УДК 377.5

ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Семенова Надежда Геннадьевна1, Шмакова Александра Павловна2
1ГАОУ ДПО ПО «Институт регионального развития Пензенской области»
2ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

Аннотация
Статья посвящена инновационному подходу к подготовке будущих архитекторов. Предлагаемая методика позволяет консолидировать альтернативные педагогические технологии, включающие практико-ориентированный подход и ориентацию на полипрофессионализм, а также усиление знаний по управлению проектами в подготовке конкурентоспособного специалиста. Сегодня для системы профессионального образования наступило непростое время. Она должна стать полностью открытой для всех заинтересованных лиц. В частности, в систему среднего профессионального образования должны прийти работодатели. Но для этого необходимо, прежде всего, выучить язык бизнеса, освоить его понятийный аппарат, понять и принять систему ценностей людей, которые зарабатывают деньги, перенять их систему оценки качества, бизнес-стандарты и бизнес-технологии. Для решения этой задачи был инициирован проект «ЦМИТПРофи-инкубатор», в рамках которого планировалось разработать новый, отвечающий требованиям работодателей, формат учебной практики для преподавателей и студентов.
Участие в проект «ЦМИТПРофи-инкубатор» позволило увидеть новые способы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: образование


PROFESSIONALS FOR PROJECT TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Semenova Nadezhda Gennadyevna1, Shmakova Aleksandra Pavlovna2
1State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education of Penza oblast "Institute regional development of the Penza region"
2State Autonomous Professional Educational Institution of the Penza Region "Penza College of architecture and construction"

Abstract
Article is devoted to innovative approach to training of future architects. The offered technique allows to consolidate the alternative pedagogical technologies including the praktiko-oriented approach and orientation to polyprofessionalism, and also strengthening of knowledge of project management in training of the competitive specialist. Today for system of professional education there came hard time. It shall become completely open for all interested persons. In particular, employers shall come to system of secondary professional education. But for this purpose it is necessary to learn, first of all, business language, to master its conceptual framework, to understand and accept a value system of people who earn money, to adopt their system of a quality evaluation, business standards and business technologies. For the solution of this task the PROFI-inkubator project within which it was planned to develop new, meeting the requirements of employers, a format of educational practice for teachers and students was initiated. Participation in the PROFI-inkubator project allowed to see new methods of forming of general and professional powers of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова Н.Г., Шмакова А.П. Полипрофессионализ для проектных технологий в системе профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78535 (дата обращения: 30.09.2017).

Статья посвящена инновационному подходу к подготовке будущих архитекторов. Предлагаемая методика позволяет консолидировать альтернативные педагогические технологии, включающие практико-ориентированный подход и ориентацию на полипрофессионализм, а также усиление знаний по управлению проектами в подготовке конкурентоспособного специалиста.

В настоящее время возникает необходимость в подготовке специалистов нового формата, способных не только профессионально решать вопросы своей деятельности, но и управлять ею, ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и творчески решать поставленные задачи, быть клиентоориентированными и мультидисциплинированными.

Сегодня для системы профессионального образования наступило непростое время.  Она должна стать полностью открытой для всех заинтересованных лиц. В частности, в систему среднего профессионального образования должны прийти работодатели. Но для этого необходимо, прежде всего, выучить язык бизнеса, освоить его  понятийный аппарат, понять и принять систему ценностей людей, которые зарабатывают деньги, перенять их систему оценки качества, бизнес-стандарты и бизнес-технологии. Для тех, кто работает в системе образования это непростая задача, но решаемая.

Для решения этой задачи осенью 2016 года ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» инициировал проект «ЦМИТПРофи-инкубатор», в рамках которого планировалось разработать новый, отвечающий требованиям работодателей, формат учебной практики для студентов, в частности, Пензенского колледжа архитектуры и строительства.

Во всех современных образовательных стандартах появились красивые формулировки компетенций, которыми должен обладать специалист среднего звена:

- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения;

-участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта;

- участвовать в планировании проектных работ.

Это не случайно. Работодатели требуют того же самого. Но система образования не отработала технологию внедрения и развития этих компетенций.

Участие в проект «ЦМИТПРофи-инкубатор» позволило увидеть новые способы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Проект предполагал организацию эффективных коммуникаций с новыми игроками  на рынке образовательных услуг – Центрами молодежного инновационного творчества (далее – ЦМИТ), которые работают благодаря социально ответственным, но все-таки субъектам малого и среднего бизнеса. Работают соответственно по законам бизнеса.

Разница между бизнесом и современным образованием колоссальна, даже в формулировках компетенция в стандартном понимании.

«Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Так же компетенция включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

А в бизнесе  компетенция – способность и готовность решать поставленные задачи  с привлечением ресурсов  оптимального  по количеству  и адекватного уровню задачи качества с использованием  актуальных технологий в  минимальный срок. Проще говоря: быстро, качественно и дешево.

А так как государство активно направляет систему образования в бизнес-среду, то мы должны не навязывать свое понимание, а  брать за основу понимание бизнес-партнеров.

Проекты для бизнеса никогда не заканчиваются исследованием, эскизом, красивыми картинками. Проекты для бизнеса – это всегда продукт, который кому-то нужен, и за который кто-то готов заплатить.

Именно по такому принципу работают ЦМИТы, по такому  принципу пришлось работать педагогам, а в дальнейшем и студентам на практике.

Первыми, прошедшими обучение на площадке ЦМИТа «Шаг в будущее», стали педагоги. Двенадцать человек в течение двух недель работали в составе  трех команд над своими собственными проектами. Педагоги не только осваивали технологии обращения с современным оборудованием, проводили мозговые штурмы, учились анализировать и планировать свою работу, делали своими руками реальные продукты. Делали, а потом презентовали экспертам. Результат вдохновил.

Первая группа студентов в количестве 12 человек попала на практику в ЦМИТ «Шаг в будущее» уже в декабре 2016 года. На старте представители ЦМИТа познакомили  ребят с радаром компетенций. Были определены пять компетенций, необходимых для работы на площадке ЦМИТ.

  1. Работа со специализированным программным обеспечением и оборудованием.
  2. Основы дизайна.
  3. Основы бизнес-планирования.
  4. Эффективные коммуникации.

Студенты на старте сами оценили свой уровень (0, начальный, средний, высокий) по каждой компетенции и определили желаемую динамику. После чего сформировали команды, получили техническое задание на продукт («изготовление новогодней сувенирной продукции») и составили спринт-бэклог.

Спринт-бэклог — это список работ, который определила команда и согласовала с владельцем продукта, на ближайший отчетный период (спринт). Так же  спринт-бэклог  содержит функциональность, выбранную владельцем проекта из журнала пожеланий проекта. Все функции разбиты по задачам, каждая из которых оценивается скрам-командой. Каждый день команда оценивает объём работы, который нужно проделать для завершения спринта.

Самое сложное для обучающихся был контроль сроков исполнения каждой подзадачи и адекватная оценка усилий каждого члена команды. Но благодаря тьюторству сотрудников ЦМИТа и педагогов колледжа, они справились со всеми поставленными задачами.

В прохождения учебной практики особый интерес у обучающихся вызвал блок «Основы самоменеджмента», который проводили сотрудники Института регионального развития Пензенской области. Использование инструмента анализа бизнеса – SWOT для определения своих конкурентных преимуществ вылился в интересный диалог о том, что общего у человека и бизнеса.

После практики педагоги провели с ребятами своеобразную ретроспективу обучения в ЦМИТе «Шаг в будущее».  Студентами были сделаны следующие выводы:

- недостаточно быть архитектором или дизайнером необходимо разбираться во многих смежных областях,

- бизнесу требуются полипрофессионалы, способные работать и комфортно себя чувствовать сразу в нескольких профессиональных областях.

В результате участия в проекте «ЦМИТПРофи-инкубатор» студенты на себе ощутили и поняли, что человек успешный (в данном случае «способный создавать и продавать нужные продукты») выпадает из старой системы профессиональной организации «1 человек = одна профессия/ один набор компетенций».

На наш взгляд, главный результат  работы студентов  в ЦМИТе – это их мощнейшая мотивация на саморазвитие.

Таким образом, введение в содержание образования будущих архитекторов вопросов по управлению проектами позволяет подготовить не только профессионалов в своем деле, но и усилить управленческий состав предприятий людьми, обладающими различными компетенциями. А интеграция различных альтернативных педагогических технологий, включая практико-ориентированный подход и ориентацию на полипрофессионализм, позволяет организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне и подготовить специалистов  с широким кругозором и потенциалом.



Все статьи автора «Шмакова Александра Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: