УДК 338.6:2(477.75)

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОЧНОГО КРЫМА КАК ОБЪЕКТЫ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Серак Ольга Олеговна
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
студентка 3 курса магистратуры направления подготовки "туризм"

Аннотация
В данной статье рассмотрены наиболее посещаемые святые источники восточной части Крымского полуострова. Предложен новый паломнический маршрут по православным монастырям и целебным источникам Восточного Крыма.

Ключевые слова: Восточный Крым, паломничество, родники, святые источники


SACRED SPRINGS OF THE EASTERN CRIMEA AS THE OBJECTS OF PILGRIMAGE TOURISM

Serak Olga Olegovna
Sevastopol Economic-Humanitarian Institute (branch) V.I. Vernadsky Crimean Federal University
3rd year student of the magistracy of the specialty "tourism"

Abstract
This article describes the most visited holy sources of the eastern part of the Crimean peninsula. A new pilgrimage route in the Orthodox monasteries and curative sources of the Eastern Crimea.

Keywords: East Crimea, pilgrimage, sacred springs, springs


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Серак О.О. Святые источники Восточного Крыма как объекты паломнического туризма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78354 (дата обращения: 14.02.2017).

Постановка проблемы. Крымская земля – место, которое привлекает паломников своей древней историей и красивыми легендами. Восточный Крым обладает значительным потенциалом для развития паломнического туризма. Следует отметить, что помимо храмов, соборов и других культовых сооружений, немаловажное значение для развития паломничества в Восточном Крыму играют и объекты природного характера – целительные источники и родники. Испокон веков на территории Крыма верующие поклонялись святым источникам. Развитие паломничества может способствовать сохранению и благоустройству природных религиозных объектов.

Анализ последних исследований и публикаций. К числу наиболее известных авторов, чьи научные исследования связаны с изучением святых источников и других природных объектов паломничества, относят С.В. Альбова [1], И.М Коваленко [2], В. Ромушина [3,4].

Цель статьи – рассмотрение наиболее известных почитаемых паломниками святых источников и предложение нового паломнического тура к целебным святыням.

Изложение основного материала. Вода – основа всего живого на Земле. Неслучайно последние 100 лет ученые всего мира прилагают множество усилий для обнаружения воды на других планетах. Вода – начало духовной жизни для православных верующих. Она обладает силой очищения от мирских грехов, омовения и обновления.

Одним из природных объектов паломнического туризма является святой источник.

Источником считается естественный выход на земную поверхность на суше или под водой подземных вод.

В Восточном Крымы располагается более 70 святых родников, многие из которых известны и почитаемы паломниками. С некоторыми источниками связаны легенды о явлении святых или чудесном появлении икон. Наиболее посещаемы источники при монастырях и храмах.

Святыни Катерлезской обители. Существует предание о камне святого Георгия, что в конце XVIII века на вершине горы в селении Катерлез молился пастух. И вот однажды утром, он увидел воина верхом на белом коне. Видение повторилось и через год. А еще через год пастух позвал с собой старейшин села. Все пришедшие узнали во всаднике святого Георгия Победоносца. В этот раз он стоял на большом камне вместе со своим конем. С тех пор на этом камне остались отпечатки ног святого и конских копыт. А люди, пришедшие сюда, приносят с собой воду, наливают ее в отпечаток копытца, а затем пьют и умываются ею, желая исцелиться от болезней. В настоящее время камень находится на территории Катерлезского монастыря.

Еще одной святыней монастыря является родник в честь иконы Богородицы «Живоносный источник». Игуменья Акилина желала, чтобы в монастыре была своя вода. На подаренные деньги она наняла рабочих для бурения скважины. Когда же, наконец, забила вода, скважину освятили. Так и появился новый святой родник, вода которого предназначена для омовения тела. В купели используется душ вместо бассейна. На самой вершине купели установили бронзовый крест.

Следующий святой источник, который может привлечь внимание паломников – источник в честь Иверской иконы Богородицы. Он находится в районе Феодосийской крепости. Рядом с родником расположена башня Христа. Именно поэтому его иногда называют родником Иисуса Христа.

Также нельзя оставить без внимания родник «Святой Анны», который расположен в районе хребта Тепе-Оба. По пути к нему открывается великолепный вид на бухту Св. Анны. Этот источник вошел в таблицу 32-х родников Феодосии.

Фонтан пророка Ильи очень необычен. Он находится неподалеку от храма Всех Святых, на старом городском кладбище Феодосии. На главной стене фонтана изображен барельеф Пророка Ильи. А в день этого великого святого совершается крестный ход от храма.

В селе Щебетовка главными достопримечательностями являются развалины Свято-Георгиевского храма и струящийся вблизи родник Аязма-Чокрак. Храм и источник соединены древним каменным водопроводом.

Близ села Щебетовка располагается Кизилташский мужской монастырь Св. Стефана Сурожского, основанный в 1856 г. архиепископом Иннокентием. Одной из святынь монастыря является лечебный источник святого Крестителя Иоанна в Красной пещере. В 1825 г. в самом источнике пастухом была найдена деревянная икона Божией Матери. С того момента источник стали считать целебным.

Ближайшим родником на пути к Судаку является колодец святого Иоанна. В данное время он расположен на одном уровне с землей. Вода в нем есть и по сей день. А за виноградниками долины Ай-Ван, у горы есть еще один источник святого Иоанна.

Источник святой Анастасии является одним из наиболее почитаемых паломниками. Он получил свое название в честь существовавшего когда-то вблизи монастыря Святой Анастасии. Сейчас, к сожалению, от монастыря ничего не осталось, но экскурсии-прогулки к источнику популярны круглый год.

В селе Морское паломники посещают фонтан пророка Илии. По исследованиям архиепископа Гавриила, в Морском располагались два древнегреческих монастыря во имя Святого пророка Илии. 1 августа 2008 г., по близости одного был сделан фонтан из горного источника, у подножия горы Каматра. Был благоустроен и освещен фонтан в честь пророка Божьего Илии.

Источник Святого Георгия находится почти на самой вершине горы Ай-Георгий. Его воды  обильны, они не пересыхают даже в самое жаркое время года. Посещают родник чаще всего православные паломники местные жители.

Свято-Троице Параскевский Топловский женский монастырь был создан 25 сентября 1864 г. Его основательницей стала болгарская девушка Константина, которая приняла постриг с именем Параскевы. На территории Топловской обители расположены три источника. Самым древним считается источник Святой Параскевы. Он забил почти 2000 лет назад на том месте, где Святой Параскеве отсекли голову за проповедь христианства. Верующие считают, что вода этого источника исцеляет болезни глаз, головы, гинекологические заболевания, бесплодие. На расстоянии 1,5 км. от источника Святой Параскевы находится источник Святого великомученика Георгия Победоносца, вода которого, по мнению прихожан и паломников, исцеляет заболевания опорно-двигательного аппарата. Источник Трех вселенских святителей находится на расстоянии 3 км. от источника святого Георгия. Трехсвятская вода исцеляет болезни нервной системы. Монастырь принимает паломников. Есть благоустроенная гостиница и трапезная.

На данный момент, несмотря на наличие значительного количества сакральных природных объектов в Восточном Крыму, на туррынке Крымского региона паломническими службами Крымских епархий не было предложено тура к святым источникам. Существуют лишь однодневные поездки к отдельным монастырям и источникам при них. Из этого следует возможность создания новых туров.

В таблице 1 автором был предложен примерный паломнический тур «Святые источники Тавриды», рассчитанный на православных верующих из материковой части России.

Таблица 1. Паломнический тур «Святые источники Тавриды»

 

Время посещения

Объект посещения

1 день

5.05.17

16:00-17:00

Встреча паломников на Керченской паромной переправе, порт «Крым»

17:30-18:30

Заселение в отель, свободное время

18:30-19:00

Ужин
2 день

6.05.2017

7:00-7:30 Завтрак
8:00-12:00 Участие в Богослужении в храме Иоанна Предтечи в честь святого великомученика Георгия Победоносца, молебен перед иконой Георгия Победоносца.
12:00-14:00 Начало движения Крестного Хода к Свято-Георгиевскому женскому монастырю (п. Войково).
14:00-14:30 Панихида у мемориала погибших воинов во время ВОВ.
14:30-15:00 Водосвятный молебен у камня Св. Георгия
15:00-15:30 Свободное время
15:30-15:45 Переезд в Керчь
16:00-17:00 Обед в кафе
17:00-19:00 Свободное время
19:00-19:30 Ужин
3 день

7.05.17

7:00-8:00 Завтрак, выселение из отеля
8:00-10:30 Переезд в Топловский монастырь, заселение в монастырскую гостиницу
10:30-11:45 Подъем к третьему источнику «Трех вселенских святителей», омовение в купели
11:45-12:45 Спуск к источнику «Святого Георгия», омовение в купели
12:45-13:30 Спуск к первому источнику «Святой Параскевы», омовение в купели
13:30-14:00 Обед в трапезной
14:00-14:30 Посещение храма Св. Параскевы Римской, могилы игумении Параскевы (О.И. Родимцевой)
14:30-14:45 Посещение храма иконы «Всех Скорбящих Радость»
14:45-15:15 Посещение часовни монахини Параскевы (Константины), основательницы Топловского монастыря
15:15-19:00 Свободное время
19:00-19:30 Ужин
4 день

8.05.2017

7:00-8:00 Завтрак, выселение из монастырской гостиницы
8:00-8:40 Переезд в Кизилташский монастырь
8:40-11:30 Посещение храма во имя св. Серафима Саровского и  лечебного источника святого Крестителя Иоанна
11:30-12:30 Переезд в Феодосию
12:30-13:10 Посещение храма Всех Святых и фонтана Св. пророка Илии
13:30-14:00 Обед в Кафе
14:00-16:00 Переезд в Керчь, порт «Крым»

На рисунке 1 представлен маршрут тура «Святые источники Тавриды»

Рисунок 1 – маршрут тура «Святые источники Тавриды»

Выводы. Крым привлекает паломников своей историей и наличием множества сакральных памятников архитектуры, однако, немаловажную роль в развитии паломнического туризма играют природные источники, большинство из которых считаются целебными. Водным источникам с древних времен уделялось особое внимание при строительстве храмов и монастырей. В Восточном Крыму имеется большое количество святых источников, но, к сожалению, не все благоустроены. Наиболее эффективным методом для привлечения большего числа паломников является разработка новых маршрутов.


Библиографический список
  1. Альбов, С.В. Целебные источники Крыма [Текст] / С.В. Альбов. – Симферополь: Таврия, 1991. – 49 c.
  2. Коваленко, И.М. Православие и природа Крыма [Текст] / И.М. Коваленко. – Симферополь : [б. и.], 2006. – 48 с.
  3. Протоирей Валентин Ромушин Святые источники Крыма [Текст]: Очерк-путеводитель.  – 2-е изд., доп.  / В. Ромушин. – Симферополь : Н.Орiанда, 2013.  – 160 с.
  4. Протоирей Валентин Ромушин Святые источники Крыма [Текст]: Очерк-путеводитель.  – Книга 2-я. / В. Ромушин. – Симферополь : Н.Орiанда, 2015.  – 296 с.
  5. Протоирей Валентин Ромушин Судак православный [Текст]: Очерк-путеводитель / В. Ромушин. – Симферополь: Н.Орiанда, 2009.  – 320 с.


Все статьи автора «Серак Ольга Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация