УДК 368

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

Егорова Анна Андреевна1, Васильева Мария Владимировна2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, студент 4 курса, направление менеджмент
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, научный руководитель, доцент, кандидат экономических наук

Аннотация
В данной статье рассмотрены факторы, влияющие на разработку стратегических планов страховой компании. Такой аспект, как анализ факторов среды, является одной из важных задач перед компанией. Так как заранее выявленные проблемы, позволяют четко разработать стратегию и реализовать ее в действительности. В данной работе в качестве примера для исследования используется компания ПАО «Росгосстрах». «Росгосстрах» - это мировой лидер на рынке в страховании. Компания имеет самую большую филиальную сеть среди страховщиков РФ – 83 филиала, 12 представительств, более 3500 подразделений.
Одним из важных аспектов стратегического планирования является оценка факторов среды компании. В ходе исследования выявили факторы и провели анализ (оценку влияния). Мы применили PEST-анализ и анализ экспертного мнения для выявления факторов и оценки уровня их влияния на процессы разработки стратегических планов страховой компании. И в результате проведенного анализа должно быть достигнуто: формирование всех ключевых видов деятельности, результативного применения системы многоканальных продаж, маркетинговых коммуникаций. При этом увеличение основной деятельности необходимо основывать в регионах, где у ПАО «Росгосстрах» раскручена уникальная сеть представительств, страховых отделов и агентств, а также центров и пунктов регулирования убытков. А также, в ходе анализа факторов мы выявили, что для разработки стратегического плана необходимы такие аспекты как маркетинг и развитие персонала страховой компании.

Ключевые слова: анализ PEST, внешние и внутренние факторы, оценка факторов


EVALUATION OF ENVIRONMENTAL FACTORS INSURANCE BUSINESS IN STRATEGIC PLANNING PROCESSES

Egorova Anna Andreevna1, Vasilyeva Maria Vladimirovna2
1Saint-Petersburg State University of Economics, 4th year student, management
2Saint-Petersburg State University of Economics, scientific director, associate professor, candidate of economic sciences

Abstract
This article examines the factors that influence the development of strategic plans for the insurance company. This aspect of the analysis of environmental factors, is an important task for the company. Since the pre-identified problems, allow for a clear strategy to develop and implement it in reality. In this paper, as an example to research the company PJSC "Rosgosstrakh". "Rosgosstrakh" - a world leader on the market in insurance. The company has the largest branch network among Russian insurers - 83 branches, 12 offices, more than 3,500 units.
One important aspect of strategic planning is to evaluate the factors of the environment. The study identified and analyzed factors (assessment of the impact). We used the PEST-analysis and analysis of expert opinion to identify the factors and assess their level of influence on the process of strategic planning of the insurance company. As a result of the analysis is to be achieved: the formation of all the key activities, the effective application of the system of multi-channel sales, marketing communications. The increase in the core business should be based in the regions where the PAO "Rosgosstrakh" spun a unique network of offices, insurance departments and agencies as well as centers and points of regulation losses. Also, during the analysis of the factors, we found that for the development of the strategic plan are necessary aspects such as marketing and development of the insurance company.

Keywords: evaluation factors, external and internal factors, PEST-analysis


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова А.А., Васильева М.В. Оценка факторов среды страхового бизнеса в процессе разработки стратегических планов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77382 (дата обращения: 02.06.2017).

Одним из важных аспектов стратегического планирования является оценка факторов среды компании. В связи с нестабильной рыночной ситуацией в стране, каждая компания, в том числе и страховая, пытается выявить факторы и рыночные условия, которые определяют перспективы ее развития или обладают в текущем моменте неким «тормозящим» свойством. Мы предлагаем применить PEST-анализ и анализ экспертного мнения для выявления таких факторов и оценки уровня их влияния на процессы разработки стратегических планов страховой компании. В данной работе в качестве примера для исследования используется компания ПАО «Росгосстрах». По объемам собранной премии «Росгосстрах» в течение последних 5 лет занимает высшие позиции в рейтинге. В соответствии с лицензией ПАО “Росгосстрах” совершает операции: личное страхование: страхование жизни; страхование от несчастных случаев и болезней; добровольное медицинское страхование и пр. В страховом портфеле компании за 2015 год ОСАГО составляет (51,7%), Автокаско (16,7%), страхование имущества физических лиц (14%), личное страхование (11,1%). ПАО «Росгосстрах» имеет самую большую филиальную сеть среди страховщиков РФ – 83 филиала, 12 представительств, более 3500 подразделений. Главный офис компании находится в Люберцах (Московская область) [7].

В сентябре 2015 года решением единственного участника общества принято постановление о реорганизации ООО «Росгосстрах» в виде присоединения к ОАО «Российская государственная страховая компания» (ПАО «Росгосстрах»). Процесс реорганизации окончен 31 декабря 2015 года.

Стратегической целью ПАО “Росгосстрах” можно назвать «…абсолютное лидерство», «…закрепление репутации надежной, солидной и динамично развивающейся организации» [2]. Несмотря на имеющиеся «лидерские» качества в своей деятельности компания сталкивается с рисками и проблемами на рынке, которые связанные с качеством активов, ростом убыточности страхового бизнеса, необходимостью осуществления дополнительных вливаний со стороны акционеров и пр. Для снижения таких рисков и для разработки стратегических планов страховой компании нам требуется определить уровень влияния факторов среды, которые, в свою очередь, влияют на содержание стратегических планов компании и на сам процесс стратегического планирования.

Рассмотрим основные факторы среды. К внешним факторам можно отнести социальные, экономические, политические, юридические аспекты, с помощью которых определяется влияние ограничительными или стимулирующими мерами со стороны различных государственных органов, банков, инвестиционных фирм, общественных групп, политических сил и т.п. К внутренним же факторам мы отнесем, в первую очередь, стратегию компании, для реализации которой формируется потенциал, опыт и навыки менеджеров, которые необходимы для реализации планов, принципов компании и ведения бизнеса, которыми руководствуются в компании, моральные ценности и амбиции руководителей, а также общепринятые в рамках компании ценности и культура (PEST-анализ представлен в табл. 1).

Таблица 1. PEST– анализ факторов среды на примере ПАО «Росгосстрах»

Политические

P

Экономические

E

- Законодательная база в области регулирования страхового дела;

- Налоговое законодательство;

- Взаимоотношение с местными органами власти

- Уровень покупательской способности.

- Инфляция

Социальные

S

Технологические

T

-Дополнительное обеспечение сотрудников предприятий

- Уровень демографии, заболеваемость населения

- Степень информатизации

- Уровень обеспеченности трудового потенциала всем необходимым инвентарем

- Обеспечение соответствующими технологиями

Далее, используя 5-балльную шкалу, определим уровень влияния факторов среды в страховом бизнесе (1 –min) (табл.2)

Таблица 2. Определение влияния факторов среды на деятельность страховой компании

Факторы

Эксперты

Интегральное влияние фактора

Эксперт 1

(вес=0,4)

Эксперт 2

(вес=0,3)

Независимый эксперт (вес=0,2) Авторское отношение

(вес=0,1)

Макро факторы
Политические 3 2 3 3 2,7
Экономические 5 5 5 5 5
Социальные 4 4 4 4 4
Технологические 4 4 4 3 3,9
Микро факторы
Потребители 5 5 5 5 5
Поставщики 2 2 2 3 2,1
Конкуренты 4 3 4 3 3,6
Посредники 2 2 2 1 1,9
Внутренние факторы
Кадры 5 5 5 5 5
Финансовая политика 4 4 4 4 4
Каналы сбыта 5 4 5 4 4,6
Рекламная политика 4 4 4 4 4

Рассчитаем влияние каждого фактора с учетом веса голоса экспертов по формуле:

, где ВФ – влияние фактора; Ф – фактор; ВГ – вес голоса (расчет представлен в табл. 2).

В качестве эксперта 1 выступил руководитель агентства по г. Пскову (Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Псковской области), эксперт 2 – страховой агент ПАО СК «Росгосстрах», независимый эксперт – преподаватель вуза, сфера научных интересов экономики в страховании. Анализируя табл. 1 можно сделать вывод: экспертное мнение согласовано (при расчете показатель составил более 75%). Далее представлен обобщенный анализ влияния факторов среды с учетом веса голоса экспертов.

Анализ позволяет утверждать, что из представленных макро-факторов наибольшее влияние оказывают экономические факторы. Причиной данного положения является существующая тесная зависимость между статусом людей (доходы, уровень жизни в целом). Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения страховой компании своих экономических целей, что в свою очередь влияет на формирование стратегических планов. Неудовлетворительные экономические условия, несомненно, снизят спрос на страховые продукты компании. Это значит, что влияние данного фактора следует обязательно отразить в стратегическом плане, например, при формировании ценовой (тарифной) политики.

Так же одним из главных микро-факторов являются сами потребители, которые своим покупательским поведениям определяют: получит ли страховая компания прибыль (или нет). Все многообразие внешних воздействий находит свое отражение именно в потребители и через него влияет на производство, его цели и стратегию. Поэтому в процессе разработки стратегического плана требуется максимально точно знать потребности клиентов, уровень спроса со стороны разных клиентских групп и разрабатывать для каждой из групп специальное предложение.

А так же одним из важных внутренних факторов является кадровый потенциал, который непосредственно влияет на стратегическое планирование. В связи с этим, существует объективная связь процессов развития персонала с развитием страховой компании, развитие человеческого потенциала (интеллектуального и социального), что является для страховой компании частью разработки стратегии.

И в результате проведенного анализа должно быть достигнуто: формирование всех ключевых видов деятельности, результативного применения системы многоканальных продаж, маркетинговых коммуникаций. При этом увеличение основной деятельности необходимо основывать в регионах, где у ПАО «Росгосстрах» раскручена уникальная сеть представительств, страховых отделов и агентств, а также центров и пунктов регулирования убытков.

В ходе анализа факторов мы выявили, что для разработки стратегического плана необходимы такие аспекты как маркетинг и развитие персонала страховой компании.

Сама стратегия и тактика маркетинга заключается в том, что не только главной целью является завладение страховым рынком, но и также необходимо осуществление постоянного контроля над формированием спроса, чтобы в определенном случае переделать стратегические программы и тактику конкурентной борьбы.

Повышение эффективности использования персонала – стратегическая задача страховых компаний. Развитие человеческого потенциала – это неотъемлемая часть для разработки стратегии. Человеческий потенциал выступает одним из главных факторов экономического роста, поскольку именно от его состояния зависит использование всех прочих ресурсов для разработки и развития стратегии.

Цель стратегического управления персонала – это обеспечение связанного и точного состояния внешней и внутренней среды формирования трудового потенциала страховой компании в расчете на предстоящий длительный период.

Можно также добавить, что политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство, в свою очередь, частично снимает с себя обязательства по возмещению всевозможных ущербов и убытков, в конечном итоге экономия значительных средств [5].

В целом можно сделать вывод, данные, полученные в процессе изучения рынка, являются основой разработки стратегии страховой компании. Стратегия дает возможность выработать оптимальную систему рыночных действий страховой компании, учитывающую состояние и динамику рынка. Она является воплощением и концентрацией всех усилий стратегии, направленных на гармонизацию отношений страховщика и страхователя, предполагающую удовлетворение страховщика размером получаемой прибыли и страхователя — качеством и номенклатурой страховых услуг при разумном (с точки зрения страхователя) размере страховой премии.


Библиографический список
  1. Электронный ресурс    http://www.banki.ru/insurance/companies/rossiyskayagosudarstvennayastrahovayakompaniya/
  2. Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2016 г.
  3. Официальный сайт ПАО «Росгосстрах» 1992-2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.rgs.ru.
  4. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. Аксютина С. В. — 2014. — № 2 (70). — С. 115–126.
  5. Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Собрание законодательства РФ. — 2013. -№ 31. — Ст. 4255.
  6. Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы: материалы XVI Международной научно-практической конференции (2–5 июня 2015 г., Ярославль) / ЯрГУ, РОСГОССТРАХ. — Ярославль, 2015. — 580 с.
  7. «Страхование сегодня» — страховой портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.insur-info.ru/


Все статьи автора «FYYF»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: