Вовлечение студентов-будущих педагогов в инновационно-проектную деятельность становится все более весомым фактором, определяющим качество профессиональной подготовки. Участие студентов в разнообразных проектных формах обучения и мероприятиях проектного характера позволяет сформировать у студентов компетенции, связанные с самостоятельной постановкой проблем, разработкой готовых к реализации управленческих решений, командным взаимодействием, совершенствованием профессиональной деятельности. Подобные требования содержатся также в Профессиональном стандарте педагога профессионального обучения, где отмечается необходимость подготовке к реализации таких трудовых функций как организация и руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся [1, 2].
В контексте данной работы мы рассматриваем инновационно-проектную деятельность обучающихся в качестве формы совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности студентов, характеризующейся наличием дидактической цели, согласованных методов и приемов, способов деятельности и обеспечивающей достижение общего запланированного результата [3, 4]. Вовлечение студентов в инновационно-проектную деятельность позволяет достигать качественно нового уровня готовности к профессиональной деятельности, который характеризуется способностью выпускника к последовательному, целенаправленному, мотивированному созданию контура будущего образовательного продукта или результата [5].
Для этой цели организация образовательной деятельности со студентами в форме инновационно-проектной деятельности должна отвечать ряду требований:
- требование усиления учебно-познавательной активности студентов посредством проблемного характера учебного материала, обеспечения высокой мотивации студентов, предоставления гибких форм организации образовательного процесса;
- требование максимального учета индивидуальных потребностей, интересов и возможностей студентов, что проявляется в обеспечении оптимальных режима, темпа, ритма, способов реализации проектных заданий;
- требование сближения содержания инновационно-проектной деятельности студентов с содержанием Профессионального стандарт, которое проявляется в ориентации проектной работы на конкретные трудовые функции будущего работника [6, 7].
Студенты, принимающие участие в инновационно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки, становятся способными к:
- диагностике и формулировке социально, профессионально и личностно значимых проблем в своей профессиональной области;
- поиску и разработке вариантов решения поставленных проблем;
- эффективному взаимодействию в команде, управлению проектной работой;
- проведению различных исследований, необходимых для обоснования выдвигаемых решений;
- самосовершенствованию и саморазвитию в области профессиональной деятельности [8, 9].
Экспериментальная работа по вовлечению студентов к инновационно-проектной деятельности по направлению подготовки 44.02.06 «Профессиональное обучение» была проведена авторами в рамках дисциплин «Менеджмент в профессиональном образовании», «Андрагогика». В качестве инноваицонно-проектной деятельности студентам было предложено выполнение проектов, направленных на решение социально и личностно значимых задач педагогической практики. Предлагаемые проекты предполагали проведение исследования проблемы, формирование предполагаемого решения, разработку методического, кадрового, ресурсного, финансового обеспечения проекта. Важнейшей часть проекта выступала возможность осуществления в его рамках конкретных образовательных или воспитательных мероприятий, участие в которых позволяло студентам практиковать освоенные в ходе профессиональной подготовки компетенции. В качестве примеров разработанных студентами проектов можно назвать разработку новых форм обучения (виртуальных экскурсий), проектирование образовательных мероприятий (квестов, тренингов и пр.), развитие объектов социальной инфраструктуры, разработку разнообразных образовательных программ и модулей пр. Экспериментальная работа по вовлечению студентов в инновационно-проектную деятельность продолжалась в течение трех семестров, результаты были оформлены в виде курсовых работ, конкурсных проектов и статей на конференции.
Реализация инновационно-проектной деятельности проводилась авторами с использованием электронной среды на платформе Moodle Мининского университета. В рамках специального электронного курса было размещено методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности студентов, что позволило использовать широкие возможности современной электронной среды, такие как:
- интерактивное взаимодействие всех участников инновационно-проектной деятельности;
- организация коллективного сбора информации, исследований, хранения и оценки результатов проектной работы;
- размещение необходимого контента и гиперссылок на внешние информационные ресурсы;
- оперативное обновление и контроль инновационно-проектной деятельности.
Результаты вовлечения студентов в инновационно-проектную деятельность проводилась авторами с двух позиций: с позиций объективных результатов, оформленных документально, и с позиции студентов-участников инноваицонно-проектной деятельности.
Показателями качественного и количественного выражения результатов инновационно-проектной деятельности для нас выступали увеличение количества курсовых работ, выполненных на «хорошо» и «отлично», количество проектных работ, представленных на разнообразные конкурсы, публикации результатов проектной деятельности в виде статей и количество мероприятий социальной направленности, организованных и проведенных участниками проектной деятельности, а также демонстрация интереса к продолжению обучения в магистратуре (рисунок 1). Увеличение этих показателей в значительной степени формируют мотивацию всех участников инновационно-проектной деятельности, как студентов, так и преподавателей, т.к. включаются в студенческие и преподавательские портфолио.
Таблица 1 – Показатели качества проектно-инновационной деятельности студентов
Показатели качества инновационно-проектной деятельности |
Группа 1 |
Группа 2 |
||
ед. |
% |
ед. |
% |
|
Выполнение курсовых работ по тематике проектов |
28 |
90 |
26 |
82 |
-из них выполненные на «хорошо» и «отлично» |
23 |
76 |
21 |
66 |
Представление проектов на конкурсы |
8 |
100 |
10 |
100 |
- регионального уровня |
4 |
50 |
3 |
30 |
- федерального уровня |
3 |
38 |
5 |
50 |
- международного уровня |
1 |
12 |
2 |
20 |
Публикации статей |
13 |
100 |
16 |
100 |
- в изданиях, входящих в РИНЦ |
12 |
92 |
16 |
100 |
- в изданиях, входящих в ВАК |
1 |
8 |
- |
- |
Участие в мероприятиях социальной направленности |
16 |
57 |
20 |
63 |
Наличие интереса к продолжению обучения |
12 |
42 |
14 |
43 |
Оценка участия студентов в инновационно-проектной деятельности была проведена авторами методом анкетирования. Участники проектно-инновационной деятельности давали оценку собственной деятельности по ряду укрупненных критериев: интерес к тематике проекта, связь с будущей профессиональной деятельностью, итоговая оценка результата проектной деятельности, оценка эффективности проектной формы обучения в плане личностно-профессионального развития [10] (таблица 2).
Таблица 2 – Оценка инновационно-проектной деятельности с позиций участников
Критерий |
Группа 1 |
Группа 2 |
Среднее значение |
Интерес к тематике проекта |
4,8 |
4,7 |
4,75 |
Связь с будущей профессиональной деятельностью |
4,3 |
4,2 |
4,25 |
Итоговая оценка результата |
4,6 |
4,1 |
4,35 |
Оценка эффективности проектной формы обучения |
4,8 |
4,5 |
4,65 |
Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы о положительных результатах вовлечения студентов в разработку проектов и использования инновационно-проектной деятельности в качестве формы организации образовательного процесса.
Обобщая представленные в статье результаты, можно заключить, что инновационно-проектная деятельность как способ организации учебно-познавательной, исследовательской и практической подготовки студентов педагогических направлений подготовки имеет значительный потенциал. Использование средств электронной образовательной среды для поддержки инновационно-проектной деятельности выступает эффективным инструментом поддержки, управления и контроля, которое позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Библиографический список
- Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 300-304.
- Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 22-31.
- Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дисс. …к.п.н. Нижний Новгород, 2008. 138 c.
- Vaganova O.I., Medvedeva T.Y., Kirdyanova E.R., Kazantseva G.A., Karpukova A.A. Innovative approaches to assessment of results of higher school students training // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6246-6254.
- Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.
- Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
- Маркова С.М. , Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе// Вестник Мининского университета. 2014. № 3.
- Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. № 1.
- Горелова К.А., Черепанова Д.М., Ваганова О.И. Особенности применения метода проектов при изучении экономических дисциплин // В сборнике: Вектор развития современной науки. материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2016. С. 189-193.
- Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
Количество просмотров публикации: Please wait