УДК 33

СООТНОШЕНИЕ ФОРМ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Кудрявец Анастасия Сергеевна
Южный федеральный университет
студентка 3 курса экономического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию проблем крупного и малого бизнеса, их соотношению и выделению крупного бизнеса, как движущей силы экономики. Наилучшим способом преодоления сложностей выступает интеграция форм бизнеса, дающая синергетический эффект, который соответствует потребностям современной экономики в условиях глобализации.

Ключевые слова: интеграция, концентрация, конъюнктура рынка, малый бизнес, мобильность, транснациональны корпорации, устойчивость


CORRELATION OF BUSINESS FORMS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC GLOBALIZATION

Kudryavets Anastasia Sergeevna
South Federal University
3rd year student of the Faculty of Economics

Abstract
This article is devoted to the study of the problems of large and small businesses, their correlation and the allocation of large business as the driving force of the economy. The best way to overcome difficulties is the integration of business forms, which gives a synergistic effect that corresponds to the needs of the modern economy in the context of globalization.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кудрявец А.С. Соотношение форм бизнеса в условиях глоболизации экономики // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81144 (дата обращения: 22.04.2017).

В связи с необходимостью формирования насыщенности национального рынка,  создания тенденции к устойчивости цен, конкурентной предпринимательской среды в Российской Федерации уделяется особое внимание развитию малых форм предпринимательства.[1]

Однако, место и значимость малых форм предпринимательства неоднородны в отраслевой структуре экономики. В зависимости от отрасли варьируется приемлемый размер предприятий, на что объективно влияет  механизм образования, эффект концентрации производства, а так же сочетание условий организации и размещения производства. Однако классическое малое предпринимательство берет на себя выполнение социальных функций, тем самым выступая работодателем для большого количества людей. Создавший удачную инновацию малый бизнес в условиях развитого рынка немедленно переходит в разряд как минимум среднего.

Кроме того, процессы глобализации обуславливают превалирование крупного бизнеса, что в свою очередь обусловлено сохранением конкурентоспособности на мировом рынке. Опыт развитых государств демонстрирует значительную роль  крупного бизнеса для  национальной экономики. Корпорации выступают основными представителями  на международной арене, являются важнейшими партнерами  и критиками государственных мер при выработке и осуществлении промышленной политики.

Транснациональный капитал вывел на мировую арену новых субъектов, которые стали главной силой при  формировании современного мирохозяйственного устройства. В роли новых субъектов выступают крупные фирмы, действующие в глобальном масштабе. Крупный бизнес в странах базирования и в зарубежных филиалах производят более трети мирового ВВП. Доля таких компаний в мировом экспорте составляет около 60% , кроме того более половины всей мировой торговли приходится на транснациональные корпорации.[2,с.3]

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что роль крупного бизнеса значительно влияет на инновационную сферу: транснациональные корпорации более всего задействованы в  разработках частного сектора США. Им принадлежит и ведущая роль в формировании многочисленных инновационных кластеров, таких как Кремниевая долина в Калифорнии, Route 128 около Бостона. ТНК выступают центральным звеном в 79 мировых исследовательских кластерах. [3]                                                                                   Таким образом, очевидны противоречивые тенденции – мобильность и устойчивость – интерес представляет исследование соотношения малого и крупного бизнеса в отраслевой  структуре современной экономики. Политика государства в области экономики оказывает различное влияние на виды бизнеса. Однако для осуществления стратегических целей необходим системный подход, который рассматривает основные формы бизнеса  как одно целое, с присущей ему иерархической связью.                              Крупный бизнес в отличие от малого или среднего обладает большим запасом прочности. Возможность использовать эффект экономии на масштабе производства способствует  производству дешевой  и массовой продукции, а размеры капитала – инвестировать в технологии.

Крупный бизнес выступает в  роли локомотива национальной экономики, ввиду своей эффективности по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста, тем самым имея конкурентные преимущества перед основной массой компаний. Под влиянием этих факторов крупные отечественные компании сосредоточили в своих руках основные денежные потоки.[4]

Малому бизнесу, значительно присуща зависимость от конъюнктуры рынка ,что , в свою очередь ,ограничивает в способах влияния на внешнюю экономическую среду. Малые предприятия не обладают достаточным количеством ресурсов для необходимого влияния. Также наблюдается негативная тенденция малого бизнеса, отражающаяся в росте коэффициента выбытия малого бизнеса . Этот показатель составляет 8% против 1% в экономике в целом .Это дает основание утверждать, что основной формой адаптации малого бизнеса к изменениям микросреды хозяйствования и фактором внешней экономической среды выступает «открытие-закрытие».            Крупные же фирмы в меньшей степени зависят от рыночной конъюнктуры.  Это обеспечивают именно «неповоротливость » и эффект «запаздывания реакции» на изменения, присущие крупным организациям, что в условиях наличия резерва  ресурсов, позволяет относительно устойчиво проходить среднесрочные экономические спады и краткосрочные кризисные ситуации. Более того, многие из крупных компаний имеют возможность корректировать, приспосабливать внешнее окружение и прямого и косвенного воздействия к своим стратегическим целям. Исходя из сказанного выше, обратимся к сравнению характеристик крупных и малых форм хозяйствования (таблица 1).

Таблица 1- сильные и слабые стороны форм бизнеса

источник: составлено автором

Существенно, что нивелировать минусы различных форм бизнеса возможно посредством  интеграции крупного и малого бизнеса. Наиболее перспективная форма организации – формирование кластеров средними и крупными фирмами, в которых могут развиваться малые компании , такие как поставщики, дистрибьюторы, сервисные компании.

Так, А.Чепуренко считает, что упор в стимулировании предпринимательской активности необходимо делать не на малый бизнес, а на средний. Бюджетные субсидии начинающим предпринимателям он считает неэффективным расходованием бюджетных средств, утверждая: «Рост надо стимулировать в тех группах, которые имеют внутренние предпосылки роста, — это инновационные стартапы и быстрорастущие средние компании». Более того, малые и средние предприниматели смогут привлечь к себе людей, потерявших работу, в том числе и в крупных компаниях.

Для развития экономики в целом, и создания выгод для каждой из ее составляющих важно использовать интеграцию малого и крупного бизнеса. Современными формами интеграции  выступают система субподряда, лизинговые операции, использование франшизы, деятельность бизнес инкубаторы и венчурных фондов.

Таким образом, учитывая сильны стороны и недостатки различных форм бизнеса, интеграция данных форм хозяйствования принесет получение дополнительных возможностей от нее как крупными корпорациями, так и малыми предприятиями. Данное взаимодействие рассматривается как экономический симбиоз, долгосрочное экономическое взаимодействие стратегических партнеров, дающее эффект синергии, когда эффективность партнерской деятельности превышает сумму разрозненных экономических эффектов отдельных компаний. Именно экономический симбиоз будет способствовать экономическому росту в стране.


Библиографический список
  1. Гарант // Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года(разработан Минэкономразвития РФ)Система ГАРАНТ //URL: http://base.garant.ru/70309010/#ixzz46ehZ0bDL
  2. Корепанов Д.Н. Трансформация крупного бизнеса : тенденции и особенности в условиях глобализации// URL : http://www.rad.pfu.edu.ru:8080/tmp/avtoref4726.pdf
  3. Электронный журнал The Runet// Стартапы США-не только долина// URL : https://therunet.com/articles/258
  4. Зубаревич Н.(2010).  Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад.Независимый институт социальной политики


Все статьи автора «Кудрявец Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация