УДК 37

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА ИЗ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ

Мышенкова Юлия Юрьевна
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
курсант ИПСОПР

Аннотация
В работе проводится разработка методики воспитания эмоционального интеллекта спортсмена-стрелка из боевого ручного стрелкового оружия.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мышенкова Ю.Ю. Разработка методики воспитания эмоционального интеллекта спортсмена-стрелка из боевого ручного стрелкового оружия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83909 (дата обращения: 04.10.2017).

Научный руководитель: Полянский Валерий Петрович

Профессор кафедры огневой подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

кандидат психологических наук, доцент

полковник полиции

В ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену-стрелку приходиться постоянно решать задачи различной сложности, поэтому важную роль в успешности спортивной деятельности играют интеллект и уровень его развития. Существуют различные мнения о том, что такое интеллект. Если для Ж. Пиаже интеллект – это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) интеллект – это символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому. Интеллект спортсмена-стрелка – это общий уровень умственного развития и мыслительных способностей, позволяющий решать задачи спортивной подготовки и выступления в соревнованиях.

Интеллектуальная подготовка позволяет быстрее наращивать реакцию и умения принимать быстрые решения в экстремальных условиях. Интеллектуальная подготовка включает в себя подготовку различных видов интеллекта, которые обладают своей спецификой. Так, особую роль в интеллектуальной подготовке стрелка играет эмоциональный интеллект. Воспитание эмоционального интеллекта не менее значимо, чем целенаправленное развитие у спортсменов физических качеств и технического мастерства. Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми[4]. Эмоциональный интеллект – это феномен, то есть чувственно постигаемое явление, а передо мной стоит задача приблизить его к ноумену — то есть объекту интеллектуального созерцания,  умопостигаемому явлению.

Проанализировав источники литературы по разным видам спорта, ознакомившись с исследованиями различных авторов по данному вопросу, в своей научно-исследовательской работе я решила более подробно изучить феномен эмоционального интеллекта спортсменов-стрелков из боевого ручного стрелкового оружия, исследовать уровень и влияние эмоционального интеллекта на стрельбу, а также разработать методику воспитания эмоционального интеллекта спортсменов-стрелков из боевого ручного стрелкового оружия.

Эмоциональный компонент в спорте играет важную роль, тем более, когда речь идет о таком специфическом виде спорта как стрельба из боевого ручного стрелкового оружия, ведь применение боевого оружия добавляет дополнительную эмоциональную окраску внутреннему, а точнее, эмоциональному состоянию спортсмена.

Эмоция – это сложное психическое явление, своеобразное чувственное переживание, дословно переводится, как способность волноваться. Эмоции проявляются при большом желании достичь высокого спортивного результата[8]. Они вскрывают энергетические ресурсы, так сказать, автоматически, неосознаваемо для человека (например, в ответ на действие неожиданного раздражителя, под влиянием страха и пр.). Эмоции и интеллект объединяются в практической деятельности, делая ее более успешной. Интеллектуальные чувства сопровождают умственную деятельность человека: процессы мышления, познания, творчества.  Высшие эмоциональные чувства у человека обычно доминируют над низшими эмоциями и при необходимости подавляют последние.[2, с. 7.] Исходя из выше указанного, можно сделать вывод о том, что воспитание эмоционального интеллекта в тренировочном процессе спортсмена-стрелка из боевого ручного стрелкового оружия необходимо нам для правильной мотивации стрелков и для повышения конструктивного реагирования на соревновательный стресс. Эмоциональный интеллект имеет самое прямое отношение к формированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей, стрессоустойчивости, саморегуляции, самоконтролю. Эмоциональный компонент, на наш взгляд, предполагает  обоснованное чувство полноценного владения оружием, которое снижает эмоциональную напряженность, укрепляет уверенность в себе, создает ощущение защищенности, готовность к решительным действиям. Поэтому нам необходимо с помощью предложенных методик решить важную задачу – задачу постоянного обогащения эмоционального интеллекта спортсмена, как широкую воспитательную работу, борьбу за культуру эмоций.

МЕТОДИКА:

1.      Мотивация волевой деятельности, интегрируясь с притязаниями, самооценкой, системой информационных процессов, порождая стенические эмоции (уверенность, возбуждение, азарт и т.д.), способствует возникновению состояния волевой готовности к соревновательной деятельности. Я  считаю, что для мотивации спортсменов в тренировочный процесс необходимо включить просмотр мотивирующих фильмов («Снайпер», «Стрелок», «Один выстрел», «Киллер» и другие).

2.      Что же касается навыков самоанализа, самопознания, то самоанализ личности осуществляется на основе самонаблюдения. Стрелку это крайне необходимо, ведь наблюдая себя, он вырабатывает наиболее оптимальный индивидуальный стиль деятельности, а анализируя свои ошибки, подбирает наиболее приемлемые способы произвольной регуляции. С этой целью необходимо включить в содержание методики воспитания эмоционального интеллекта ведение «Дневника самоконтроля». В дневнике самоконтроля стрелок может самостоятельно разрабатывать план своих тренировок, ставить себе задачи, которые он должен выполнить.

3.      Создание условий соревнований. Создание условий соревновательной деятельности вызывает у спортсмена-стрелка эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс – один из видов стресса, который был вызван эмоциогенными факторами, т.е. факторами, влияющими на эмоциональную сферу, в данном случае – соревнованиями. Интеллектуальная оценка ситуации, оценка угрозы, включающая в себе рассуждения спортсмена и выбор им метода реакции – это важнейший, определяющий элемент эмоционального стресса.[2, с. 52.] Поэтому, в рамках учебного процесса, преподаватель может провести соревнование в виде выполнения какого-либо стрелкового упражнения.

4.      Дыхательная техника. Важность данного процесса не требует доказательств, ведь дыхание-главный физиологический процесс, поставляющий кислород в наш организм, без которого невозможно существовать. Для того чтобы дыхание стало методикой, важно понять, как дыхание влияет на организм и как с помощью дыхания помочь организму выйти из состояния тревоги, страха, стресса. Главная наша задача-это избавиться или минимизировать эмоциональный стресс перед соревнованиями, перед выходом на огневой рубеж. Изучив и проанализировав различные техники и методики дыхания, я выбрала наиболее легкие и простые для понимания и выполнения. Основной принцип, заложенный в данные техники – это изменение дыхания, характерного при тревоге, страхе или стрессе, на любое другое удобное стрелку дыхание. Предложенные техники дыхания рекомендуется выполнять за несколько (приблизительно за 5-10) минут до выхода на огневой рубеж.

5.      Огромная роль в эмоциональном воспитании принадлежит искусству. Искусство «шлифует» эмоции человека, делает их более утонченными, более «человеческими». Особенно это касается формирования высших эмоций или чувств. Музыка, живопись, поэзия, театр, кино глубоко влияют на наши чувства, несут в себе огромный положительный заряд, создают должное эмоциональное состояние. Музыка имеет прямое отношение к нашим эмоциям. Прослушивание музыки – это одно из умений стрелка переключаться с одних интересов на другие, с одной деятельности на другую, способ подавления вредных (отрицательных) эмоций, которые могут возникнуть перед стартом.

6.      По аналогии подобного же рода переключение, вовлекающее в деятельность другие ансамбли мозговых клеток, которое помогает ликвидировать какое-либо отрицательное эмоциональное состояние – это переключение на физическую деятельность.

Перед тем как испытать приведенную методику, мною было проведено тестирование на определение уровня эмоционального интеллекта по Н. Холлу в двух учебных взводах. Так как данный тест проводился среди курсантов, то показателем уровня стрелковой подготовленности стал средний балл (оценка, среднее арифметическое), полученный на практическом занятии по стрельбе каждым курсантом по итогам месяца (с 01.11.-01.12.2016). По результатам первоначального тестирования было выявлено, что курсанты, имеющие средний балл (оценку) по итогам месяца за стрельбу ниже, чем 4,0 , имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, низкую способность к управлению своими эмоциями и низкий уровень самомотивации. Использовав разработанную методику по воспитанию эмоционального интеллекта в опытной группе, мы заметили, что после проведения повторного тестирования на определение уровня эмоционального интеллекта по Н. Холлу в контрольной и опытной группе, показатели уровня эмоционального интеллекта опытной группы изменились, приобрели положительную динамику, уровень их стрелковой подготовленности (средний балл за стрельбу) повысился на 0,8, а в контрольной группе показатели остались прежними. Наличие более высоких показателей в опытной группе мы связываем с предложенной методикой. Таким образом, предварительное исследование показало эффективность данной методики в воспитании эмоционального интеллекта при обучении курсантов. Следовательно, данная методика способствует обогащению, воспитанию и развитию эмоционального интеллекта.


Библиографический список
  1. Министерство спорта РФ. Приказ от 24.11.2012 № 325 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70147632/#review. – Дата обращения: 23 марта 2016 г.
  2. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М., «Значение» 1975. – 96 с.
  3. Гаськов, А. В. Планирование тренировочного процесса в практической стрельбе / А.В. Гаськов, В.Н. Константинов, А.А. Сахиуллин // Вестник Бурятского гос. университета. – 2012. – № 14. – С. 59 – 63.
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 560.
  5. Завирохин, Д. С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в области пулевой стрельбы: автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.04 / Д.С. Завирохин; [Место защиты: Ур. гос. ун-т физкультуры]. – Челябинск, 2012. – 23 с.
  6. Кузьмено Г.А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Кузьменко. – М.: советский спорт, 2010. – 560 с.
  7. Мазанко Н. В. Предстартовые состояния спортсменов-стрелков / Н.В. Мазанко // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – С. 107 -109.
  8. Малкин В.Р. Психология спорта: учебное пособие / В.Р. Малкин, Л.Н. Рогалева. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – С. 97.
  9. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развития у педагогов: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 190007. – Иркутск, 2011. – 23 с.


Все статьи автора «Мышенкова Юлия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: