и итогом, методологией науки и ее обобщением, теорией высшего порядка. Она осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение.

В произведениях Данте Алигьери («Божественная комедия», «Пир», «О монархии») автор приходит к выводу о том, что в человеке сочетается божественное и земное, которые создают определенное единство – блаженство земного и вечного. В «Тезисах» Джованни Пико делла Мирандолы человечество увидело иерархию мира, в котором Бог выступал как завершающая сущность всего существующего. В «Речи о достоинстве человека» четко ощутимо искусство возвеличия и созидания самого себя.

Задумываясь над проблемами эпохи («Об ученом незнании», «Простец», «О предположениях»), Николай Кузанский пытался разрешить проблему соотношения Бога и мира, разума и веры как в богословском, так и в философском измерении. «Вера в свернутом виде содержит все, что постигается разумом, познание является развертыванием веры, вера руководит умом, ум распространяет веру», – писал Н. Кузанский [9]. Выражение Джордано Бруно Natura est Deus in rebus («Природа – не что иное как Бог в вещах») было осуждено церковной инквизицией [10]. Автор знаменитой «Похвалы глупости» Герхард Герхардс, известный как Эразм (Дезидерий) Роттердамский, направил свою сатиру против схоластов: ведь «<…> легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и других» [11, с. 29]. Так древняя фраза Ne quid nimis указала верный путь: «Прежде всего, не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, подобно Алкивиадових силен, и эти лица далеко не схожи друг с другом. Внешне словно смерть, а загляни внутрь – увидишь жизнь, и, наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой – безобразие, под изобилием – жалкая бедность, под позором – слава, под ученостью – невежество, под мощью – убожество, под благородством – негодность, под весельем – печаль, под успехом – неудача, под дружбой – вражда» [12, с. 55]. Поэтому не случайно Оксфордский и Кембриджский университеты предложили Эразму профессуру. Его блестящие знания латыни давали возможность читать богословские курсы, в основу которых было положено Новый Завет. А современники считали, что латынью он владеет гораздо лучше, чем изъясняется на родном голландском, немецком и французском языках.

«Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Томаса Мора не просто осуждала паразитизм общества, она вопиюще взывала к современникам, став важнейшим духовным достоянием человечества (образованием и могут пользоваться все; женщина имеет такие же права, как и мужчина; ученые получают должности за знание; вероисповедание не имеет существенного значения – нужно любить друг друга и т.д.). Бэконовские «Новая Атлантида» (опубликованная посмертно), «О Достоинстве и Приумножение наук» открыли новый взгляд на мир: на его устройство, на цели и методы научных исследований при изучении картины мира. «Наш путь и наш метод, <…> состоит в следующем: мы изымаем не практику из практики и опыты из опытов (как эмпирики), а причины и аксиомы из практики и опытов, и по причинам и аксиомам снова практику и опыты как законные излагатели природы» [13]. Автор вырисовывал картину человеческих знаний в триаде: история, поэзия, философия (на основании трех главных составляющих, по его мнению, способностей человеческой души – памяти, представления, разума).

По-новому зазвучала проблема воспитания личности с учетом возрастных особенностей. В работах Витторино да Фельтре, Луиса Вивеса, Франсуа Рабле человек провозглашался высшей ценностью, при этом утверждалось: всестороннего развития личности можно достичь только с помощью воспитания. Французский роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» преподнес новое толкование воспитания. Автор составил своеобразный распорядок дня ребенка. Знания стали более реальными, поэтому мышлению, творческой активности Франсуа Рабле предоставил большую весомость Другой представитель Французского Возрождения Мишель Монтень в произведении «Опыты» также разработал ряд важных положений гуманистической направленности, предложив развивать у детей критическое мышление, которое не останавливается перед авторитетами (обосновал необходимость всестороннего развития ребенка, а также описал приоритеты нравственного воспитания) [14].

Следовательно, можно говорить при экстраполяцию действенного арсенала «Cognosce te ipsum». Постепенно Человек был провозглашен высшей ценностью, о чем свидетельствуют труды вышеперечисленных авторов из Италии, Испании, Франции, Голландии etc.. Постепенно гуманистические идеи получили широкое распространение в большинстве стран Европы, которая продуцировала формирование «гармонии души».


Библиографический список
  1. Фиткаленко А. Этнокультурные процессы глобализирующегося // Социологія в (пост)современности. 2008. С. 325-326.
  2. Роменец В. А. История психологии: Древний мир. Средние века. Возрождение. К : Либідь, 2005. 916 с.
  3. Меньшиков В. М. История европейского образования. Становление и развитие гуманистической педагогики [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=2060&ref_dl=1 (дата обращения: 17.05.2017)
  4. Витторино да Фельтре // Российская педагогическая энциклопедия: в  2-х т.  М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1999. [Электронный ресурс]. URL:http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page44.html (дата обращения: 20.05.2017)
  5. Bсе об Италии: Наука. Философия и общественные науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.italcult.ru/science_2_5.php (дата обращения: 20.05.2017)
  6. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: в 12 т. Библиографии. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. Т. 2. 831 с.
  7. Меньшиков В. М. История европейского образования. Становление и развитие гуманистической педагогики [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=2060&ref_dl=1 (дата обращения: 17.05.2017)
  8. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: в 12 т. Библиографии М. : Большая Российская энциклопедия, 1992. Т. 2. 831 с.
  9. Кривуля О. М. Философия. Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2010. 592 с.
  10. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/3/page44.html (дата обращения: 17.05.2017)
  11. Роттердамский Е. Похвала глупоcти. Домашние беседы. К.: Основи, 2001. 320 с.
  12. Роттердамский Е. Похвала глупоcти. Домашние беседы. К.: Основи, 2001. 320 с.
  13. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. –528 с.
  14. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. Кн. 1. [текст]. М.: Изд-во АН СССР, 1979. 557 с.


Все статьи автора «Вакулик Ирина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: