УДК 631.16

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Васильев Сергей Павлович
Государственный университет по землеустройству

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема обременения земель сельскохозяйственного назначения линейными объектами инфраструктуры. Проведенное исследование позволяет утверждать, что установление соразмерной платы владельцам сельскохозяйственных земель от эксплуатирующих организаций при правильно налаженной системе платежей в сельское хозяйство из несельскохозяйственных отраслей значительно покроет потери сельскохозяйственных производителей и пополнит бюджет субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 06.00.00 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Васильев С.П. Совершенствование экономического механизма использования земель сельскохозяйственного назначения на примере Рыбинского муниципального района Ярославской области // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83314 (дата обращения: 05.06.2017).

В современном обществе развитие инфраструктуры невозможно представить без прокладки инженерных коммуникаций, т.е. различных линейных объектов. Они необходимы для полноценного функционирования всех сфер нашего общества во всем мире. Порядок строительства и эксплуатации инженерных коммуникаций определены в регламентах землепользования и застройки.

Однако стоит отметить, что многие линейные объекты, столь необходимые для современной инфраструктуры располагаются на приоритетных для сохранения особо ценных землях и землях особо охраняемых территорий. В основном это особо ценные земли сельскохозяйственного назначения.

При этом сельскохозяйственные организации, имеющие неудобства в использовании земель, происходящие за счет расчленения массивов их земель, увеличения удаленности пашни, повреждения посевов в ходе аварийных и профилактических ремонтов, снижения производительности сельскохозяйственной техники, не получают никаких компенсационных платежей.

Различные линейные инженерные сооружения имеют свои охранные и защитные зоны, которые обременяют сельскохозяйственные земли, а каждая сельскохозяйственная организация независимо от форм собственности осуществляет процесс производства на определенной территории, характеризующийся составом земельных угодий, их качественным состоянием и пространственным размещением средств производства, неразрывно связанных с землей, включая посторонних пользователей и сервитуты: линии электропередач, аммиакопроводы, газопроводы, нефтепроводы, железные и шоссейные дороги и пр. [1]

Сервитутные отношения сохраняют за владельцем (арендатором) земли возможность использования ее в охранной зоне для сельскохозяйственного производства, и сервитутопользователю в качестве компенсации за обременение может быть вменена плата за территорию, на которой расположен сам линейный объект. По Земельному кодексу Российской Федерации это можно рассматривать как частный сервитут [2, с. 15-16].

Основанием для определения платы за сервитуты могут служить землеустроительные дела, оформляемые на основании проектов межхозяйственного землеустройства при отводах земель. Компенсационные платежи должны покрывать ущерб, причиняемый сельскохозяйственному предприятию при эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций. Размер этих платежей должен быть увязан с размером убытков, возмещаемых землевладельцам и землепользователям, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, включая упущенную выгоду, в ходе земельных отводов. [3]

Сложившаяся ситуация пагубно влияет как на отдельные сельскохозяйственные организации, так и на весь агропромышленный комплекс страны в целом. Эксплуатация линейных инженерных объектов, создает определенные трудности в эффективном использовании сельскохозяйственных земель. Во многих ведущих странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется разработке законодательных актов, регулирующих порядок возмещения убытков землевладельцам.

Основным механизмом регулирования данной проблемы является расчет платы за сервитуты при обоснованной научной оценке экономической эффективности установления сервитутов на линейные инженерные объекты. По моему мнению, необходимо обоснованное проведение расчета и возмещение потерь сельскохозяйственной организации от обременения различными ограничениями занятых линейными объектами инфраструктуры.

В современных условиях проблема упорядочения сервитутных отношений имеет особое значение, поскольку предшествующие десятилетия бесплатного государственного землепользования во многих случаях стали причиной нерационального проектирования размещения и строительства инженерных сетей и коммуникаций, недооценки показателей межотраслевой и межрегиональной эффективности их использования. [1, с. 54-56]

Проведенные расчеты на примере Рыбинского муниципального района Ярославской области и России показывают, что сервитутные платежи в расчете на одну опору ВЛ 35-500 кВ складываются из потерь урожая с территории занимаемой опорой, стоимости потери времени трактором за изменение траектории движения из-за препятствия, затрат на гербициды для борьбы с сорной растительностью под опорой.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения по данным на 2016 год составляет 18748,63 га. Данные по протяженности ВЛ на участках сельскохозяйственного назначения, полученные по расчетам с карты объектов объектов местного значения Рыбинского муниципального района: ВЛ 35 = 41,87 км.; ВЛ 110 = 12,42 км.; ВЛ 220 = 7,90 км.; ВЛ 500 = 8,80 км. В зависимости от типа опоры ВЛ сервитутные платежи по расчетам колеблются: по зерновым культурам – от 200,6 до 268,8 руб.; сахарной свекле – от 481,5 до 949,6 руб.; подсолнечнику – от 230,0 до 330,2 руб.; картофелем и овощами – от 475,2 до 862,6 руб.; кормовыми культурами – от 326,4 до 743,2 руб. Сервитутные платежи за обременения сельскохозяйственных земель от магистрального газопровода Ухта – Торжок и Нижний Новгород (Горький) – Ярославль – Череповец, имеющим протяженность в пределах района 16,8 км по расчетам составят 1,89 тыс. руб. (расчеты автора). Всего в Российской Федерации обременено около 10 млн. га сельскохозяйственных угодий и если брать за сервитут всего лишь 100 руб./га, то наберется сумма 1,0 млрд. руб. При правильно налаженной системе платежей в сельское хозяйство из несельскохозяйственных отраслей может быть перечислен еще один годовой бюджет. [1, с. 54-56]

Из приведенных выше расчетов следует вывод, что необходимо организовать работу по введению ежегодных платежей предприятиями энергетики, связи, транспорта, промышленности и других отраслей, объекты которых размещаются на землях сельскохозяйственного назначения и создают ограничения, обременения и неудобства в использовании земель сельскохозяйственного назначения в пользу сельского хозяйства.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Из чего следует, что основным источником формирования бюджетов муниципальных образований являются налоговые поступления и арендные платежи от земли и объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости. [4, ст.55].

Благодаря совершенствованию экономического механизма использования земель сельскохозяйственного назначения путем установления соразмерной платы владельцам сельскохозяйственных земель от эксплуатирующих организаций, у сельскохозяйственных организаций появятся дополнительные средства в бюджете, что благоприятным образом скажется на развитии, освоении и улучшении уже имеющихся земель, при использовании полученных средств на производственные нужны.


Библиографический список
  1. Болкунова, Н.Н. Роль сервитутных платежей в оздоровлении агропромышленного комплекса Воронежской области // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2010. №10(70).  с. 54-56.
  2. “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru (дата обращения: 20.04.2017)
  3. Волков, С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства. Т.5. – Учебное пособие [Текст] // М.: Колос, 2001, 456с.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//consultant.ru (дата обращения: 20.04.2017)


Все статьи автора «Васильев Сергей Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: