КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жолобова Ирина Константиновна1, Сидоренко Юлия Андреевна2
1ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России, ассистент кафедры истории и философии
2ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Минздрава России, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены

Аннотация
Статья посвящена методическим подходам к выявлению, развитию, поддержке одаренных детей, обеспечению их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в системе континуального образовательного процесса, включающего взаимодействующие структуры: управления образования, школы, учреждения дополнительного образования и вузы.

Ключевые слова: «школа–университет–профессиональная деятельность»., индивидуальная траектория, интегрированное образовательное пространство, одаренные дети, системный характер, Центр довузовского образования


INTEGRATED SYSTEM OF IDENTIFICATION AND SUPPORT OF TALENTED YOUTH IN SYSTEM OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION

Zholobova Irina Konstantinovna1, Sidorenko Yuliya Andreevna2
1Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of history and philosophy
2Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene

Abstract
The article is devoted to methodical approaches to identification, development, support of gifted children, ensuring their personal, social self-realization and professional self-determination in system of the continual educational process including the interacting structures: departments of education, schools, institutions of additional education and higher education institutions.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жолобова И.К., Сидоренко Ю.А. Комплексная система выявления и поддержки талантливой молодежи в системе довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/78540 (дата обращения: 19.04.2024).

Выявление, развитие и поддержка одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения – это «современный социальный заказ, который ориентирован на сохранение национального генофонда, а также формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности» [1, с. 6].

Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается в Государственной программе Российской Федерации в контексте необходимости разработки «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации».

В соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, выявление одаренных детей может осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой [2; 3; 4; 5], физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

В деятельности Центра довузовского образования РостГМУ (Центр) работе с одаренными детьми уделяется особое внимание. Центром создана система непрерывного образования, включающая школы, клуб «Юный медик», подготовительные курсы и вуз. Система позволяет не только выявить данный контингент, но и максимально сохранить, развивать природный дар обучающихся. Совокупность компонентов системы направлена на создание условий для благоприятного психологического и психофизического развития талантливых школьников [6].

Методы и формы работы разнообразные: выстраивание индивидуальной траектории обучения для обеспечения необходимого уровня академических знаний; подготовка научно-исследовательских проектов для расширения образовательного пространства и самореализации личности; участие в общественной жизни университета для успешной адаптации и социализации после поступления в вуз, встречи с профессорско-преподавательским составом  университета для формирования общественно значимой системы ценностей. Проводимые мероприятия обеспечивают адаптационный переход от школы к вузу и от вуза к началу профессиональной деятельности. [7; 8; 9; 10]. В нормативном плане это модель связки «школа–университет–профессиональная деятельность» для одаренной молодежи.

Работа по выявлению разных категорий одаренных детей, с одной стороны, и созданию для них адекватных траекторий развития, с другой, будет работать эффективно только тогда, когда приобретет системный характер. Это означает, что одаренность, выявленная у ребенка в результате тех или иных мероприятий, должна быть «основанием для выбора им и его родителями при консультативной поддержке высококвалифицированных специалистов адекватного образовательного маршрута как комбинации возможностей, предоставленных школой, а также дополнительным образованием» [11, с. 406]. И такие условия созданы для талантливой молодежи в интегрированной системе Центра. Учащиеся 8-10 классов, проходят трехгодичное обучение в клубе «Юный медик» [6; 12]. Дополнительная образовательная программа клуба направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании [3; 4; 13], формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, воспитания учащихся, а также на организацию их свободного времени.  Данная программа обеспечивает адаптацию обучающихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся, повышает уровень их знаний по профильным предметам. Благодаря этой программе старшеклассники еще обучаясь в школе могут ознакомиться с особенностями профессии врача, с большим спектром медицинских специальностей и их спецификой. Далее подростки (11 класс) поступают на подготовительные курсы университета. Дополнительная образовательная программа для детей и взрослых, по которой они проходят дальнейшее обучение, является логическим продолжением программы клуба. Ее реализация закладывает предпосылки к более углубленному изучению профильных предметов и возможность более эффективно пройти единые государственные испытания. Далее около 80% потенциальных абитуриентов поступают в РостГМУ.

В августе 2016 года управление образования г. Ростова-на-Дону сформировала «Модель муниципальной системы выявления, сопровождения и поддержки обучающихся, проявивших способности к высокопродуктивной интеллектуальной, творческой и исследовательской деятельности «Одаренные дети», построенную на основе Федеральной программы «Дети России». Модель предполагает, что после окончания высших учебных заведений старшеклассникам предстоит заниматься теми видами деятельности, которых сегодня, возможно, ещё не существует. Тенденции современного развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.

Центр активно сотрудничает с управлением образования города в реализации данной модели, принимая участие в мероприятиях профориентационной направленности: Фестивалях, Днях науки, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, днях мобильности старшеклассников. Для одаренных детей вуз реализует проекты «Посвящение в медицину – Университетские субботы», «Ваша будущая специальность», «Малый факультет», «Практическая медицина», «Подготовь себе смену» и другие. Главным результатом комплексного подхода к работе с одаренными детьми должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Такой системный подход и интегрированное образовательное пространство позволяет сохранить и преумножить интеллектуальный потенциал обучающихся, а в конечном итоге компенсировать потребность общества в профессионально и творчески развитых кадровых ресурсах [14; 15].


Библиографический список
  1. Одаренные дети – образовательный вызов XXI века: сб. статей / под общ. ред. С.В. Жолована, под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – Вып. 1. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 108 с.
  2. Агеева Н.А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 858-863.
  3. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  4. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 4. – С. 109-119.
  5. Камалова О.Н. Исследование эмоций и интуиции в современной философии и науке // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. – № 6. – С. 70-74.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование  мотивации к здоровому образу жизни  в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  8. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции организма // Профилактическая и клиническая медицина.-2014. – №2(51). – С.36-40
  9. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А.А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  10. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
  11. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 464 с.
  12. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  13. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе //
    Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 2. – С. 378-381.
  14. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
  15. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – №1 (86). – С. 17-21.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация