УДК 004.4

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ветлугина Кристина Игоревна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Аннотация
В статье рассказывается о применении компьютерной графики в начальной школе. Рассматривается актуальность данного вопроса и нацеленность системы образования на использования компьютерных технологий в обучении. Описываются особенности младших школьников и даются рекомендации по использованию возможностей компьютерной графики в процессе их обучения.

Ключевые слова: категории компьютерной графики, компьютерная графика, компьютерные технологии, младшие школьники, мультимедиа, образовательный процесс, применения компьютерной графики, санитарно гигиенические нормы использования ЭОЗ


THE USE OF COMPUTER GRAPHICS IN ELEMENTARY SCHOOL

Vetlugina Kristina Igorevna
Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
The article describes the use of computer graphics in primary school. The relevance of this issue and the focus of the education system on the use of computer technologies in teaching are considered. The features of junior schoolchildren are described and recommendations are given on the use of computer graphics in the process of their education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ветлугина К.И. Применение компьютерной графики в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80747 (дата обращения: 19.04.2017).

Современное общество характеризуется быстрым распространением информации и совершенствованием информационных технологий. Информация становится товаром, который можно продать и купить.  Модернизация существующих и разработка новых компьютерных технологий становится неотъемлемой частью современного мира. Данные изменения затрагивают все сферы жизни человека.

Система образования уделяет большое внимание использованию информационных технологий в образовательном процессе. Умение использовать компьютерные технологи и работать с информацией является обязательным критерием освоения образовательной программы[1,5,6]. Современные дети, начиная с детского сада, пользуются компьютерами, гаджетами и имеют выход во всемирную сеть. Но далеко не всегда,  информация и навыки, которые получают дети, взаимодействуя с техническими средствами, идут им на пользу. Поэтому, задачей образования становится научить учащихся находить полезную учебную информацию в сети. В этом случае образовательный процесс станет более адаптирован под скоротечные изменения информационной среды и позволит ученикам применять полученные умения для достижения образовательных целей[1, 9,11].

В настоящее время, одной из бурно развивающихся информационных технологий является компьютерная графика. Диапазон применения компьютерной графики огромен: от создания простых графических изображений до компьютерного проектирования научных исследований. В областях рекламы, искусства, науки, медицины и бизнеса уже невозможно обойтись без использования компьютерной графики.

Под компьютерной графикой мы будем понимать область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента для создания и редактирования изображений, а также для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью её обработки и хранения. Компьютерная графика является одним из молодых направлений компьютерных технологий, она существует около сорока лет[2, с.14].

Средствами компьютерной графики решаются следующие задачи: перевод описания в изображение, перевод изображения в описание, создание  и редактирование изображения.

Компьютерную графику можно разделить на следующие категории:векторная графика, растровая графика, трёхмерная графика, фрактальная графика. Векторные изображения представляют собой набор  простых геометрических фигур (точки, прямые, окружности и прямоугольники), им присваивается цвет, толщина линий и другие характеристики. Растровая графика оперирует двумерными массивами пикселей, каждому из которых принадлежит определённое значение цвета, прозрачности и яркости. Трёхмерная графика широко применяется в кино и компьютерных играх. Она оперирует объектами в трёхмерном пространстве, которые обычно представляют собой проекцию, плоскую картинку.  Фрактальная графика представляет собой объекты, состоящие  из элементов одной родственной структуры. Детали строятся по алгоритму, который можно описать несколькими математическими уравнениями. К CGI графике относят движущиеся изображения[2, с.45].

Компьютерная графика применяется во множестве различных областей. Благодаря научной графике можно проводить вычислительные эксперименты с наглядным изображением результатов. Деловая графика предназначена для визуального представления различных показателей (графики, таблицы, диаграммы) работы организаций. Конструкторская графика используется в работе инженеров и архитекторов. Произвольные рисунки на экране компьютера относят к иллюстративной графике. Художественная и рекламная графика направлена на создание рекламных роликов, компьютерных игр мультфильмов и видеоуроков. Получение движущихся изображений на экране относят к компьютерной анимации.Изображения на экране высокого качества со звуковым сопровождением -мультимедиа[2, 11,14,15].

Применение  компьютерной графики и в образовании является актуальным и востребованным.Благодаря компьютерной графике, процесс обучения становится более наглядным и увлекательным.С точки зрения современных детей использование компьютерной графики в учебной и внеурочной деятельности школы является естественной средой, ведь с этой технологией младшие школьники сталкиваются ежедневно. Её применение повышает мотивацию к обучению, помогает развитию творческих способностей и создаёт благополучный эмоциональный фон для обучения.

С первых дней посещения школы у ребёнка происходит процесс смены ведущей деятельности с игровой на учебную. Но это не одномоментные изменения, процесс длится довольно долго. Задачей учителя становится заинтересовать детей учебой. Для младших школьников характерна неусидчивость,плохаяконцентрация внимания, частая смена деятельности, игривость. Дети данного возраста склонны к подражанию, они обращают внимание лишь на те предметы и события, которые отвечают их кругу интересов. Младшие школьники очень активны, им сложно усидеть на месте. Ярко выраженная эмоциональность, вера в сказку, в волшебство, в существование своих любимых героев из произведений и мультфильмов, так характерные для учеников начальных классов, трудно сочетаются с новыми обязанностями сидеть, слушать и выполнять указания учителя[3, с. 58].

Применение в обучении компьютерной графики поможет избежать множества трудностей. При её использовании младшие школьники будут лучше концентрировать внимание, усилится интерес и мотивация к учебной деятельности, также они научатся самостоятельно пользоваться данной технологией для достижения учебных и личных целей. Большое количество наглядного материала (схемы, таблицы, изображения) будут способствовать развитию памяти и мышления младших школьников[3, 12,13].

Обучение с использованием компьютерной графики способствует реализации принципа  индивидуализации, коррекционной направленности, принципа доступности, способствует преодолению таких особенностей у младших школьников, как преобладание игровой деятельности над учебной, повысит познавательный интерес.Применение компьютерных графических ресурсов в игровой форме обучения  и воспитания имеет психотерапевтический эффект[4, с. 57].

Использование на уроке графических изображений, оцифрованных фотографий, выводимых на экран интерактивной доски или проектора, сделают материал урока более интересным и простым к восприятию учащихся. Если правило будет представлено в виде цветной схемы на экране, то запоминание материала увеличится в разы. Урок могут сопровождать любимые герои из мультфильма, которые располагаются в углу экрана и помогают  ученикам усваивать информацию.

Материал, изложенный в презентации, более систематизирован и последователен для восприятия. Есть возможность в презентацию включать видео и звуковые файлы, тем самым заинтересовать  и заворожить слушателей[8]. Зрительное и звуковое восприятие даст разностороннее представление об изучаемом объекте.

Видеоуроки помогут при домашнем изучении или повторении материала. Видеоролики о природе, животных, различных достопримечательностях запомнятся ученикам надолго.

Работа с интерактивной доской для младших школьников представляет больший интерес. Интерактивная доска обладает массой возможностей. Дети могут сами на ней писать, рисовать, вставлять готовые фигуры и изображения, на доске можно разместить уже готовый материал для изучения.

Говоря о применении компьютерной графики в начальной школе обязательно нужно уделить внимание санитарно-гигиеническим нормам использования ЭОЗ в учебном процессе. Нельзя допускать непрерывную работу с техническим оборудованием на протяжении всего урока. Оборудование в учебном кабинете должно соответствовать всем гигиеническим требованиям. Во время использования интерактивной доски и проектного экрана освещение в кабинете должно распределяться равномерно. Проектор необходимо размещать на подставке высотой 1,1 -1,5 метра. При работе с информационно техническим оборудованием необходимо каждые 10-15 минут проводить разминку для глаз, каждые 20-25 минут  нужны физические упражнения, смена деятельности. Соблюдение санитарно - гигиенических норм способствует достижению образовательных задач и обеспечивает сохранность здоровья учащихся[5, с. 9].

Применение компьютерной графики в начальной школе позволит сделать обучение более ярким, насыщенным, современным и разнообразным. Уровень овладения материалом, представленным в таком виде, повысится, интерес к учёбе будет проявляться в большей степени. Использование компьютерной графики положительно скажется на развитии памяти и  творческих способностях детей.


Библиографический список
  1. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества / В.Т. Кабуш. - Мн.: НИО, 2008. -191 с.
  2. Проузис Д. Как работает компьютерная графика: Москва. -2007. – 654 с.
  3. Вишневская Л. Компьютерная графика для школьников. – М.: Новое знание, 2007. – 160 с.
  4. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-04 «Гигиенические  требования к видеодисплейным терминалам  и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»
  5. Гусева Е. Н. Информатика: [электронный ресурс]  учеб.пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011.– 260 с.–Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/116085
  6. Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин,Л.А. Савельева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
  7. Гусева Е.Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е.Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 140с.
  8. Гусева Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук.– Магнитогорск, 1999, – 168 с.
  9. Karmanova E.V., EfimovaI.Yu.,Guseva E.N., Kostina N.N., Saveleva L.A., Bobrova I.I.//Modeling of students’ competency development in the higher education distant learning system. –В сборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016. С. 308-315.
  10. Гусева Е.Н. Анализ результатов имитационного моделирования в среде RockwellSoftwareArena /В сборнике: Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (TИМ’2016) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт материаловедения и металлургии, Кафедра «Теплофизика и информатика в металлургии». 2016. С. 194-198.
  11. Гусева Е.Н. Имитационное моделирование как среда компьютерной визуализации знаний/ В книге: Новые информационные технологии в образовании/ Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 395-399.
  12. Гусева Е.Н. Задачи на измерение количества информации с использованием понятия вероятности// Информатика и образование. – М.:  № 2, 2008. –С. 61-64.
  13. Татарникова В.В., Гусева Е.Н. Использование компьютерного моделирования в решении задач о системах массового обслуживания // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69373 (дата обращения: 07.07.2016).
  14. Ермакова Т.А., Гусева Е.Н. Использование компьютерного моделирования в преподавании геометрии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68886 (дата обращения: 24.06.2016).
  15. Землянский И.А., Гусева Е.Н. Инженерно-технические программные средства компьютерного моделирования в России // Современная техника и технологии. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2017/01/11660 (дата обращения: 21.02.2017).
  16. Никулина Н.М., Гусева Е.Н. Задачи компьютерного моделирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76147


Все статьи автора «Ветлугина Кристина Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация