УДК 159.922.73+376.42

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Кисова Вероника Вячеславовна1, Барышкова Татьяна Сергеевна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент факультета психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема мотивации учения у детей с умственной отсталостью. Авторами приводятся результаты экспериментального исследования мотивов учения умственно отсталых младших школьников, обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате. Обсуждается вопрос о характере направленности мотивов учения и доминирующем мотиве учебной деятельности умственно отсталых учащихся в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Ключевые слова: внешние мотивы учения, младшие школьники с умственной отсталостью, мотивация учения, позиционные мотивы учения, социальные мотивы учения, учебно-познавательные мотивы учения


EXPERIMENTAL STUDY OF THE MOTIVES FOR STUDYING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL DISORDERS EDUCATED IN A CORRECTIONAL ESTABLISHMENT (SCHOOL) OF BOARDING TYPE

Kisova Veronika Vyacheslavovna1, Baryshkova Tatyana Sergeevna2
1Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Psychology, Assistant Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology
2Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Student of the Faculty of Psychology and Pedagogy

Abstract
The article deals with the topical psychological and pedagogical problem of motivation for studying with regard to children with mental disorders. The authors show the results of an experimental study of motives for studying related to children with mental disorders who get their education in a special (correctional) boarding school. The issue about the character of direction of motives for studying and the dominant motive for educational activities of pupils with mental disorders in comparison with their normally developing peers is discussed.

Keywords: educational-cognitive motives for studying, external motives for studying, junior schoolchildren with mental disorders, motivation for studying, positional motives for studying, social motives for studying


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кисова В.В., Барышкова Т.С. Экспериментальное исследование мотивов учения умственно отсталых младших школьников, обучающихся в коррекционной школе-интернате // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80428 (дата обращения: 18.04.2017).

Существенное влияние учебной деятельности на становление личности человека на протяжении значительного периода его жизни признается в современной психолого-педагогической науке всеми исследователями (Л.И. Божович [1], В.В. Давыдов [2], А.Н. Леонтьев [3], А.К. Маркова [4], Д.Б. Эльконин [5] и др.). Действительно, получение образования в современном обществе, является обязательным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации учения является одной из центральных как в психологии, так и в педагогике. Особое значение развитие мотивации учения приобретает у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у младших школьников с умственной отсталостью.

Особенности структуры и становления основных видов мотивации учения умственно отсталых учащихся раскрываются в работах Н.Г. Морозовой [6], В.Г. Петровой [7], Б.И. Пинского [8], С.Я. Рубинштейн [9], И.П. Ушаковой [10] и других.

Б.И. Пинский отмечает, что мотивация учебной деятельности умственно отсталых школьников является короткой по временному и содержательному наполнению. Это объясняется тем, что дети руководствуются только ближайшими задачами. Во время выполнения учебного задания они демонстрируют специфичное, некритичное отношение к полученным промежуточным и конечным результатам работы. В связи с этим их деятельность организуется частично, не четко, без необходимых исправлений и подбора альтернативных средств, для достижения цели задания и урока в целом.

И.П. Ушакова акцентирует внимание на том, что одной из существенных причин, вызывающих отрицательное отношение к учению умственно отсталых младших школьников, является их обучение в массовой школе до периода поступления в специальное (коррекционное) учреждение. Автор имеет в виду опыт учения детей, включающий конфликтные ситуации во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. Результаты исследования И.П. Ушаковой направленности, осознанности, устойчивости и объема мотивов учения умственно отсталых младших школьников позволили ей выделить следующие виды их отношения к учебной деятельности – активно- отрицательное, пассивно-отрицательное, равнодушное, положительное, внутренне положительное.

В исследованиях В.Г. Петровой подчеркивается специфичность мотивов учения младших школьников с умственной отсталостью, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Прежде всего, это выражается в узости их содержания, отсутствии общности связей и соподчиненности структуры мотивов. И.М. Соловьев [11] пишет, что слабая выраженность и нестойкость мотивов учения у умственно отсталых школьников ведет к тому, что зачастую мотивация носит формальный характер, не переходя в собственные побуждения детей.

К сожалению, большинство исследований, касающихся мотивации учения младших школьников с умственной отсталостью выполнены в 70-80-е годы прошлого века и не дают полноценного представления о специфике этого психологического феномена у данной категории современных детей. Таким образом, целью нашего экспериментального исследования явилось выявление особенностей мотивов учения у современных умственно отсталых учащихся четвертого класса специальной (коррекционной) школы- интерната в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» и Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Красные Баки».

Программа исследования была направлена на решение следующих задач:

1. выявление направленности мотивов учения умственно отсталых четвероклассников в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Определение мотивов учения», автор М.Р. Гинзбург, авторская методика «Экспертная оценка мотивов учения школьника»).

2. определение доминирующего мотива учения умственно отсталых четвероклассников в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Лесенка побуждений», авторы А.И. Божович, И.К. Маркова).

Изучение направленности мотивов учения по методике М.Р. Гинзбурга продемонстрировало, что большинство испытуемых с умственной отсталостью имеют либо широкие социальные мотивы, связанные с пониманием общественной необходимости учения (социальный мотив), либо исходят в учении из «внешних» по отношению к самой учебе мотивов. Детей в значительной степени мотивируют социальные ожидания взрослых и сверстников, входящих в референтную группу. Об этом свидетельствуют такие высказывания детей, как «мама будет расстроена», «учительница будет недовольна» и т.п. Значительным мотивационным стимулом можно назвать и отметку. Выражения, позволяющие судить о «внешних» мотивах учения формулировались детьми следующим образом: «меня накажут дома», «меня все равно заставят это сделать» и т.п.

Исследуя группу младших школьников с нормальным психическим развитием по методике М.Р. Гинзбурга, мы пришли к выводу, что для них характерными являются следующие мотивы учения. «Позиционный мотив», связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, широкие социальные мотивы, а также небольшое количество школьников показало наличие у них собственно учебно-познавательного мотива учения.

Интересные данные были получены при исследовании направленности мотивов учения у умственно отсталых школьников посредством разработанной нами методики, которая представляет собой анкету для педагогов, то есть по сути своей, является экспертной оценкой специалистов изучаемого феномена. По результатам данной методики было выявлено, что оценка мотивации учения педагогами, работающими с детьми, участвующими в эксперименте, в определенной степени не совпадает с данными, полученными по методике М.Р. Гинзбурга. Большинство педагогов определяют у своих воспитанников наличие только внешних по отношению к учебной деятельности мотивов, почти не выделяя социальных мотивов позитивной направленности.

Относительно нормально развивающихся младших школьников результаты экспертной оценки мотивов учения педагогами общеобразовательной школы практически полностью совпали с результатами по методике М.Р. Гинзбурга.

Итоги исследования доминирующих мотивов учения у умственно отсталых младших школьников по методике А.И. Божович, И.Е. Марковой показали, что главными у всех детей являются широкие социальные мотивы. Причем, на первом месте оказался мотив «хорошей оценки», а затем следовали мотивы, выражающиеся в следующих утверждениях: «чтобы радовать родителей», «чтобы учитель был доволен», «чтобы уважали товарищи».

Исследование младших школьников с нормальным психическим развитием по методике А.И. Божович, И.Е. Марковой показало, что у небольшой части детей ведущими мотивами учения являются учебно-познавательные мотивы, стимулирующие получение знаний и усвоение учебных операций. Примерно у трети контрольной группы отмечался социальный мотив учения, выражающийся в желании получить похвалу, быть одобренным, получить хорошую отметку. У большинства школьников наблюдалось гармоничное сочетание социальных и познавательных мотивов.

Таким образом, мы можем констатировать, что мотивация учения у умственно отсталых учащихся четвертого класса коррекционной школы-интерната существенно отличается от мотивации учения их нормально развивающихся сверстников. В частности, у умственно отсталых детей отсутствуют соответствующие возрастным нормативам мотивы позиционного и учебно-познавательного характера, что свидетельствует о значительном отставании в развитии мотивационно-потребностной сферы этих школьников.

Доминирующий мотив учения у умственно отсталых младших школьников также имеет определенные отличия от нормально развивающихся детей. Прежде всего, это выражается в исключительно социальной направленности мотивов на получение «хорошей отметки», что показывает невысокий уровень развития у умственно отсталых детей познавательных интересов и потребностей. Особо следует отметить результаты анкетирования педагогов коррекционной школы-интерната, которые свидетельствуют о некотором искажении их представлений о специфике мотивации учения у своих воспитанников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что основным направлением работы по коррекции и развитию мотивов учения умственно отсталых младших школьников должно являться формирование у них познавательной и учебной направленности мотивации. Одним из действенных средств этом отношении является учебное сотрудничество детей со сверстниками и взрослыми [12, 13, 14]. Именно такой подход может обеспечить более эффективное развитие учебной деятельности не только в младшем школьном, но и в последующих возрастных периодах развития умственно отсталых учащихся. Важным направлением работы также должно являться развитие у педагогов коррекционной школы более адекватного представления о мотивационной сфере воспитанников.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М.: Просвещение,1968. – 464 с.
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика,1972. – 423 с.
  3. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
  4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. –М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
  6. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, – 1969. – 280 с.
  7. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  8. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 320 с.
  9. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  10. Ушакова, И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. – Л.: ЛГПИ, 1979. – 54 с.
  11. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. – 247 с.
  12. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 882-886.
  13. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3-4. – С. 186-188.
  14. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5-2. – С. 81-85.


Все статьи автора «Кисова Вероника Вячелавовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация