ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Прохорова Мария Петровна1, Ваганова Ольга Игоревна2
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
2ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами

Аннотация
Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность является перспективным способом профессиональной подготовки, который позволяет сформировать и развить разнообразные аналитические, исследовательские, коммуникативные компетенции будущих педагогов. В статье раскрыто содержание инновационно-проектной деятельности, обоснованы возможно-сти и перспективы её реализации в вузе, описаны особенности разработки проектов с использованием электронной образовательной среды, приведены описание и результаты экспериментальной работы по вовлечению студентов педагогических направлений подготовки в данный вид активности.

Ключевые слова: вовлечение, инновационно-проектная деятельность, электронная образовательная среда


INVOLVEMENT OF STUDENTS IN INNOVATIVE AND DESIGN ACTIVITY WITH USE OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Prokhorova Maria Petrovna1, Vaganova Olga Igorevna2
1Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Associate professor of Innovative Technologies of Management Department
2Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Associate professor of Professional Education and Management of Educational Systems Department

Abstract
Involvement of students in innovative and design activity is a perspective way of vocational training which allows to create and develop various analytical, research, communicative competences of future teachers. In article the content of innovative and design activity is disclosed, opportunities and the prospects of her realization in higher education institution are proved, features of development of projects with use of the electronic educational environment are described, the description and results of experimental work on involvement of students of the pedagogical directions of preparation in this type of activity are provided.

Keywords: electronic educational environment, innovative and design activity, involvement


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прохорова М.П., Ваганова О.И. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность с использованием электронной образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80909 (дата обращения: 18.04.2024).

Вовлечение студентов-будущих педагогов в инновационно-проектную деятельность становится все более весомым фактором, определяющим качество профессиональной подготовки. Участие студентов в разнообразных проектных формах обучения и мероприятиях проектного характера позволяет сформировать у студентов компетенции, связанные с самостоятельной постановкой проблем, разработкой готовых к реализации управленческих решений, командным взаимодействием, совершенствованием профессиональной деятельности. Подобные требования содержатся также в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, где отмечается необходимость подготовке к реализации таких трудовых функций как организация и руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся [1, 2].

В контексте данной работы мы рассматриваем инновационно-проектную деятельность обучающихся в качестве формы совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности студентов, характеризующейся наличием дидактической цели, согласованных методов и приемов, способов деятельности и обеспечивающей достижение общего запланированного результата [3, 4]. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность позволяет достигать качественно нового уровня готовности к профессиональной деятельности, который характеризуется способностью выпускника к последовательному, целенаправленному, мотивированному созданию контура будущего образовательного продукта или результата [5].

Для этой цели организация образовательной деятельности со студентами в форме инновационно-проектной деятельности должна отвечать ряду требований:

- требование усиления учебно-познавательной активности студентов посредством проблемного характера учебного материала, обеспечения высокой мотивации  студентов, предоставления гибких форм организации образовательного процесса;

- требование максимального учета индивидуальных потребностей, интересов и возможностей студентов, что проявляется в обеспечении оптимальных режима, темпа, ритма, способов реализации проектных заданий;

- требование сближения содержания инновационно-проектной деятельности студентов с содержанием Профессионального стандарт, которое проявляется в ориентации проектной работы на конкретные трудовые функции будущего работника [6, 7].

Студенты, принимающие участие в инновационно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки, становятся способными к:

- диагностике и формулировке социально, профессионально и личностно значимых проблем в своей профессиональной области;

- поиску и разработке вариантов решения поставленных проблем;

- эффективному взаимодействию в команде, управлению проектной работой;

- проведению различных исследований, необходимых для обоснования выдвигаемых решений;

- самосовершенствованию и саморазвитию в области профессиональной деятельности [8, 9].

Экспериментальная работа по вовлечению студентов к инновационно-проектной деятельности по направлению подготовки 44.02.06 «Профессиональное обучение» была проведена авторами в рамках дисциплин «Менеджмент в профессиональном образовании», «Андрагогика». В качестве инноваицонно-проектной деятельности студентам было предложено выполнение проектов, направленных на решение социально и личностно значимых задач педагогической практики. Предлагаемые проекты предполагали проведение исследования проблемы, формирование предполагаемого решения, разработку методического, кадрового, ресурсного, финансового обеспечения проекта. Важнейшей часть проекта выступала возможность осуществления в его рамках конкретных образовательных или воспитательных мероприятий, участие в которых позволяло студентам практиковать освоенные в ходе профессиональной подготовки компетенции. В качестве примеров разработанных студентами проектов можно назвать разработку новых форм обучения (виртуальных экскурсий), проектирование образовательных мероприятий (квестов, тренингов и пр.), развитие объектов социальной инфраструктуры, разработку разнообразных образовательных программ и модулей пр. Экспериментальная работа по вовлечению студентов в инновационно-проектную деятельность продолжалась в течение трех семестров, результаты были оформлены в виде курсовых работ, конкурсных проектов и статей на конференции.

Реализация инновационно-проектной деятельности проводилась авторами с использованием электронной среды на платформе Moodle Мининского университета. В рамках специального электронного курса было размещено методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности студентов, что позволило использовать широкие возможности современной электронной среды, такие как:

- интерактивное взаимодействие всех участников инновационно-проектной деятельности;

- организация коллективного сбора информации, исследований, хранения и оценки результатов проектной работы;

- размещение необходимого контента и гиперссылок на внешние информационные ресурсы;

- оперативное обновление и контроль инновационно-проектной деятельности.

Результаты вовлечения студентов в инновационно-проектную деятельность проводилась авторами с двух позиций: с позиций объективных результатов, оформленных документально, и с позиции студентов-участников инноваицонно-проектной деятельности.

Показателями качественного и количественного выражения результатов инновационно-проектной деятельности для нас выступали увеличение количества курсовых работ, выполненных на «хорошо» и «отлично», количество проектных работ, представленных на разнообразные конкурсы, публикации результатов проектной деятельности в виде статей и количество мероприятий социальной направленности, организованных и проведенных участниками проектной деятельности, а также демонстрация интереса к продолжению обучения в магистратуре (рисунок 1). Увеличение этих показателей в значительной степени формируют мотивацию всех участников инновационно-проектной деятельности, как студентов, так и преподавателей, т.к. включаются в студенческие и преподавательские портфолио.

Таблица 1 – Показатели качества проектно-инновационной деятельности студентов

Показатели качества инновационно-проектной деятельности

Группа 1

Группа 2

ед.

%

ед.

%

Выполнение курсовых работ по тематике проектов

28

90

26

82

 -из них выполненные на «хорошо» и «отлично»

23

76

21

66

Представление проектов на конкурсы

8

100

10

100

- регионального уровня

4

50

3

30

- федерального уровня

3

38

5

50

- международного уровня

1

12

2

20

Публикации статей

13

100

16

100

- в изданиях, входящих в РИНЦ

12

92

16

100

- в изданиях, входящих в ВАК

1

8

-

-

Участие в мероприятиях социальной направленности

16

57

20

63

Наличие интереса к продолжению обучения

12

42

14

43

Оценка участия студентов в инновационно-проектной деятельности была проведена авторами методом анкетирования. Участники проектно-инновационной деятельности давали оценку собственной деятельности по ряду укрупненных критериев: интерес к тематике проекта, связь с будущей профессиональной деятельностью, итоговая оценка результата проектной деятельности, оценка эффективности проектной формы обучения в плане личностно-профессионального развития [10] (таблица 2).

Таблица 2 – Оценка инновационно-проектной деятельности с позиций участников

Критерий

Группа 1

Группа 2

Среднее

значение

Интерес к тематике проекта

4,8

4,7

4,75

Связь с будущей профессиональной деятельностью

4,3

4,2

4,25

Итоговая оценка результата

4,6

4,1

4,35

Оценка эффективности проектной формы обучения

4,8

4,5

4,65

Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы о положительных результатах вовлечения студентов в разработку проектов и использования инновационно-проектной деятельности  в качестве формы организации образовательного процесса.

Обобщая представленные в статье результаты, можно заключить, что инновационно-проектная деятельность как способ организации учебно-познавательной, исследовательской и практической подготовки студентов педагогических направлений подготовки имеет значительный потенциал. Использование средств электронной образовательной среды для поддержки инновационно-проектной деятельности выступает эффективным инструментом поддержки, управления и контроля, которое позволяет повысить эффективность образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.  2015. С. 300-304.
  2. Седых Е.П.  Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 22-31.
  3. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дисс. …к.п.н.  Нижний Новгород, 2008. 138 c.
  4. Vaganova O.I., Medvedeva T.Y., Kirdyanova E.R., Kazantseva G.A., Karpukova A.A. Innovative approaches to assessment of results of higher school students training // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6246-6254.
  5. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.
  6. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
  7. Маркова С.М. , Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе// Вестник Мининского университета. 2014. № 3.
  8. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. № 1.
  9. Горелова К.А., Черепанова Д.М., Ваганова О.И. Особенности применения метода проектов при изучении экономических дисциплин // В сборнике: Вектор развития современной науки. материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2016. С. 189-193.
  10. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прохорова Мария Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация