УДК 343.2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Крысин Виктор Александрович1, Шигуров Александр Викторович2
1Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса
2Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы применения нового вида уголовного наказания в российском уголовном праве – принудительных работ, анализируется его понятие, содержание, назначение, последствия уклонения от отбывания, а также возникшие проблемы в связи с введением данного вида наказания.

Ключевые слова: принудительные работы, проблемы., уголовное наказание, уголовное право


PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE USE OF FORCED LABOR IN THE RUSSIAN CRIMINAL LAW

Krysin Victor Alexandrovich1, Shigurov Aleksandr Viktorovich2
1Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), senior lecturer in criminal law and procedure
2Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), Candidate of legal Sciences, associate Professor, assistant Professor of Criminal Law and Procedure

Abstract
The article deals with the problems and prospects of a new type of criminal punishment in the Russian criminal law - forced labor, analyzes its concept, content, purpose, the consequences of evasion from serving, as well as the problems encountered in connection with the introduction of this type of punishment.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Крысин В.А., Шигуров А.В. Проблемы и перспективы применения принудительных работ в российском уголовном праве // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79080 (дата обращения: 27.05.2017).

Проведенный анализ криминальной ситуации в России выявил наличие в действующем механизме уголовно-правового регулирования ряда проблем, что послужило «толчком» к принятию законодательных актов, направленных на реформирование уголовно-правовой системы, оптимизацию мер уголовно-правового характера.

В соответствие с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 14.10.2010 № 1772-р, является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, в том числе и таких как штраф и принудительные работы.

Здесь необходимо отметить, что в России имеется опыт применения подобного принудительным работам вида наказания. Так, еще в XIX веке применялось схожее по содержанию наказание в виде «заключение в рабочий дом». В советский период также успешно действовал такой институт, который в обиходе назывался «химия». Суть его заключалась в условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 420) российская система наказаний была дополнена новым видов наказания – принудительными работами. Такой вид наказания был введен в целях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы.

В соответствие с положениями статьи 53.1 Уголовного кодекса России принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса России, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Предусмотрено, что, если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами, которые назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет [1].

Суть принудительных работ заключаются том, что осужденный привлекается к труду в местах, которые определяются учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Также в данной статье указано, что судам при назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применять. Если осужденный уклоняется от исполнения принудительных работ, то данный вид наказания будет заменен на лишение свободы по правилу: за один день принудительных работ один день лишения свободы.

Кроме того, следует учитывать, что принудительные работы не могут применяться к несовершеннолетнему, лицу, признанному инвалидом 1 или 2 группы, беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, женщине, достигшей 55-летнего возраста, мужчине, достигшему 60-летнего возраста, а также военнослужащему.

Специфическая особенность принудительных работ – исправление лица, совершившего общественно опасное деяние, в процессе его привлечения к труду. Наряду с этим осужденный к принудительным работам связан достаточно значительными ограничениями, обусловленными особенностями отбывания данного вида наказания.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентируется в главе 8.1 УИК России.

Осужденный к принудительным работам должен отбывать наказание в исправительных центрах – специальных учреждениях, которые расположены в пределах территории субъекта России, где осужденный проживал или был осужден.

При отсутствии на территории субъекта России по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта России, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров. Осужденные находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного [2].

Несмотря на вышеизложенные требования к осужденным, такой вид наказания выгодно отличается от иных наказаний, связанных с изоляцией от общества. Фактически суть наказания принудительных работ и порядок его исполнения в исправительных центрах напоминает работу «вахтовиков», которые определенный срок работают и проживают вдали от дома.

Так, после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено, проживать за пределами исправительного центра вместе с семьей, на территории муниципального образования, в котором расположен исправительный центр. Они могут пользоваться мобильными телефонами и интернетом, что запрещено в исправительных колониях и тюрьмах. Они настолько самостоятельны, что при заболевании идут к обычным врачам по медицинскому полису, и к ним в полном объеме применимы нормы социального, пенсионного законодательства, распространяется большая часть прав и гарантий трудового права. Так, например, у осужденных к принудительным работам после первых шести месяцев работы появляется право на оплачиваемый отпуск в количестве 18 рабочих дней. Данный отпуск осужденный вправе провести за пределами исправительного центра, если он не имеет взысканий.

Из получаемой осужденным зарплаты по решению суда в федеральный бюджет может удерживаться от 5% до 20%. Кроме того, в рамках исполнительного производства с дохода осужденного могут делаться и иные отчисления, например, во исполнение решения суда о выплате алиментов.

Согласно статье 8 ФЗ № 420, положения Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части принудительных работ применяются с 01.01.2017 [3]. Внесение в данный закон нормы, регламентирующей непосредственное применение принудительных работ только с 01.01.2017 вызвано рядом нерешенных организационных вопросов, и в частности невозможностью применения данного вида наказания в виду недостаточной готовности исправительных центров, которые и должны стать местом отбывания наказания [4]. Для решения указанной проблемы необходимо достаточное финансирование из средств федерального бюджета для строительства исправительных центров, обеспечения штатной численности сотрудников данных учреждений, на которых полагается денежное довольствие и иные, установленные законодательством России выплаты. Предварительный расчет показывает, что для создания одного исправительного центра, рассчитанного на содержание 200 осужденных, требуется затратить от 67,6 до 72,2 млн. рублей (стоимость работ зависит от комплектации, которая должна учитывать климатические условия места расположения центра, потребности в инженерно-технических средствах охраны, инженерных сетях и системах). Первоначальный этап потребует привлечения 900 штатных единиц сотрудников ФСИН, которые должны обеспечить деятельность 30 исправительных центров. В дальнейшем необходимо будет привлечь всего 4,5 тыс. сотрудников.

Общий объем средств, которые необходимо будет выделить из федерального бюджета на обеспечение сотрудников тридцати исправительных центров (денежное довольствие и прочие выплаты, установленные законодательством России) по расчетам, проведенным по состоянию на 2011 г., составляет от 2,325 до 2,463 млрд. руб [5].

В интервью от 4 октября 2016 г., данным ТАСС заместителем директора Федеральной службы исполнения наказаний России Валерием Максименко, последний заявил, что с 01.01.2017 в России будут функционировать четыре исправительных центра: в Тюменской области на базе исправительной колонии № 6 (Ишим) исправительный центр на 100 мест; в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая перепрофилируется, – центр на 144 места; в Тамбовской области на базе реформируемой ИК-3 (поселок Зеленый) – центр на 70 мест; в Приморском крае на базе колонии-поселения № 51 (Уссурийск) откроется центр на 150 мест.

Кроме того, участки для осужденных к принудительным работам открываются: в Республике Башкортостан, в Забайкальском крае, в Самарской, Смоленской, Архангельской и в Новосибирской областях, и в Карелии. То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа – появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране [6].

Однако, следует отметить, что по официальным данным ФСИН на 01.09.2016 в учреждениях уголовно-исполнительной системы находились 645 350 человек.

С учетом изложенного полагаю, что законодателю следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство и предусмотреть возможность исполнения принудительных работ на базе колоний-поселений, преобразовав их в исправительные центры.

Согласно ч. 1 ст. 45 УК перечисленные виды наказаний, в том числе принудительные работы – только основное наказание, но согласно ч. 1 ст. 53.1 УК РФ, принудительные работы – не самостоятельное наказание. Данный вид наказания «применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса». Несамостоятельность данного наказания также видна и из ч. 2 ст. 53.1 УК, где говорится о назначении принудительных работ только в порядке замены лишения свободы. В связи с этим, полагаем нужно предусмотреть в УК РФ вместо принудительных работ, как самостоятельного вида наказания, такие институты как условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условно досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду. Это вполне согласуется с опытом в уголовном законодательстве РСФСР (ранее оговоренная по тексту «химия»). Либо необходимо использовать принудительные работы не только как основной, но и как дополнительный вид наказания.

Нельзя не согласиться с мнением Кадникова Н.Г., который отмечает, что Уголовный закон не предусматривает замены принудительных работ лишением свободы при злостном нарушении порядка и условий отбывания наказания [7, с. 240]. В связи с этим очевидно, что в данной части уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не согласованы друг с другом.


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
  4. Данелян С. В., Микаелян А. С. Обязательные, исправительные и принудительные работы в свете международных стандартов прав человека и обращения с осужденными // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 6. С. 27-32.
  5. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс].
  6. Интервью заместителя директора ФСИН РФ В. Максименко. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3674377
  7. Кадников Н. Г. Уголовное право России. М., 2013. 911 с.


Все статьи автора «Шигуров Александр Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: