УДК 331.108

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Казяева Ирина Алексеевна
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
магистрант 1 года обучения экономического факультета

Аннотация
В статье рассматривается влияние трудовых ресурсов на качество выпускаемой продукции. Анализируются показатели интенсивности движения персонала. Предлагаются мероприятия по снижению коэффициента текучести кадров.

Ключевые слова: качество продукции, персонал, текучесть кадров


LABOUR AS AN ELEMENT OF IMPROVING QUALITY OF THE PRODUCT

Kazyaeva Irina Alekseevna
Mordovian state University named after N. P. Ogarev
undergraduate 1 year students of economic faculty

Abstract
The article discusses the impact of labour resources on the quality of the products. The author analyzes the indicators of the intensity of the movement of labor and suggests measures to reduce the turnover rate.

Keywords: employee turnover, personnel, quality of the product


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Казяева И.А. Трудовые ресурсы как элемент повышения качества продукции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82038 (дата обращения: 03.05.2017).

Человеческие ресурсы являются одним из основных ресурсов организации. От квалификации, опыта, навыков персонала зависит как качество выпускаемой продукции, так и эффективность деятельности предприятия в целом. Чем выше постоянство состава сотрудников организации, тем выше качество выпускаемого продукта.

Анализ взаимосвязи показателей качества с показателями кадрового состава организации проведен на примере коммерческого предприятия. Сведения о численном составе работников предприятия, интенсивности его движения, а также показателях потерь по забракованной продукции за 2014-2016 гг. представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1 – Численный состав работников предприятия и интенсивность их движения

Показатель Формула расчета 2014 год 2015 год 2016 год 2015-2014 2016-2015
Состояло по списку на начало года, чел. - 945 939 939 -6 0
Принято всего за год, чел. - 55 72 80 17 8
Выбыло всего за год, чел. - 61 72 95 11 23
в том числе:

по собственному желанию

- 59 72 91 13 19
за нарушение трудовой дисциплины - 0 0 0 0 0
другие причины - 2 0 4 -2 4
Состояло по списку на конец года, чел. - 939 939 924 0 -5
Среднесписочная численность, чел. - 942 939 932 -3 -7
Коэффициент оборота по приему рабочих Кпр.=Рп/Р, где

Рп – численность принятых работников за отчетный период;

Р – среднесписочная численность персонала

0,058 0,077 0,086 0,019 0,009
Коэффициент оборота по выбытию Квыб.=Рв/Р, где

Рв – численность выбывших работников за отчетный период

0,065 0,077 0,102 0,012 0,025
Коэффициент текучести кадров Ктек.=Рув./Р, где

Рув. – численность выбывших в связи с неизбежным увольнением

0,063 0,077 0,098 0,014 0,021
Коэффициент постоянства состава предприятия Кпс = Р/Рспис., где

Рспис. – списочная численность персонала

1,003 1 1,008 -0,003 0,008
Коэффициент восполнения Квос.=Рв/Рп 1,11 1 1,1875 -0,11 0,1875
Коэффициент общего оборота Коб. = (Рп+Рв)/Р 0,123 0,153 0,188 0,03 0,0,35

Таблица 2 – Потери по забракованной продукции (в рублях)

Изделие По пред-приятию Цех 3 Цех 5 Цех 7 Цех 9 Цех 25 Инстр.произ-водст-во
2014 год
Автомобильные ремни безопасности 4434,52 - 4434,52 - - - -
Авиационная техника 215507,41 60197,87 65763,66 27375,92 16075,21 46091,75 -
Производствен-но технического назначения 6719,55 2134,13 14,96 - 4570,46 - -
ИТОГО: 226661,48 62332 70213,14 27375,92 20648,67 46091,75 -
2015 год
Автомобильные ремни безопасности 1666,30 - 1666,30 - - - -
Авиационная техника 103977,43 15181,86 31048,79 18051,25 14261,27 24852,44 581,82
Производствен-но технического назначения 1085,43 118,08 303,78 118,90 544,67 - -
ИТОГО: 106729,17 15299,94 33018,87 18170,15 14805,94 24852,44 581,82
2016 год
Автомобильныеремни безопасности 1942,63 - 1942,63 - - - -
Авиационная техника 136410,17 10412,66 59945,88 26429,08 21058,77 18563,14 -
Производствен-но технического назначения 3248,78 62,48 - 53,84 3132,46 - -
ИТОГО: 141601,58 10475,14 61888,51 26482,92 24191,23 18563,14 -

Таблица 3 – Виды дефектов забракованной продукции по цехам за 2014-2016гг.

Цех 2014 год 2015 год 2016 год
3 Недопрессовки, трещины, смята арматура Выгорание материала, трещины, недопрессовки Трещины, брак арматуры, сколы, завышен размер
5 Трещины, не соответствует твердость, занижен размер, не выдержан размер Несоответствие по внешнему виду, несоответствие контрольному образцу, не выдержан размер Занижена твердость, срезы, трещины, раковины, внешний вид не соответствует чертежу, перерубы, растрескивание, смещение радиуса
7 Сколы, смещение Завышение и занижение размера Трещины, раковины, отслоения
9 Не выдержан угол, трещины, завышено усилие, выход из строя пульта, деформация Зависание контактов, отсутствие дополнительного хода Внешний вид не соответствует чертежу, сколы, трещины, деформация, зависание
25 Нет сцепления, отслоение материала, неисправно оборудование Отсутствие покрытия, отслоение покрытия Занижен диаметр, расслоение материала

Абсолютные показатели движения трудовых ресурсов на предприятии подкреплены значениями относительных. Увеличение числа принятых работников и коэффициента оборота по приему свидетельствуют о наличии на предприятии свободных рабочих мест и о повышении его конкурентоспособности на рынке труда. Однако одновременно с данными показателями произошло увеличение числа выбывших сотрудников (в том числе выбывших по собственному желанию), коэффициента оборота по выбытию и коэффициента текучести кадров. Это свидетельствует о том, что увеличение числа принятых сотрудников связано с необходимостью восполнения трудовых ресурсов для осуществления нормальной производственной деятельности организации. Также увеличение коэффициента текучести отражает ситуацию недовольства работников сложившимися условиями. Нормальный уровень текучести кадров для организаций колеблется в пределах от 3 до 6%. Данные показатели по предприятию составляют 6-9%. Такая текучесть кадров признается удовлетворительной, однако за последние 3 года наблюдается тенденция увеличения значений данного коэффициента. Увеличение текучести кадров имеет для предприятия ряд негативных последствий, таких как:

  • невыполнение плана по производству готовой продукции вследствие отсутствия у вновь принятых работников необходимых профессиональных навыков;
  • увеличение процента брака готовой продукции из-за отсутствия у вновь принятых работников необходимых профессиональных навыков.

То есть, постоянство состава сотрудников оказывает влияние на характер проявления дефектов у бракованной продукции. Вновь принятые работники вынуждены осваивать те навыки, которыми обладали выбывшие. Период «набивания руки» влечет за собой возникновение однотипных дефектов от периода к периоду. Предприятие несет потери как в нематериальном, так и в финансовом плане.

Таким образом, разработка и реализация программы сокращения текучести кадров позволит предотвратить возникновения серьезных проблем в будущем и не потребует значительных затрат финансовых и иных ресурсов предприятия.

При удовлетворительном уровне показателей текучести кадров программа мероприятий состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов (рисунок 1):

Рисунок 1 – Программа сокращения текучести кадров

    Как правило, основными причинами ухода работников с предыдущего места работы являются:

  • неудовлетворительный уровень заработной платы;
  • неудовлетворительные условия труда (время перерывов, оснащенность рабочего места и т.д.);
  • неудовлетворительные отношения в коллективе.

Решение вопроса об увеличении заработной платы принимается заводоуправлением предприятия. Предложения по улучшению условий труда касаются, в основном, устранений нарушений по обеспеченности средствами индивидуальной защиты на рабочих местах. Данные нарушения имеются в штамповочном цехе, механическом цехе, инструментальном производстве, гальваническом цехе, на ремонтно-механическом участке, в тепловом и энергоремонтном цехе, транспортном цехе. Основными средствами индивидуальной защиты в данных подразделениях являются спецодежда, обувь, перчатки. В штамповочном цехе необходимо уделить особое внимание наличию наушников у рабочих и кожухов из звукопоглощающих материалов на корпусах оборудования. В гальваническом цехе – наличию очков, респираторов, защитных экранов, защитных мазей и кремов. В механическом цехе – наличию защитных щитков и экранов, очков, перчаток. Подвижные и неподвижные средства индивидуальной защиты должны находиться в исправном состоянии. Работа по приведению в норму состояния спецодежды, обуви и т.д. должна проводиться на предприятии. Вынос спецодежды за пределы предприятия с целью стирки и других действий по приведению ее в пригодное состояние не допускается.

Разрешение неудовлетворительных отношений в трудовых коллективах возможно путем проведения между ними конкурса на выявление лидера (по показателям качества производимой продукции и др.). В качестве меры поощрения целесообразно применять призы, которые будут принадлежать всему трудовому коллективу (электрический чайник, микроволновая печь и др.), так как поощрение в форме денежной премии могут вызвать разногласия внутри коллектива. Подобной мерой можно добиться улучшения взаимоотношений между сотрудниками, что повысит показатели качества выпускаемой продукции.

Таким образом, человеческие ресурсы действительно являются одним из важнейших элементов повышения качества продукции предприятия. Именно персонал обеспечивает выполнение плана по выпуску продукции и достижению заданного уровня качества. От квалификации, накопленного опыта сотрудников зависит способность предприятия соответствовать предъявляемым требованиям. Факторы, влияющие на персонал, оказывают косвенное влияние на качество выпускаемого продукта. Поэтому руководству предприятия необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия по развитию трудового потенциала для достижения целей в области качества и совершенствования предприятия в целом.


Библиографический список
  1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 400 с.
  2. Даниляк, В. И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учеб. пособие / В. И. Даниляк. – М.: Логос, 2011. – 336 с. – (Новая университетская библиотека)
  3. Райзберг, Б. А. Психологические основы управления: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 240 с.
  4. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 160 с.


Все статьи автора «Казяева Ирина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация