УДК 379.85

ДОСТУПНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Алехина Юлия Евгеньевна1, Мильченко Полина Александровна2, Перова Татьяна Валентиновна3
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант
2Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, магистрант
3Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается одна из главных тенденций развития мирового туризма – доступная среда. Выявлены условия организации доступного туризма в России и Европе. Изучены особенности создания условий доступной среды для маломобильных групп населения на примере установки пандусов.

Ключевые слова: безбарьерный туризм, доступная среда, доступный туризм, маломобильные группы населения


ACCESSIBILITY AS THE MAIN TREND IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM

Alekhina Julia Evgenievna1, Milchenko Polina Aleksandrovna2, Perova Tatyana Valentinovna3
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), graduate student
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), graduate student
3Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of pedagogical sciences, associate professor of innovation technology management

Abstract
The article considers one of the main trends in the development of world tourism - an accessible environment. The conditions for the organization of affordable tourism in Russia and Europe are revealed. The peculiarities of the creation of conditions for an accessible environment for the less mobile groups of the population are studied using the example of the installation of ramps.

Keywords: accessible environment, accessible tourism, barrier-free tourism, low mobile groups of population


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алехина Ю.Е., Мильченко П.А., Перова Т.В. Доступность как основная тенденция развития сферы туризма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80945 (дата обращения: 01.05.2017).

В настоящее время основной тенденцией развития мирового рынка туристских услуг является развитие доступной среды.

Понятие «безбарьерный туризм» в мире активно используется уже порядка 20 лет. В нашей стране это направление только начинает развиваться. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России сейчас 15 млн. человек имеют инвалидность (это 9,2 % населения страны) [6]. Специалисты прогнозируют рост этой цифры в связи с увеличением продолжительности жизни.

При этом, говоря о доступности среды, необходимо понимать, что данный вопрос касается не только людей на инвалидных колясках. К маломобильным группам населения (МГН) относятся:

  • дети;
  • беременные женщины;
  • лица преклонного возраста;
  • лица с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.

Таким образом, к данной категории лиц относятся порядка 50% граждан Российской Федерации.

В настоящее время в России приходится пока говорить только о НЕдоступном туризме. Об этом говорят результаты опросов 15 миллионов инвалидов. В результате исследования было выявлено, что:

  • 70% из них хотели бы путешествовать самостоятельно (10,5 млн человек);
  • 3% путешествуют самостоятельно,
  • 7% путешествуют с родственниками (1,05 млн человек);
  • 9 млн. человек не путешествуют из-за того, что нет доступной среды, отмечают отсутствие информирования, доступности отелей, транспорта [4].

Сравнивая организацию доступного туризма с Европой, годовой доход от данного вида туризма которой составляет свыше 80 млрд. евро, можно выделить следующее:

  • 7-8% туристов мирового туристского рынка имеют инвалидность;
  • 11% гостей европейских гостиниц составляют люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие;
  • 127 млн. жителей Евросоюза – потенциальные потребители доступного туризма [1].

Выделяя доступность как основную тенденцию развития мирового туризма, мы не имеем в виду благотворительную деятельность участников рынка туристских услуг. Речь идет о прямой коммерческой выгоде, а также о возможности избежать убытков в виде штрафов и других взысканий.

Российской Федерацией 3 мая 2012 года ратифицирована Конвенция ООН «О правах инвалидов». Соответствующие статьи существуют и в отечественном законодательстве. Так, за отсутствие доступной среды предусмотрена административная ответственность (согласно статьям 5,43, 9.13, 9.14, 11.24 КоАП РФ) [3]. К тому же, невнимательное отношение к вопросам доступности среды влечет за собой конкурентные и репутационные издержки.

Зачастую собственники или управляющие организаций – участников туриндустрии – искренне считают, что они создали все условия для маломобильных групп населения, но даже не задумываются о специальных требованиях к элементам доступной среды [2].

Так, самый распространенный пример – установка пандусов. В настоящее время пандусы можно встретить практически в каждом жилом здании, в организациях, отелях, кафе, ресторанах и т.п. Но какой процент из установленных пандусов РЕАЛЬНО удобен для использования?

Параметры правильного пандуса, согласно установленным нормам, должны быть следующие:

  • уклон не круче 1:20,
  • ширина между поручнями в пределах 0,9-1 м,
  • максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должны превышать 0,8 м.
  • перила обязательно должны закругляться вниз (острый край перил травмоопасен для людей, передвигающихся на колясках) [2].

Проведенные исследования в историческом центре Нижнего Новгорода в заведениях общественного питания, объектах исторической и туристической значимости выявили отсутствие пандусов, соответствующих выше перечисленным стандартам.

Таким образом, создавая доступную среду, облегчается жизнь не только маломобильных групп граждан, но и становится комфортнее жизнь всех граждан Российской Федерации. Создание доступной среды способствует увеличению конкурентоспособности туристской организации на рынке, следовательно, повышению уровня доходов и удержанию лидерства на рынке туристских услуг.


Библиографический список
  1. World Tourism Organization UNWTO// UNWTO Annual Report 2015. 2016. URL: http://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2015 (дата обращения: 11.04.2017).
  2. Евтухова Г.А., Перова Т.В. Пути повышения конкурентоспособности туристской организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 76.
  3. КонсультантПлюс// Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017). 1997-2016. URL: http://www.Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 11.04.2017).
  4. Перова Т.В. Качество как средство повышения конкурентоспособности туристской организации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015.№ 3 (32). С. 87-92.
  5. Перова Т.В. Реклама в туризме и гостиничном хозяйстве: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. 80 с.
  6. Положение инвалидов// Федеральная служба государственной статистики. 1999-2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 11.04.2017).


Все статьи автора «Перова Татьяна Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация