УДК 32

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гробер Ева Михайловна
АНО ВО Самарский университет государственного управления "Международный институт рынка"
бакалавр государственного и муниципального управления

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению основных принципов реализации социокультурной политики Российской Федерации. В ходе проведённого исследования рассмотрена актуальная терминология социальной и культурной политики, установлены критерии ее проявления на современном этапе развития государства.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гробер Е.М. Критериальные характеристики социокультурной политики Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84072 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время Российская Федерация находится в сложной геополитической ситуации, когда внутренняя политика определяется внешними факторами, когда культура связана с экономикой и когда моральные ценности обесцениваются в связи с интенсивностью процессов глобализации.

Развитие общества движется стремительными темпами и сопровождается, в первую очередь, социальными процессами в сфере культуры, такими как культура потребления, культура обучения, культура в представлении искусства и культура межличностного взаимодействия. Учёные до сих пор не могут сойтись во взглядах, как определить социальную культуру: как феномен развитого общества, или как априорное сопровождение жизнедеятельности человека. Так или иначе культурная и социальная политика имеют множество сходств и различий. В то время как социальная политика занимается вопросами обеспечения благоприятной жизни человека в обществе, культурная политика рассматривает аналогичную позицию с точки зрения культурного наполнения жизнедеятельности человека и внедрении альтернативных подходов к привычному взгляду на мир в целом.

В ходе исследования имеющейся литературы было выявлено определение социокультурной политики. Так, мы видим, что «это действия, направленные на организацию социализации, рекреации, инновационной деятельности в культуре. Социокультурная политика имеет целью обеспечение законных гарантий для «нормального» развития общества и культуры». [3] Стоит специально отметить, что О.М. Штомпель определяет также социокультурное измерение политики, «при котором политические институты и политическое поведение выступают как выражение определённой традиции» [3].

Тем не менее, данное определение не позволяет выявить особенности социокультурной политики при построении государственной программы или программы действий для частных организаций. Анализ указанных особенностей позволяет выявить два предположительных направления социокультурной политики:

- обеспечение гарантий для полноправного развития общества. Данное направление невозможно представить без нормативно-правовой базы, определяющей «социокультурную политику», а также без определения гарантий общественного развития, в то время как гарантом прав и свобод в Российской Федерации выступает Конституция.

- организация инновационной деятельности в культуре. С данным направлением возможно согласиться лишь в том случае, если инновационная деятельность затрагивает не только культурную компоненту, но и общественно-политическую, что позволит рассматривать представленное политическое направление не только с позиций искусства и культуры, но и социальной составляющей социокультурной политики.

В трудах современных политологов следует отметить склонность к использованию термина «социально-культурная политика», в то время как социологи-аналитики зачастую употребляют понятие «социокультурная политика». Данная тенденция объясняется стремлением разграничить, в первом случае, или сблизить, во втором случае, два общественно политических направления в одно. Таким образом, без комплексного рассмотрения социальной и культурной политики в отдельности не представляется возможным выявить наиболее точное определение социально-культурной (или социокультурной) политики.

Автором был проведён мониторинг законодательной базы на предмет определения чётко сформулированных характеристик социальной и культурной политики. По отношению к культурной политике в Основах законодательства РФ о культуре присутствует следующее определение культурной политики: «Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [1].

Из вышеназванного определения следует, что основные направления культурной политики — это сохранение и популяризация культурного наследия. Стоит отметить, что в нынешних реалиях XXI века данные критерии являются основополагающими, но не полными, в то время как к вышеприведённому перечню было бы уместно добавить локальные (от лат. localis — местный) черты, которые бы позволили наиболее развёрнуто представить определение культурной политики государства. Так, считаем уместным рассматривать возможность увеличения масштабов определения путём включения следующих показателей: вовлеченность жителей субъектов Российской Федерации в мероприятия театрализованного искусства, живописи; интенсивность взаимодействия общества с политическими институтами в решении вопросов местного значения и прочее. Однако в данной связи возникает потребность обобщения ряда культурных мероприятий, запланированных на отчётный период профильными министерствами и ведомствами с мероприятиями, приуроченными к общественно-значимым или политическим событиям. Так, воссоединение Крыма к России ознаменовалось рядом концертных программ, которые, несмотря на то, что они выступают в политики регионов как культурная компонента жизнедеятельности общества, имеют двойственный характер за счёт требуемого контекста и заданной политической ситуации. Из вышесказанного можем сделать вывод, что в настоящее время культура не может существовать без социально-политической направленности.

Изучив законодательную базу в социальной сфере, считаем возможным констатировать отсутствие определения «государственная социальная политика» в Российской Федерации. Несмотря на то, что существует множество Указов Президента, Постановлений Правительства, Федеральных Законов и иных нормативно-правовых актов, имеющих отношение к социальной политике, ни в одном документе не приведено официальное признание социальной политики государства. Общепринято, что социальная политика объединяет в себе меры и способы регулирования общественных отношений в социуме путём предоставления государственных гарантий населению страны [2]. Однако без законодательного определения социальной политики данное направление может приобретать радикальные черты, на что несомненно следует обратить внимание при разработке рекомендаций по внесению поправок в законодательство, касаемо социокультурной политики.

Таким образом, можно привести основные черты (критерии) социальной и культурной политики, которые присущи данным сферам в равной мере:

- установление социального и культурного партнёрства;

- регулирование жизнедеятельности населения. Так, в сфере культуры данный аспект представляется возможным рассматривать с позиций разработки единого цикла мероприятий в сфере культуры путём установления единой тематической линии (например, концертная программа, посвящённая военной классике). Тем не менее, когда речь идёт о скрещивании культурного понятия и социального, возникает необходимость разработки общей концепции развития как социальной, так и культурной составляющей процесса (так, профилирование политики по названию календарного года: «год кино», «год экологии», «год литературы» и пр.).

- установление массового политического поведения, введение норм политической и общественной морали. Так, митинги против экстремистской деятельности остро встали на повестке дня региональной политики субъектов Российской Федерации весной 2017 года. Под планомерной борьбой с экстремизмом, местной властью были предприняты меры для активизации информационной политики среди студенческой молодёжи. В данных мероприятиях были задействованы студенческие сообщества и объединения, активная молодёжь города. Наряду с концертной программой выступления губернаторов и депутатов городских округов оказывали весомое влияние на восприятие международной и внутриполитической обстановкой населением, пришедшим на митинги и собрания. Стоит специально отметить, что в настоящее время с помощью культуры возможно решение многих важнейших проблем внутренней и внешней политики. Так, культура масс-медиа способствует формированию определённого взгляда больших социальных групп.

Таким образом, социокультурная политика на территории Российской Федерации представляется одним из наиболее актуальных направлений реализации внутренней политики государства. Вместе с тем считаем необходимым принятие механизма реализации социокультурной политики на законодательном уровне для комплексного подхода к разработке региональных и федеральных программ.


Библиографический список
  1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Бодров А. А. Онтологические проявления виртуализации социального / А. А. Бодров – Самара: ЧОУ ВО «Международный институт рынка», 2017. – 183 с.
  3. Человек и общество: Культурология: Словарь – справочник. Учебное пособие/ Под ред. О.М. Штомпеля, Ростов – на – Дону. Феникс, 1996. – 544с.


Все статьи автора «Гробер Ева Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: