УДК 130.3

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА В СВЕТЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ И БУДДИСТСКИХ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК

Заварзина Юлия Олеговна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена вопросу прямой корреляции типа мышления и человеческой морали, концептуально обозначенного в истории философской мысли как «этический рационализм» (Сократ): знание добродетели приводит к изменениям в поведении. Принципиальная недостаточность теории, однако, видится, говоря языком Платона, в самой процедуре понимания: каким образом соединить «мир идей» и «мир вещей» (особенно актуально этот вопрос звучит сейчас – в эпоху информационного бума, распространения клипового мышления, следствием которого становится моральный релятивизм). Буддистские медитативные практики позволяют восполнить «технический пробел» этического рационализма Сократа.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Этический рационализм Сократа в свете клипового мышления и буддистских медитативных практик // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84301 (дата обращения: 28.09.2017).

Сократ является крупной философской фигурой, оказавшей наибольшее влияние на «духовную сущность» западного мира.

Один из ключевых тезисов философии Сократа – знание и добродетель (добро мыслилось как арте – социально воплощённая подлинная сущность/потенциал человеческого существа) едины: знание, например, о том, что такое справедливость, делает человека действительно справедливым, что является залогом достижения счастья, поскольку в «правильном» знании отражена природа человека, то, реализуясь через добродетель в поведении, она полноценно раскрывается. Так человек достигает аутентичного бытия.

Знание добродетели делает человека Человеком. Путь обретения знания – путь рефлексии, «прояснения» понятий, уже известных как по-настоящему раскрывающие природу и сущность человека: справедливость, добродетель, мужество, добро, благо, счастье…

Постигая (концептуально проясняя) понятия, человек «пропитывается» фактуальностью несущей всеобщее благо добродетели: знание становится «его» личным знанием («личностным знанием»), находящим выражение в поведении.

Таким образом, процесс рефлексии над понятиями помогает человеку постичь и раскрыть собственную (общечеловеческую) природу, достичь счастья: возникающее в результате анализа понятий понимание является настолько неизменным и прочным, что в корне перелицовывает поведение человека.

Этический рационализм Сократа разделял и его последователь Платон. Однако, как и у Сократа, у Платона в онтологии слабым звеном остаётся сам момент соединения «идей» и «вещей»: человек знает «добродетель», но поведение своё не меняет. На наш взгляд, это самый уязвимый момент концепции Сократа, подвергаемый критике.

Сегодня концепция (этический рационализм) Сократа весьма актуальна: современная перенасыщенная информацией среда дезориентирует человека (помимо того, что информации избыточно много и нет времени на её прочное усвоение, не ясны сами ориентиры).

Современному человеку всё сложнее даётся искусство логического мышления, гносеологические инсайты. Феномен набирающего силу «клипового мышления» [1], приводит к неспособности человека долго концентрироваться на одной мысли: мысль быстро сменяется другой, как будто переключаются телевизионные каналы.

Более того, психологи говорят о том, что способность забывать становится сегодня залогом психического здоровья. Таковы реалии информационной эпохи.

Сократ фактически обратил внимание на связь типа работы с информацией (знанием) и практической этикой (этическим поведением). Эта связь, действительно, прямая: так, клиповое мышление формирует определённую этику поведения, например, уменьшает чувство ответственности и эмпатии.

Размышляя о трагедии рухнувшего «Трансвааль-парка», диакон Андрей Кураев сказал следующее: «… тот человек, который идёт сознательно развлекаться и берёт с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две – три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем” [2].

Клиповое мышление приводит к вопиющим фактам (массового) морального релятивизма: селфи в концлагере [3].

С информацией, однако, можно работать и по-другому. Сегодня иной способ обращения (пусть и не распространённый) с информацией тоже имеет место быть. Он присутствует в буддистских медитативных практиках, на наш взгляд, теоретически восполняя теоретические «пробелы» этического рационализма Сократа: здесь знание действительно «оживает», становясь личностным, фактуальным. «Например, тренировка ума с помощью разнообразных техник, включая аналитическую медитацию, позволяет продвинутым йогинам развивать принципиально другую перспективу и понимание, которые превышает то, что может понять обычный человек… С буддийской точки зрения, на ментальном уровне в нас заложен безграничный потенциал. Любой невежественный ум может стать просветленным [4].

На недавно прошедшей конференции «Фундаментальное знание: диалог между буддийскими и российскими учёными», посвящённой фундаментальным вопросам исследования возможностей и сущности человеческого сознания (мозга), Тензин Гьяцо (Далай-лама XIV) поделился личным опытом медитативных практик, на наш взгляд, концептуально обращённых к этическому рационализму Сократа и технически восполняющих его пробелы: «Последние 60 лет я каждый день медитирую, анализируя определённую идею, очень схожую с идеей квантовой физики. На своем собственном опыте я замечаю, какой серьезный эффект эта практика оказывает на деструктивные эмоции. Их количество значительно уменьшается, так как все они базируются на цеплянии, восприятии чего-то так, как будто оно существует объективно и независимо. В квантовой мысли есть идея о том, что найти объективную реальность ни в чем внешнем невозможно, так что я считаю, что именно процесс внутреннего анализа и осмысливания вещей может ослабить наше цепляние за иллюзию чего-то объективного и твердого. Не интеллектуальное поверхностное осмысление идеи, а десятки лет кропотливого размышления дают реальное ощущение, которое может повлиять на эмоции» [4], на поведение в целом.


Библиографический список
  1. Пономарёв И.А., Пятилетова Л.В. Формирование навыков критического мышления: философия как технология «антиклипового мышления» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс].: http://human.snauka.ru/2017/07/24282 (дата обращения: 03.09.2017).
  2. Владыкина Т. Заложники клипового мышления [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2004/05/13/Kuraev.html (дата обращения: 04.09.2017).
  3. Селфи в концлагере: фото туристов соединили с жертвами Холокоста [Электронный ресурс]. URL: http://dom.co.il/news/view/4015 (дата обращения: 04.09.2017).
  4. Герман И. О чём российские учёные говорили с Далай-ламой XIV. Природа сознания, универсальная этика и происхождение эмоций на конференции «Фундаментальное знание: диалог между буддийскими и российскими учёными» [Электронный ресурс]. URL: https://special.theoryandpractice.ru/dalai-lama (дата обращения: 05.09.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: