УДК 101

НАУКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текеев Исмаил
Северо-Кавказский Федеральный Университет

Аннотация
В статье рассматриваются следующие понятия: наука, наука и ее сущность как вид деятельности. Статья нацелена на понимание науки как деятельности, и его роли в развитии общества. Так же в статье рассматриваются проблемы обоснования научного знания, структура научной деятельности.

Ключевые слова: деятельность, наука, наука и социум, общество, познание, ученый


SCIENCE ACTIVITY

Tekeev Ismail
North-Caucasian Federal University

Abstract
This article discusses the following concepts: science, science, and its essence as an activity. The article focuses on the understanding of science as an activity, and its role in the development of society. Also in the article the problems of justification of scientific knowledge, the structure of scientific activity.

Keywords: XXI век


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Текеев И. Наука как деятельность // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77206 (дата обращения: 29.04.2017).

Сейчас, в начале XXI века мы можем с полной уверенностью заявить, что ни одна сфера духовной культуры не оказала настолько значимого воздействия на социум, так же как наука. И в нашем миропонимании, и в обществе находящихся вокруг нас объектов, мы везде где только можно, сталкиваемся с результатами ее формирования.  Почти со всеми из них мы срослись настолько, что уже никак не предрасположены их подмечать или тем более видеть в них особые заслуги.

Ни с чем не сравнимы и темпы собственного подъема и преобразования науки. Любые, в том числе и величайшие, профессора и ученые обречены на то, что приобретенные ими результаты со временем станут переформулированы, проявлены в другом языке, а их мысли станут преобразованы. Идеи и мысли уже после их опубликования начинают существовать независимой жизнью, независимой воле и вожделениям их создателей. В некоторых случаях получается таким образом, что ученый вплоть до конца своей жизни не может принять того, во что перевоплотились его мысли. Они ему уже больше не принадлежат, ученый не в силах угнаться за их развитием и контролировать их применение.

Не удивительно, что сейчас наука зачастую оказывается предметом ожесточенной критики, её осуждают в абсолютно во всех смертных грехах, в том числе и в аварии Чернобыля, и экологических кризисах в мире. Однако, такая критика во-первых -  только косвенно еще больше восхваляет огромную роль науки, потому что никому не придет в голову обвинять в таком нынешнюю музыку, искусство или зодчество. А во-вторых, нелепо и странно винить науку в этом, что социум почти никогда не использовала ее результаты себе во благо.

Сказанное ранее достаточно, для того чтобы осознать, то что наука - это достойный объект изучения. В наш период наука оказалась под перекрестным объединением многих дисциплин, включая социологию, историю, экономику, психологию, науковедение.

Наука, имея множественные определения, представляется в нескольких ипостасях. Так, она подразумевается и как форма деятельности, и как система или совокупность дисциплинарных познаний, равно как обычаи, т.е. совокупность общепринятых норм (культура) передаваемая от поколения к поколению в сообществе ученых или же как социальный институт. Наука многоаспектна и многогранна, однако в первую очередь она предполагает собой производство знаний. В то же время наука – это конкретная человеческая деятельность, обособленная в процессе распределения труда и нацеленная на приобретение знаний. Непосредственно именно такое понимание науки особо отмечал Владимир Иванович Вернадский: “Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей”[4]

В другом толкований, наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обрести себе независимость и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим ценностям. То, ради чего армии ученых растрачивают свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и представляет собой главную ценность науки. Именно поэтому один из основателей современного науковедения Дж. Бернал отмечал, что дать определение понятию науки по существу невозможно. Можно лишь обозначить пути, следуя которым мы можем приблизиться к пониманию того, чем является наука. Для этого, наука должна стать предметом структурного разбора и анализа, в процессе которого разделяются ее главные составляющие, раскрываются содержательные и многофункциональные свойства всякого их них, что позволяется значительно углубить обыденное представление о науке и различные чиста дескриптивные модели её описания. [6]

К главным структурным составляющим науки как системной целостности или важнейшим характеристикам бытия науки относятся:

-        наука как деятельность;

-        наука как знание;

-        наука как социальный институт.

Наука как деятельность представляет созидательный процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на создание и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности.

Особый анализ научной деятельности дозволяет укрепить ряд отличительных признаков науки, обосабливающее её от иных типов духовно-познавательной деятельности и, а именно, различных форм обыденного или неспециализированного познания, которые очень часто употребляются в ежедневной жизни человека и конституируют в так именуемую «логику» здравого смысла. В структуре любой, в том числе и научной, деятельности можно вычленить такие её составляющие, как субъект, объект, средства и способы, программы и цели, результаты или составляющие. Именно по этим параметрам научная деятельность значительно различается от остальных типов познавательной деятельности и форм образования знаний. К примеру, в актах ежедневного либо неспециализированного познания субъект, как это бывает, создается в процессе природной социализации и усвоения наследственных навыков познавательной деятельности. В науке же формируется особая система профессиональной социализации, которая подразумевает освоение субъектом большего массива знаний, навыков, форм и способов коммуникации.

Наука создает особый мир идеализированных объектов, такую предметную реальность, которая не представлена в реальных формах практической деятельности человека или в его обыденно эмпирическом опыте. Предмет науки – это всегда результат творческого конструирования такого типа реальности, который может быть освоен лишь в будущих формах практики. [7]

Нынешняя наука применяет множество различных и тщательно приспособленных к исследуемым предметным комплексом способов познания природы, социума и религиозно-психической реальности. Из их числа выделяют:

-                материальные средства, составляющие экспериментально-измерительную или приборную базу современной науки;

-                концептуально-логические средства, в состав которых входят специализированные искусственные языки и категориальные системы.

-                математические средства, включающие в свой состав различные системы математических языков и формализмов, объяснения и предсказания исследуемых явлений и процессов. [9]

Одна из особых отличительных черт научно-познавательной деятельности считается соответствующая ей методологическая рефлексия, нацеленная на осмысление и многократную оценку используемых познавательных действий, а также создание системы особых способов и средств, призванных улучшить эти действия и содействовать достижению объективно-истинного знания об исследуемой действительности. Методы и формы получения знаний не осознаются и не анализируются. Они как бы «расплавлены» в ткани реальных познавательных действий и усваиваются субъектом непосредственно в процессе воспитания, естественной социализации и приобщения к определённым обычаям и традициям. [8]

Научная деятельность значительно отличается от остальных видов и форм познания также по конечному продукту. Каждая познавательная деятельность в идеале должно быть ориентировано на то, чтобы заполучить знание или информацию об изучаемом феномене. Но в разных формах и на различных уровнях познания данная информация специфицируется сообразно ряду немаловажных признаков. В её содержании могут быть показаны объективно-предметные стороны жизни и процессов действительности. Она имеет возможность закреплять субъективно и личностно значимые переосмысления социального мира и мира культуры. Это может быть информация о программах и ценностях, о целях возможных действий деятельности личности, общественной группы или социума в целом. При этом принципиально важно закрепить те характеристики и параметры, которые отличают научное знание как особый вид информации и окончательный продукт научно-познавательной деятельности. Предоставленная характеристика науки подразумевает её анализ как особой системы знания.

Подведем итоги. Наука это деятельность, которая осуществима только благодаря ценностям, которые складываются из множества традиций, в пределах которых эта деятельность осуществляется. Наука сама может быть рассмотрена как специфический тип обычаев, передаваемых через поколения в человеческой культуре.

Когда наука выступает как система знаний, соответствующий аспектам объективности, истинности, адекватности, научное знание пробует получить себе зону автономии и существовать нейтрально по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, из-за чего ученые тратят свои жизни, есть всеобъемлющая истина, она выше всего, она есть определяющий науку элемент и представляет основную ценность науки.


Библиографический список
  1. Бакланов И.С. Функционирование знания и социальная рационализация в период тотальности религиозного мировоззрения // В сборнике: Социум и религия. Философский альманах. Ставрополь, 2010. С. 50-62.
  2. Бакланов И.С., Синельников М.Б. Философия науки и научно-информационной деятельности. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
  3. Бакланова О.А. Понимание как метод социального познания // В сборнике: Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов.  Ставрополь, 2009. С. 91-94.
  4. Вернадский В. И. Проблемы биохимии. – М., 1988. С. 252.
  5. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – 2-е изд., доп., испр. – Минск: ГИУСТ, 2011., – 479 с.
  6. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учебное пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта: Наука, 2008., – 431 с.
  7. Зуев, В.В. К вопросу о генезисе научной теории / В.В. Зуев // Вопросы философии. – 2011. – №1. – С. 98-105.
  8. Кашперский, В.И. Проблемы философии науки: учебное пособие / В.И. Кашперский. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007., – 122 с.
  9. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 576 с.


Все статьи автора «Бедник Владислав Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация