ЭМПАТИЯ КАК ВАЖНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГА

Нелидова Валерия Александровна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студентка 2 курса факультета педагогики и психологии – центр педагогического образования
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В данной статье дается понятие эмпатии, приводится классификация видов эмпатии, описывается эмпирическое исследование уровня развития эмпатии у студентов вуза.

Ключевые слова: «pros and cons» of empathy, «плюсы и минусы» эмпатии, когнитивная эмпатия, предикативная эмпатия, симпатия, сопереживание, сочувствие, эмоции, эмоциональная эмпатия, эмпатия


EMPATHY AS AN IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITY OF A PSYCHOLOGIST

Nelidova Valeria Aleksandrovna1, Maslova Tatyana Mihaylovna2
1Amur State University named after Sholom – Aleichem, student 2 courses of faculty of pedagogics and psychology – center of pedagogical education
2Amur State University named after Sholom – Aleichem, Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology

Abstract
This paper presents the concept of empathy, a classification of types of empathy, describes an empirical study of the level of development of empathy at students of university.

Keywords: cognitive empathy, emotional empathy, emotions, empathy, empathy predicative, sympathy


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нелидова В.А., Маслова Т.М. Эмпатия как важное профессиональное качество психолога // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79493 (дата обращения: 13.03.2024).

Абсолютно каждый человек приходит в мир со своими определенными качествами личности. Одним таким психологическим качеством является эмпатия, благодаря которому человек приобретает уникальный жизненный опыт, оказывающий влияние на его мировоззрение, способ восприятия окружающего мира и привычки. И не зависимо, сколько ему лет, к какой религии он принадлежит, на каком языке разговаривает и т.д., у каждого есть способность переживать и проявлять чувства, сходные с чувствами собеседника. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Исследованием эмпатии занимались такие ученые как: А.Г. Басова, В. В. Бойко, Л. Божович, Т.П. Гаврилова, А. Меграбян, Дж. Мид, М.А. Пономарева, К.Роджерс, Э. Титченер, М.Шелер, И.М. Юсупов и другие.

В современной психологической литературе, для уточнения этого термина используют понятия «эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности», «эмпатическое слушание» и синонимы («альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность [6].

Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать, понимать эмоции другого человека. Способность к сочувствую, определяется генетикой, воспитанием, осознанным выбором системы ценностей.

В современной психологической науке под эмпатией понимается способность человека на бессознательном уровне понимать мысли и чувства собеседника, воспринимать его эмоциональное состояние, сопереживать ему, уметь видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Ученые Р. Барон С. Стайн и Г. Бук с помощью эксперимента установили, что у мужчин намного сильнее развито чувство самоуважения, а эмпатия и социальная ответственность преобладает у женщин. Эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом и от уровня ее развития зависит профессиональная деятельность многих специалистов, в том числе и психологов [3].

В профессиональном становлении психологов продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, мотивируется профессиональное самоопределение и формируются профессионально важные качества, в том числе и эмпатия.

Проявления эмпатии происходят по-разному: от глубоко погружения в чувства своего партнера по коммуникации, до объективного понимания переживаний партнера по коммуникации, без какого-либо эмоционального влечения. В связи с этим выделяют три вида эмпатии:

  •  сочувствие – эмоциональная отзывчивость, потребность оказывать кому-либо помощь;
  •  сопереживание – человек чаще всего испытывает такие же эмоции, как и  у его партнера по общению;
  •  симпатия – очень доброжелательное и теплое отношение к человеку.

Ученый Т.П. Гаврилова выделила четыре наиболее часто встречающиеся направления в объяснении эмпатии:

1) эмпатия как понимание чувств, потребностей другого человека;

2) эмпатия как вчувствование в объект искусства, событие, природу;

3) эмпатия как разделение эмоционального состояния другого человека или группы людей, аффективная связь с другими людьми;

4) эмпатия как свойство психотерапевта.

В первом, во втором и третьем определениях Т.П. Гаврилова рассматривает эмпатию как процесс, а в четвертом – как свойство [2].

Э. Титчнер ввел в психологию классификацию эмпатийного переживания, состоящую из трех категорий: она основывается на разумном, чувственном и эмоциональном сопереживании:

1) эмоциональная эмпатия – это реакции индивида на эмоциональные состояния другого – он чувствует истинные переживания и переносит их на себя. Большая часть общения между людьми строится на этом виде эмпатийного переживания.

2) Когнитивная эмпатия – способность в понимании, сравнении, анализе мыслей, которые есть у других. Основная задача эмпата при таком виде – осознать и глубоко понять. Этот вид проявляется во время дискуссий и научных споров, когда стоит задача, не оценивая и не переходя на эмоции, понять происходящее и точку зрения оппонента и выразить ее словами, понятными для других.

3) При предикативной эмпатии человек имеет способность к анализу и предсказыванию реакции других людей на какие-либо действия или события. В повседневности этот вид эмпатии активно используется между людьми, когда существует необходимость поставить себя на место другого и представить его реакцию [4].

Все эти виды более или менее развиты у каждой личности, однако, один из них всегда бывает ярче. Способность к глубокому сопереживанию зависит от многих факторов – темперамента, характера, мозговой активности человека, профессиональной компетентности.

Эмпатия – это настоящий дар, которым могут пользоваться не многие люди, она обрекает человека на страдания, ведь люди не всегда испытывают  состояния. Как и у любого психологического явления, так и у эмпатии есть свои «положительные» и «отрицательные» стороны. Данное сравнение приведено в таблице 1.

Таблица 1. – «Плюсы и минусы» эмпатии

Плюсы эмпатии

Минусы эмпатии

Неограниченные возможности для развития своей фантазии Человек не способен реагировать на здоровую агрессию и конкуренцию
Высокоэффективная помощь в различных профессиональных начинаниях Повышенная чувствительность, эмоциональное выгорание
Возможность помогать другим людям, предоставлять им поддержку и помощь в принятии себя Высокая вероятность таких отношений как «игра в одни ворота», когда человек только даёт, но ничего не получает взамен
Эмпатийного человека почти  невозможно обмануть Неэмпатийного человека легко «ранить» и причинить ему страдания

В психологии выделяют три уровня эмпатии – высокий (повышенный), средний (нормальный), низкий (заниженный).

Повышенный (высокий) уровень эмпатии характерен ярко-выраженным сопереживанием. Человек не способен разделить свои проблемы и чувства от проблем близких или знакомых, а иногда и вовсе чужих людей. Признаки эмпатийных людей аффективного типа: слишком сильная душевная ранимость, чувствительность, раздражительность, чувство вины.

Средний уровень эмпатии выявляется у большинства всех людей. Эмоциональную сферу они пытаются держать под контролем и не показывать свои чувства перед посторонними.

Низкий уровень характерен людям, которые не способны к сопереживанию и принятию других точек зрения, критики. Действия людей, которые основаны на эмоциях, антиэмпат считает бессмысленными. В итоге возникают серьезные затруднения при общении с окружающими людьми. Каждый человек сам для себя должен решить, какой уровень эмпатии ему нужен для комфортной жизни, но представителям высокого и низкого уровня развития эмпатии сложно выполнять функции психолога.

Проанализировав теоретические источники по проблеме эмпатии, мы эмпирически установили уровень ее развития у студентов вуза. Исследование проводилось в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняли участие 30 студентов 1 курса, обучающиеся по направлениям подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование».

С помощью методики В.В. Бойко «Уровень эмпатических способностей» [5] мы установили уровень эмпатии студентов вуза. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Таблица 2. – Уровень эмпатических способностей студентов вуза

Уровень эмпатии

Количество

%

Очень высокий

0

0

Нормальный (средний)

15

50

Заниженный

7

23,3

Очень низкий

8

26,7

Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что у испытуемых преобладает средний уровень эмпатии, он диагностирован у 15 респондентов, что составляет 50% от общего числа респондентов, для них характерна эпизодическая слепота к чувствам других людей, они что-то чувствуют и сопереживают по настроению, склоны судить о других по их действиям, поступкам, не доверяя своим собственным впечатлениям. При контакте с другими они внимательны, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение, у них нет раскованности чувств и это мешает полноценному восприятию других.

Очень низкий уровень эмпатии диагностирован у 8 студентов, что составляет 26,7%, они напрочь не замечают чувства других людей, эмоции других людей они видят только с помощью мимики, жестов, поведения, но не умеют их понимать и переносить на себя. Таких людей интересуют только свои собственные чувства и переживания, если они считают, что хорошо понимают и знают других, то они часто ошибаются, но не могут анализировать свои ошибки.

Заниженный уровень эмпатии был диагностирован у 7 студентов, что составляет 23,3%, их называют «слабые эмпаты». Они пребывают постоянно в состоянии постоянного стресса, переживают всю тяжесть внешнего мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Очень часто слабые эмпаты быстро истощаются физически и у них чаще всего появляются головные боли.

Очень высокий уровень эмпатии ни у одного исследуемого не диагностирован.

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

- ранняя диагностика уровня эмпатии позволит своевременно корректировать данное качество у психологов;

- в содержание образовательного процесса вуза включать задания, практикумы, упражнения, тренинги, способствующие расширению и осознанию студентами-психологами личного эмоционально-чувственного опыта и опыта, приобретенного на практике;

- успешное развитие эмпатии и эмпатийного поведения психологов возможно через художественную литературу, музыку, рисование, театральное искусство и другие средства;

- способность к эмпатии является ключевой для создания дружеских отношений, которые играют самую главную роль в юности. Эмпатия, как психическое личностное образование, является в дальнейшем стимулятором социального поведения и альтруистического поведения. Человек, который наиболее чуток к эмоциональному состоянию другого человека, охотно помогает и наименее склонен к агрессивному состоянию. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственны тем, родители которых разъяснили им нравственные нормы, а не прививали их строгими правилами и мерами.

Изучение данной проблемы поможет психологу в дальнейшей работе с клиентами, зная уровень эмпатии, особенности его проявления, можно осуществлять индивидуальный подход к каждому.

На очень низком уровне (не эмпаты) люди безразличны к чувствам окружающих, предпочитают работать не в коллективе, а не наедине с собой, очень замкнуты и почти не могут установить контактов с другими людьми. Но при этом они любят точные формулировки во всем и принимают рациональные решения в работе. Их окружение в основном состоит из тех, кто отличает ясным умом и деловыми качествами.

При нормальном уровне эмпатии (среднем) люди редко проявляют чувства сопереживания по отношению к другим. Они все держат под контролем, но при этом проявление чужих эмоций им не чужды. В творческой деятельности их интересуют больше действия, чем чьи-то переживания и сопереживания. У таких людей много возможностей для развития своего потенциала и личностных качеств.

Люди с очень высоким уровнем эмпатии встречаются редко, они на регулярной основе со всеми окружающими могут найти чувство единения и эмоционального равновесия. Такие люди имеют способность отодвинуть свое «Я» на задний план, проявить альтруизм и как можно меньше осуждать других.

Таким образом, эмпатия оказывает огромное влияние на характер взаимоотношений личности с внешним миром, с другими людьми, с собой, регулирует процесс вхождения личности в социум. В юношеском возрасте потребность в дружеских отношениях велика, она определяет стремление к полному взаимопониманию и принятию другого, определяет интимно-личностный характер общения со сверстниками и со взрослыми людьми, эмпатия в данном случае рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия «психолог-клиент».


Библиографический список
  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. – М.: Просвещение. 2007 – с.256.
  2. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
  3. Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность // Особенности познания и общения в процессе обучения. – Ярославль: Соло.2008 – с.234.
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.,1996 – с.322.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер – 2005 – с.351.
  6. Маслова Т.М., Михальчук Е.В. Развитие эмпатии у студентов вуза // Условия сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса: сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Биробиджан, 30 марта 2013 года / под общ. ред. Т.В. Левковой, Т.М. Масловой. – Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. – с.73-78.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация