УДК 93/94

РЕПЛИКИ ЗОЛОТЫХ МОНЕТ И МЕДАЛЕЙ ПОСЛЕДНИХ ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Чореф Михаил Михайлович
Нижневартовский государственный университет

Аннотация
Объектом исследования стали довольно распространенные мониста - медалевидные, с девизами младотурок. В результате изучения был сделан вывод, что эти подвески изготавливали за пределами России для пропаганды на нее территории идеологии панисламизма и пантюркизма.

Ключевые слова: история, нумизматика, Первая мировая война, фалеристика


REPLICAS OF GOLD COINS AND MEDALS OF THE LAST OTTOMAN SULTANS AS A SOURCE OF HISTORICAL INFORMATION

Choref Mikhail Mikhailovich
Nizhnevartovsk State University

Abstract
The object of the study were quite common pendants - medal-shaped, with mottos of the Young Turks. As a result of the study, it was concluded that these pendants were manufactured outside of Russia to promote the territory of the ideology of Pan-Islamism and Pan-Turkism to it.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чореф М.М. Реплики золотых монет и медалей последних османских султанов как источник исторической информации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79556 (дата обращения: 19.03.2017).

Продолжая ранее начатое исследование [5, с. 135—141; 6, с. 165—174], обратим внимание на весьма интересные мониста, широко распространенные в Малой Азии, а также в Южной и Центральной Европе. Они достаточно хорошо известны в России, в т.ч. и в Сибири. Речь идет о подвесках, украшенных изображениями тугры над скрещенными пушечными стволами на аверсе и штандарта Османской империи на реверсе (рис. 1, 1, 2).

Первым делом объясним наш к ним интерес. Начнем с того, что они выполнены в новом стиле, несвойственным прежним выпускам монист. Изучаемые нами в настоящий момент артефакты отчеканены на дисках, вырубленных из толстого листа бронзы машинным способом. Далее, на них накатан ребристый гурт. Кроме того, эти мониста снабжены ушками для подвешивания. Так что изучаемые подвески производят впечатление медалей.

Объясним, почему это необычно для монист. Заметим, что прежде их чеканили на тонких латунных заготовках, в которых было довольно легко пробить нужные отверстия. Понятно, что гурт при этом не накатывали. И это не было случайным. Ведь, как правило, на мониста шли счетные пфенниги, а после прекращения их производства — разнообразные жетоны, изготовленные по одной и той же технологии. Их выпускали с помощью вальцевального станка [5, с. 135—141].

Идея пробивать в них отверстия для составления монист появилась не сразу, а уже в конце длительного периода использования, когда необходимость в счетных пфеннигах отпала. Она не была предусмотрена изготовителями. Но, как уже было сказано выше, у артефактов изучаемой нами разновидности обязательно присутствуют ушки для подвешивания. Следовательно, мы имеем дело с репликами, выпущенными специально для составления традиционных украшений.

Мы отдаем себе отчет в том, что наше заключение вряд ли получит всеобщую поддержку. Ведь изучаемые мониста не зря изготавливали с ушками[1] (рис. 1, 1, 2). Да и оформлены они весьма изящно. Следовательно, эти артефакты могли быть официальными медалями. Однако мы этот тезис принять не можем. Да, ключевой элемент оформления ее реверса был использован при декорировании наград: Imtiyaz Madalyası, Liyakat Madalyası и Sanayi Madalyası [8]. Речь идет о штандарте Османской империи. На изучаемых монистах его разместили на реверсе (рис. 1, 1, 2). Однако в сочетании с тугрой над скрещенными пушками на медалях он не встречается [8]. Да и оттискивали его только на аверсе [8]. Зато тугра над скрещенными пушками и штандарт империи известны на османских золотых монетах [7]. Правда, они также совместно со штандартом империи не встречаются [7]. Следовательно, изучаемый медальон оформляли с использованием ординарной символики, но с новым истолкованием ее знаковых элементов. В таком случае, могли переосмысливать не только идеи оформления османских наград, но и монет. Однако при этом изучаемые артефакты носили как в составе ожерелий—монист, так и вместе с официальными наградами [11] (рис. 2). Полагаем, что это требует объяснения.

Кроме того, не ясно, что побудило изготовителей наладить их выпуск. Ведь принципы оформления традиционного наряда и составления украшений довольно консервативны. Попытаемся прояснить и это крайне интересное обстоятельство.

Перейдем к описанию заинтересовавших нас монист. Начнем с того, что все они представляют собой сравнительно небольшие изделия. Нам известны экземпляры размером от 1,9 до 2,7 см. [13; 14]. Похоже, что их золотили [12] (рис. 1, 1). В любом случае, с учетом своего небольшого диаметра, основными элементами оформления ожерелий они быть не могли.

Но, тем не менее, изучаемые мониста оформляли весьма высокохудожественно. Обратим внимание экземпляр, изображение которого приведено на рис. 1, 1. На его аверсе оттиснута крайне интересная, причем профессионально составленная и оформленная композиция. Чуть выше центра поля выбита тугра османского султана. Она построена по всем правилам. Настораживает только заметная небрежность при передаче составляющих ее символов[2]. Но это не должно удивлять. Полагаем, что резчик штемпеля не имел практики начертания тугры, или, что с нашей точки зрения куда более вероятно, не стремился тщательно ее передать. Хотя прочие символы на аверсе монисты он отобразил весьма тщательно, и, даже можно сказать — профессионально. Определенно, он знал арабскую грамоту и имел опыт оформления штемпелей.

Однако почему же он не вырезал символы тугры на чекане, а лишь наметил их тонкими линиями? В результате она весьма плохо читается. Но разобрать составляющие ее символы все же можно. Ведь эту композицию, очевидно, не придумали, а копировали с хорошо известного и популярного оригинала. Согласимся, что в противном случае медальон не был бы востребован для составления монист.

И, действительно, часть символов тугры вполне различима. Речь идет о нижних двух строках, содержащей имя правителя. Читаем: الحميد عبد — «Абд эль-Хамид». Полагаем, что в тугре есть основания разобрать: دايما المظفر المجيد عبد ابن خان الحميد عبد — «Абд эль-Хамид хан, сын Абд эль-Меджида, победоносный вовеки». Убеждает нас в верности этого прочтения и то, что правее тугры оттиснут почетный титул этого султана: غازي ال — «газий». Так что у нас есть определенные основания считать, что копировали тургу султана Абд эль-Хамида II (1876—1909).

Столь же изящно оформлен и аверс монисты, изображение которой приведено на рис. 1, 2. Правда, тугра выполнена весьма небрежно, так, что ее верхние строки нечитаемые. Кроме того, правее ее вместо лакаба султана оттиснута ветвь с четырьмя листками (рис. 1, 2).

Но мы все же находим и этот медальон крайне интересным. Дело в том, что его лицевая сторона в стиле, близком к monnaie de luxe чекана Абд эль-Хамида II. Напомним, что при нем в обращение поступили изящно оформленные золотые монеты номиналом от 12½ до 500 курушей[3]. К monnaie de luxe относят золотые достоинством от 50 до 500 курушей. На их лицевой стороне оттискивали традиционную для османского золота того периода композицию: тугру султана, обрамленную сверху семью пятиконечными звездами, а снизу — лавровым венком и двумя скрещенными пушечными стволами, а на реверсе размещали надпись с указанием места чеканки [7, c. 724—726, № 2094—2103].

Хотя разработчики штемпелей изучаемых монист могли их и не копировать. Так, на лицевой стороне медальона на рис. 1, 1 звезды отсутствуют. На нем тугра обрамлена только лавровым венком (рис. 1, 1). И это также вполне объяснимо. Ведь мелкие звезды слабо различимы. Полагаем, что мониста на рис. 1, 1, 2 появились в результате параллельного развития нескольких идей оформления.

Но вернемся к monnaie de luxe Абд эль-Хамида II. Заметим, что их оформляли куда изящнее. На их аверсе также оттискивали высокохудожественно выполненный штандарт Османской империи, а на реверсе — каллиграфические надписи [7, c. 725—726, № 2095—2099]. И, действительно, на оборотных сторонах изучаемых медальонов оттиснут этот знаковый символ. Следовательно, у нас есть основания допустить, что копировали monnaie de luxe чекана Абд эль-Хамида II.

Но, напомним, что нам неизвестны монеты с таким обрамлением аверса и реверса. Следовательно, мастера могли копировать не один, а два вида золотых или медалей, создав, таким образом, гибридное подражание.

Однако не все так просто. Дело в том, что на лицевой стороне артефакта, изображение которого приведено на рис. 1, 1, различима дата выпуска — ١٣٢٤ (1324). Следовательно, образцом послужила монета или медаль выпуска 1324 г.х. (1907—1908 г. н.э.). Однако эта дата не является инициальной[4] для Абд эль-Хамида II. Напомним, что он пришел к власти в 1293 г.х. Причем у нас нет оснований видеть в трактуемом обозначении ошибку резчика. Дело в том, что указание на эту дату присутствует на всех изучаемых монистах[5] (рис. 1, 1, 2). Да и под ней на рис. 1, 1 читается безупречное سنة — «года».

Совершенно убеждает в верности нашего прочтения этой надписи то, что выше его различимо очевидное تموذ ١١ — «11 теммуза»[6]. Получается, что изучаемый артефакт был выпущен в память о событии, произошедшем 11 теммуза 1324 г.х., т.е. 24 июля 1908 г.

Полагаем, что все эти обозначения не могли появиться на монисте случайно. На монисте присутствует явное указание на одно из важнейших, судьбоносных событий в истории Турции. Речь идет о перевороте, организованном младотурками, в результате которого была введена конституция[7], впоследствии низложен Абд эль-Хамид II, а султаном стал Мехмед V Решад (1909—1918). Так что понятно, почему указание на эту дату размещено сразу же под тугрой.

Обратим внимание на реверс медальонов (рис. 1, 1, 2). На них оттиснуто вполне безупречное изображение штандарта Османской империи (рис. 1, 1, 2). Примечательно, что в его верхней части присутствует тугра. Правда, на изучаемых артефактах она, в силу своих малых размеров, нечитаемая. Складывается впечатление, что ее передали небрежно по вине мастера. Но этот факт ее наличия не может быть случайным. Дело в том, что ни на одной османской монете или медали нет изображения тугры на обеих сторонах [7; 8]. Так что тщательно прочерчивать ее на реверсе не было нужды.

Учитывая это обстоятельство, попытаемся разобрать надпись, выбитую на оборотных сторонах монист. Она размещена в верхней части поля. Полагаем, что этот текст куда более информативый, чем размещенная под ним тугра. И сразу же заметим, что надпись выполнена весьма непрофессионально. Судим по тому, что составляющие ее буквы угловаты, сильно искажены, причем даны раздельно. Полагаем, что их резал на штемпеле мастер, не знакомый с арабским алфавитом. Есть все основания считать, что он весьма неумело скопировал непонятный ему текст. Так что, на первый взгляд, складывается впечатление, что легенда реверса монист нечитаемая. Однако ее символы все же различимы. Учитывая конфигурацию букв, разбираем: غازي محمد سلطان خاقان — «повелитель султан Мехмед газий». Так что и эта надпись напоминает о младотурецкой революции и идеях ее лидеров, а также прославляет гаранта конституции — правящего султана.

И, чтобы совершенно убедиться в верности нашего прочтения, обратим внимание на нижнюю часть поля реверса. Там выбита еще одна надпись: سنة ١٣٢٤ تموذ  ١١— «11 теммуза 1324 года». Полагаем, что обе изучаемые медали были отчеканены в память об этом событии.

Однако, как помним, на аверсе монист выбита тугра Абд эль-Хамида II (рис. 1, 1, 2). Попытаемся объяснить ее наличие на аверсе в сочетании с именем и титулом его наследника на реверсе. И сразу же заметим, что не считаем убедительным тот факт, что подпись первого из них могла появиться в память о том, что он ввел конституцию. Ведь, как помним, этот правитель был низложен младотурками.

Для поиска ответа на этот вопрос обратим внимание на подборку медальонов, изображения которых приведены на рис. 3. Хорошо видно, что важными элементами их оформления являются тугра султана над скрещенными пушками (рис. 3, 1, 2), а также штандарт Османской империи (рис. 3, 4, 5). Однако наличествуют еще два знаковых композиции: скрещенные знамена (рис. 3, 4—7) и портрет султана (рис. 3, 1—3). Причем выпускали их не только из традиционных бронзы и латуни (рис. 3, 1—4, 6—7), но и из алюминия (рис. 3, 5). Полагаем, что это делали с целью удешевления производства. Да и легенда реверса стала пространнее: вместо краткого غازي محمد سلطان خاقان (рис. 3, 1) на некоторых монистах них выбито пространное رشات غازي محمد سلطان خاقان — «повелитель султан Мехмед Решад газий» (рис. 3, 1, 2). Известны выпуски с лозунгами партии «Единение и Прогресс» (рис. 3, 7). Получается, что как изображения, так и легенды монист претерпели определенную эволюцию.

Но не это сейчас важно. Куда существеннее, то, что все эти медали снабжены указанием на дату — 11 теммуза 1324 г.х. (рис. 3). Следовательно, всех их можно считать медалями, отчеканенными в память о принятии конституции. Вполне возможно, что их выпустили неофициально, без санкции государственной власти. А это, в свою очередь, позволяет объяснить как обилие их типов, так и очевидную длительность выпуска. Полагаем, что первые их серии — с правильно переданными легендами (рис. 3, 3, 7) выпустили по заказу отделений партии «Единение и прогресс». Вполне возможно, что эти мониста отчеканили на государственных монетных дворах. Однако остальные выпуски таких медальонов могли пройти и за пределами Османской империи. Причем их эмиссия вполне могла быть организована лицами, незнакомыми с арабским алфавитом. В любом случае, все эти медальоны пропагандировали идеи младотурок, в т.ч. пантюркизма и панисламизма [3]. Ведь не случайно их легенды напоминали о дате переворота, а Мехмед V Решад прославлялся как газий.

Перейдем к формулированию выводов. Безусловно, ни один из элементов оформления монист, изображения которых приведены на рис. 1, 1, 2, не может быть случайным. Причем цель их выпуска — пропаганда важнейших идей младотурок. И, что крайне важно, в разрезе ведения религиозной войны с неверными. Далее, мониста оформили так, чтобы не возникало сложностей с их использованием на территориях, неподвластных мусульманам[8]. Ведь не случайно тугры на них нечитаемые, а указания на памятную дату даны мелким шрифтом. Зато, что, безусловно, интересно, изображения и надписи реверса пропагандируют священную войну с немусульманами и прославляют Османскую империю. Причем заметим, что славословия в честь султана Мехмеда V Решада набраны крупным шрифтом.

Допускаем, что выпуск поздних серий монист — с трудночитаемыми легендами прошел не на территории Османской империи, а за ее пределами, но, в любом случае, на землях союзных государств. Причем в тот период времени, когда шла война с неверными, которую вел как чествуемый на монистах султан Мехмед V Решад, так и государь, во владениях которых чеканили изучаемые мониста. Полагаем, что речь может идти только о Первой мировой войне.

В таком случае, у нас есть определенные основания считать, что монисты, изображения которых приведены на рис. 1, 1, 2 были выбиты на территории государства, на территории которого было сложно найти резчиков, знакомых с арабской грамматикой. Т.е. явно не в Османской империи и не в Болгарии. В тоже время один из мастеров — резавший аверс, был хорошо знаком с монетами Абд эль-Хамида II. Безусловно, он их видел. Допускаем, что он мог жить в Боснии, отторгнутой от Османской империи по решению Берлинского конгресса. Приходим к выводу, что наши артефакты изначально выпускали в Австро-Венгрии. Хотя вполне вероятно и то, что в дальнейшем могли эмитировать и в Германии. Тем более что на территории этого государства существовали центры, разрабатывающие идеи панисламизма [1, c. 8—9]. Следует учесть и то, что османские спецслужбы пытались использовать идеи джихада для дестабилизации британской Индии [2, c. 55—65].

Напомним, что в 1914—1918 гг. Центральные державы: Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Османская империя воевала со странами Антанты. На землях последних, причем как в метрополиях, так и в колониях, было много мусульман. Многие из них — сунниты почитали правящего Османа как халифа. Соответственно, было целесообразно наладить выпуск монист для пропаганды идей понтюркизма и панисламизма. Так что не случайно их оформили в виде медалей. Такие мониста могли использовать и как элемент для составления украшений, и как своеобразные награды. Причем люди, слабо знакомые с арабской грамматикой, не обращали на нарочитую небрежность надписей. Зато они должны были ценить и разделять пропагандируемые с помощью наших медалей идеи.

Сам же факт широкого распространения изучаемых монист говорит о том, что проект их выпуска была довольно перспективным. Однако крайняя слабость Османской империи, ставшая очевидной в ходе Первой мировой войны, лишила выпуск изучаемых монист ожидаемого эффекта. Но, в любом случае, они являются интересным памятником эпохи.

Заметим, что не считаем наше исследование завершенным. Дело в том, что пока нами освещен только один аспект выпуска народных медалей с целью пропаганды идей страны —участницы Первой мировой войны. Очевидно, что этого недостаточно. Планируем детально осветить этот вопрос в ближайшем будущем.

Рис. 1. Мониста — реплики османских монет и медалей с тургой на аверсе и со штандартом империи на реверсе.
Рис. 2. Пример ношения изучаемых монист.
Рис. 3. Медалевидные жетоны, пропагандирующие идеи пантюркизма и панисламизма. 

 

[1] Приводим изображения монист наилучшей сохранности.

[2] Истолкование этого факта приведем несколько ниже.

[3] Т.е. от 0,125 до 5 турецких лир. В тот период времени эта основная денежная единица Османской империи соответствовала 0,9 фунта стерлингов [9, c. 209].

[4] На османских монетах оттискивали инициальную дату и указание на год правления султана.

[5] На рис. 1, 2 это указание различимо на реверсе.

[6] Турецкое произношение.

[7] Подробнее о событиях этого дня см. [10, c. 114, 125, 130—132, 137, 141].

[8] Напомним, что османская монета довольно долго обращалась в уже русском Крыму [4, c. 359—370].


Библиографический список
  1. Бессмертная О.Ю. Разведывательное государство? Как не развалился правительственный дискурс о панисламизме, или «тренировочная площадка» шпиономании в последние «мирные» годы Российской империи // Первая мировая война в «восточном измерении». Сборник статей. Москва: Институт востоковедения РАН, 7—28.
  2. Васильев А.Д. Планы турецкой разведки по дестабилизации Индии в годы Первой мировой войны // Первая мировая война в «восточном измерении». Сборник статей. Москва: Институт востоковедения РАН, 55—65.
  3. Киракосян Дж. С. Младотурки перед судом истории. Ереван: Айстан, 1989.
  4. Чореф М.М. К вопросу об обращении иностранной монеты в Крыму в XVI—XIX вв. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2011. Вып. 3. С. 359—370.
  5. Чореф М.М. К вопросу о локализации производства реплик восточных монет, использовавшихся для составления монист народами Западной Сибири // Причерноморье. История, политика, культура. № 19. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2016. С. 135—141.
  6. Чореф М.М. К вопросу о причинах проникновения и характере использования китайской монеты в Сибири // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10(62). С. 165—174.
  7. Artuk İ, Artuk C. İstanbul arkeoloji müzeleri teşhirdeki islâmi sikkeler kataloğu. Ct. II. İstanbul: Milli Eğitim Bakanlığı, 1974.
  8. Erüreten M. Osmanli Madalyalar ve Nisanlar: Belgelerle Tarihi. İstanbul: Destination Management Company, 2001.
  9. Pamuk Ş. A Monetary History of the Ottoman Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  10. Sohrabi N. Revolution and Constitutionalism in the Ottoman Empire and Iran. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
  11. Stephen Album Rare Coins Auction 18, Lot 1883: GERMANY. URL: https://www.numisbids.com/n.php?p=lot&sid=618&lot=1883 (дата обращения: 21.02.2017).
  12. Jean Elsen & ses Fils Auction 124, Lot 1721: Ottoman Empire, Abdul Hamid II (AH 1293-1327/AD 1876-1909). URL: https://www.numisbids.com/n.php?p=lot&sid=1020&lot=1721 (дата обращения: 21.02.2017).
  13. Unofficial Kanun-i Essai Medal. URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=93594 (дата обращения: 21.02.2017).
  14. Unofficial Kanun-i Essai Medal. URL: http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=93596 (дата обращения: 21.02.2017).


Все статьи автора «Чореф Михаил Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация