УДК 373

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Трубникова Ксения Дмитриевна1, Мокрова Ангелина Александровна1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса очной формы обучения группы ППД-16-1

Аннотация
В данной статье рассматриваются и сравниваются системы школьного образования России и США. Актуальность обоснована тем, что система школьного образования в России несовершенна. Проанализировав данные образовательные системы, авторы выяснили, что у каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Также изучены инновации, которые планируются для введения в данных странах. На основе проведенного анализа, предлагаются инновации для улучшения образовательной школьной системы в России, включающие в себя некоторые из достоинств и инноваций рассматриваемых стран, а также предложения авторов, основанные на собственном опыте.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Трубникова К.Д., Мокрова А.А., Жидков А.А. Анализ школьных образовательных систем России и США // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83687 (дата обращения: 20.06.2017).

В настоящее время в мире существует не малое количество различных образовательных систем. Где-то они схожи, а где-то имеют различия. Конечно, следует отметить, что все они имеют свои философские и культурные традиции, цели и задачи, но всё же они выполняют однородную функцию. В данной статье мы рассмотрели  образовательные системы России и США. Проанализировав информацию из источников, мы сделали выводы о том, какие же свои отрицательные и положительные стороны имеют образовательные системы в различных странах.  Но главное, на что следует акцентировать внимание и в чём проявляется новизна исследования – это то, какие происходят инновации, нововведения, реформы в системах образования следующих стран, как они влияют на образование в целом и каким образом можно улучшить систему образования в России, которая, можно смело утверждать, далека от совершенства. Этим и обусловлена актуальность статьи. В качестве примера, мы рассмотрели ЕГЭ, посредством которого, по нашему мнению, школьники начинают шаблонно мыслить, не учатся мыслить критически, что крайне важно в настоящее время, а лишь заучивают материал, чтобы тем самым решить задания, которые, ко всему прочему, зачастую являются слишком сложными и даже не включены в школьные программы.

Целью статьи является выявление способов улучшения образования в России. Задачи, которые мы ставим перед собой: сравнительный анализ инноваций и нововведений российской системы образования с системой образования США и как следствие,  выявление достоинств и недостатков российской системы образования и поиск методов для её улучшения.

Для того, чтобы достичь цели, поставленной в статье, следует провести анализ школьных образовательных систем в рассматриваемых государствах, путём выявления положительных и отрицательных сторон.

Одной из положительных черт американской школьной образовательной системы является то, что все американские школы разделены на три категории:  начальная школа(1-4 классы), школа средней ступени(5-8 классы) и старшая школа(9-12 классы). Данное разделение способствует ограничению вредного влияния старших школьников на младших и сосредоточению преподавательского состава на определенных программах, соответствующих возрастным категориям. Далее следует отметить, что ученики имеют возможность самостоятельно выбирать учебные дисциплины, изучаемые ими. Это дает им возможность делать выбор, соответственно, заниматься тем, к чему они более склонны. Данная черта является также и отрицательной, так как самостоятельный выбор учебных дисциплин мешает всестороннему развитию школьника. В России же школьники не имеют такой возможности, что можно считать плюсом. Но если посмотреть с другой стороны, то изучение большого количества предметов ограничивает выбор школьника и мешает углублённому изучению тех предметов, значение которых более важно при получении выбранной им профессии. Американская образовательная система стремится стимулировать школьников к получению знаний и хорошей успеваемости при помощи разнообразных рейтингов, пропаганды возможностей продолжения образования и благодарственных писем родителям, а учебный план составляется так, что проходить курсы можно только в определенном порядке, который зависит от степени их сложности.  Предусматривается внеклассная работа в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам, что всесторонне развивает обучающегося как личность. Говоря об этой теме, следует сказать о том, что в большинстве случаев домашние задания являются творческими и носят проблемный характер, таким образом чаще всего требуется не просто заучивание того или иного параграфа, а нахождение ответов и разрешение проблемных ситуаций. Также учащиеся имеют возможность посетить музеи, в которых находятся компьютеры с открытым доступом, познавательные интерактивные игры, различного рода викторины и тесты, вызывающие у детей живой интерес. Администрация школ строго ограничивает перемещение по школе и запрещает уходить с территории школы во время занятий, что, конечно же, является плюсом, так как данные ограничения способствуют соблюдению учащимися школьной дисциплины, но в какой-либо мере ущемляет свободное распоряжение учащимся своим временем. У каждого ученика есть свой шкафчик с индивидуальным замком, где хранятся верхняя одежда, форма для физкультуры и портфель с учебниками и тетрадями, что позволяет им не носить с собой все вещи по школе. Не стоит забывать, что детям с физическими и умственными недостатками уделяется значительное внимание, но такое внимание требует больших затрат. В некоторой степени отрицательной чертой является то, что в американских школах существуют самостоятельные занятия, предусматривающие выполнение на них домашнего задания. Это отнимает возможность у ребенка самому решать когда и где ему удобнее их выполнять. В отличие от российского пре-подавания, где учитель играет большую воспитательную роль, можно сказать, что учитель в Америке скорее является инструктором, который просто нанят для оказания образовательных услуг, а не авторитетом и наставником.

Говоря о российской системе школьного образования, следует отметить, что в средних школах обучение является бесплатным. Но в данной теме существует огромная проблема, а именно недофинансирование, которое приводит к тому, что учителя получают мизерную зарплату и им приходиться работать на двойной ставке, а большинство учебных заведений находятся в ужасном состоянии и родителям приходится сдавать деньги на ремонты классов и школы. Вследствие того, что начальная школа отделяется от средней и старшей школ, ученикам становится легче постепенно приспосабливаться к школьной жизни.

Начальная школа направлена на предоставление базовых знаний, всестороннее и общее развитие ребенка, а также приобщение к иностранному языку. Можно заметить, что в последние несколько лет обучения большее время уделяется подготовке к итоговым экзаменам, именуемые ГИА и ЕГЭ. Они ежегодно подвергаются реформам, изменениям, что повышает требования к ученикам, способствуя большему развитию, что, конечно же, является плюсом. Но возникает проблема, заключающаяся в том, что ученикам, учителям часто трудно адаптироваться к нововведениям в итоговых экзаменах, которые происходят ежегодно. Трудно сказать, что ЕГЭ и ГИА идеальны и показывают реальный уровень знаний ребёнка. Возможно, в какой-либо мере они даже приучают ребёнка к шаблонному мышлению, как уже говорилось в начале статьи. Также некоторые задания, присутствующие в итоговых экзаменах, не включены в школьную программу, что вызывает ряд проблем: ученикам приходится заниматься с репетиторами, учителя сверхурочно подготавливают к экзамену детей бесплатно.

Таким образом, у американской и российской систем школьного образования существуют плюсы и минусы, представленные выше. Несомненно, системы имеют общие черты, но также каждая обладает своей уникальностью. Конечно, они не являются идеальными, поэтому с каждым годом их стараются усовершенствовать посредством реформ, изменений и инновация. Рассмотрим инновации, которые планируются для введения в будущем.

Инновации в США более оптимально рассматривать с точки зрения прихода к власти нового президента Дональда Трампа, ведь реформы, которые он хочет ввести, отличаются от тех, что были ранее при Бараке Обаме. Главными идеями Трампа в реформировании образования являются: отмена государственной монополии на образование, отмена образовательного стандарта Common Core (федеральный образовательный стандарт, практически – аналог российский ФГОСов), роспуск министерства образования, отмена государственных кредитных программ на образование.

Инновации в России в основном связаны с изменениями в ЕГЭ, ГИА. В настоящее время известно, что  изменится и количество обязательных предметов, ранее ученики сдавали обязательные ЕГЭ по предметам русский язык и математика. Заместитель главы Министерства образования Наталья Третьяк предложила добавить в  2017 году  еще 1 обязательный экзамен ЕГЭ, а к 2020 году увеличить их число до четырех. Целью внесения изменений в ЕГЭ является получение достоверной информации о знаниях учеников. В связи с этим поступило предложение о введении экзамена по истории в обязательные предметы. Но на сегодняшний день вопрос о принятии ЕГЭ по истории обязательным предметом в 2017 году пока не решен. Зато в Министерстве образования готовится проект по введению иностранного языка в качестве обязательного предмета. Девятиклассники сегодня могут получить аттестат после положительной сдачи ГИА-9 по математике и русскому, также они будут сдавать два любых экзамена по выбору. В 2017 году учащиеся девятых классов смогут получить документ об образовании только после успешной сдачи всех четырех экзаменов.

Проанализировав образовательные системы России и США, можно предложить такие инновации для усовершенствования системы образования России как самостоятельность выбора предметов для изучения в 10-11 классах, установка шкафчиков в школах, стимулирование школьников к обучению путём введения рейтинговой системы, увеличение внимания к детям с ограниченными способностями, проведение тематических и нравоучительных фестивалей всей школой с целью воспитания чувства толерантности, использование в ЕГЭ и ГИА заданий из школьной программы, частичное уменьшение влияния итоговых баллов ЕГЭ на поступления в ВУЗы.


Библиографический список
  1. Казаков М.М. Плюсы и минусы американской системы образования и воспитания // URL: http://mmkaz.narod.ru/publ/edu_usa.htm
  2. Петрова М. Школьное образование в США: плюсы и минусы // Интернет-проект общественного политического образования в России на базе электронного периодического издания «Информационно-аналитический журнал «Политическое образование». 2016. URL: http://lawinrussia.ru/content/shkolnoe-obrazovanie-v-ssha-plyusy-i-minusy
  3. Взять и отменить: что Трамп сделает с образованием США // Новостной портал Newtonew. 2016. URL: https://newtonew.com/culture/trump-cancel-everything
  4. Коровайкина О. Исследовательская работа: Сравнительный анализ систем образования в США и России // Проект для одаренных детей «Алые паруса». 2015. URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/02/issledovatelskaya-rabota-sravnitelnyy-analiz-sistem-obrazovaniya-v-ssha


Все статьи автора «Трубникова Ксения Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: