УДК 101

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Бедник Владислав Сергеевич1, Акобян Геворг Ваникович1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет, магистрант 1-го курса

Аннотация
В работе рассматриваются следующие понятия: Наука, техника и их сущность как вид деятельности. Статья нацелена на понимание проблемы соотношения науки и техники. Так же работа касается истории науки и ее развития в определенные этапы развития науки совместно с техникой.

Ключевые слова: модели, наука, научная деятельность, периоды формирования, техника, технические знания


PROBLEM RELATIONS OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

Bednik Vladislav Sergeevich1, Аkobyan Gevorg Vanikovich1
1North-Caucasian Federal University, master degree student

Abstract
The paper discusses the following concepts: Science, technology and nature as an activity. The article is aimed at understanding the problem of the relation of science and technology. You work for the history of science and its development in certain stages of development of science, together with the technique.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бедник В.С., Акобян Г.В. Проблема соотношения науки и техники // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77205 (дата обращения: 01.02.2017).

Перед тем, как разобраться в проблеме, нужно понять , что же такое наука и техника.  Наукой называют область деятельности, которая направленная на проработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой данной деятельности является накопление фактов, их систематизация и непрерывное обновление, а также критический анализ и, на основе, переформирование обобщений и новых знаний, которые описывают не только наблюдаемые общественные или природные явления, но и дают возможность построить связь с конечной целью исследования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. В  философии техники нашего времени  выделяют следующие подходы к решению проблемы соотношения науки и техники:

Техника (от др.-греч. Τεχνικός, от τέχνη — искусство, мастерство, умение) —  это обобщающее наименование технических средств . Техника – это технические изделия, которые ранее  не существовали в природе и в процессе развития человека были изготовлены для осуществления  своей деятельности. А именно: машины, оборудование, приспособления, механизмы, аппараты,  инструменты, приборы  — а также системы которые тесно связанны с техническими устройствами (установки, агрегаты  и строительные сооружения). Техника имеет два назначения производственное (агропромышленное, промышленное) или непроизводственное. Непроизводственное назначение предполагает использование техники в быту, науке, культуре,  образовании, медицине, военном деле, освоении космоса и в иных областях человеческой деятельности. Как средство для управления процессами, техника – это средство достижения целей и реализации задач процесса; техника используется в огромной череде  процессов, в том числе технологические, промышленные и сельскохозяйственные процессы,  в процессе измерения, контроля и управления, перевозки, ведения боевых действий, обучения, отдыха, развлечений, спорта.

Современная техника – это результат  научно-технической революции, а уровень и скорость  развития техники является  наилучшим показателем научно-технического развития общества в целом. В условиях объединения мировой экономики передовая техника быстро распространяется по миру. Вместе с тем, её использование в отдельно взятой стране или её части зависит от множества факторов, влияющих на ренабельность техники и эффективность её практического применения в общем — например, такие как уровень экономического развития, рынка, дееспособность инфраструктуры и кредитно-финансовой системы, квалификация пользователей техники покупательская способность.

Развитие науки и техники, и автономные, но в тоже время скоординированные процессы;

техника науки постоянно обгоняла технику повседневной жизни;

техника – прикладная наука;

до XIX в. непрерывного применения научных знаний в технической практике не было, оно стало характерным для современных технических наук.

наука развивалась, строго направлено на развитие технических аппаратов и инструментов;

1. Линейная модель

На протяжении долгое время одной из самых распространенных была линейная модель, которая представляла технику в виде простого приложения науки, как прикладную науку. Однако она подверглась большой критике, как слишком упрощенная для настоящего времени.

2. Эволюционная модель

Развитие науки и техники,  рассматривают,  как независимые друг от друга, но в тоже время скоординированные. В эволюционной модели соотношения науки и техники проявляются три самостоятельные, но взаимосвязанные сферы: Техника, наука и производство.

3.Техника науки и технические науки

Наука развивалась, вместе на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.

4.Четвертая точка зрения утверждает, что техника науки, всегда на несколько шагов впереди техники повседневной жизни.

Техника на всем протяжении своего существования была слабо связана с наукой; люди создавали устройства, не разбираясь, как работают. А естествознание до XIX века решало только свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от науки техники.

Периоды  формирования технических знаний.

В первый период (донаучный) последовательно формируются три разновидности технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

Во втором периоде начинает зарождаться техническая наука, во-первых, формируется научно-технических знания на основе использования знаний естественных наук и, во-вторых, начало появление технических наук.

Третий период – классический (до середины 19 века) характеризуется построением ряда основополагающих технических теорий.

Четвертый период (настоящее время) характеризуется  реализацией комплексных исследований, интеграцией технических наук с естественными и  общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и отделения технических наук от общественных и естественных.


Библиографический список
  1. Авдеев В.А. Закономерности построения, функционирования и развития технических систем: пособие для проектировщиков и студентов вузов / В.А. Авдеев, Б.И. Кудрин. — Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1996. – 100 с.
  2. Авдеев Е.А., Бакланов И.С., Бакланова О.А. Социокультурная динамика современности: трансформация коммуникационного пространства культуры // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 567.
  3. Бакланов И.С. Роль раннего христианства и нехристианских традиций в развитии европейского интеллектуализма // Научная мысль Кавказа. 2004. № S5. С. 15-23.
  4. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Бичахчян М.К., Бодрова Е.В., Гончаров В.Н., Ерохин А.М., Калинов В.В., Колосова О.Ю., Матвеева Е.В., Попова Н.А., Прокопьева П.А. Политические процессы в современном мире: новые вызовы. Новосибирск: Издательство ЦРНС., 2016.
  5. Бакланов И.С. Функции знания в техногенном обществе // В сборнике: Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук Сборник научных статей. отв.ред. Душина Т.В.. Москва-Ставрополь, 2008. С. 5-7.
  6. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. – 324c.
  7. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 440 с.


Все статьи автора «Бедник Владислав Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация