УДК 330.16

МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И КРАУДСОРСИНГ – ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Солодов Александр Константинович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
кандидат экономических наук, доцент ВАК

Аннотация
Теория принятия решений все больше вглядывается в роль, которую играют факторы культуры, В России культурные (ментальные) аспекты в данной области знаний известны недостаточно. Настоящая статья частично восполняет этот образовательный пробел.

Ключевые слова: коллективный разум, краудсорсинг, ментальная модель, нейропсихологические фильтры, предикативный рынок.


MENTAL MODELS AND CROWDSOURCING - ASSESSMENT TOOLS LEVEL OF FINANCIAL RISKS AND FORECASTING

Solodov Alexander Konstantinovich
Financial University under the Government of Russian Federation
PhD, associate professor of VAK

Abstract
Decision theory is increasingly looking into the role played by cultural factors in Russian culture (mental) aspects in the field of knowledge known enough. This article partly fills this educational gap.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Солодов А.К. Ментальные модели и краудсорсинг - инструменты оценки уровня финансовых рисков и прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/70169 (дата обращения: 03.06.2017).

Одним из первых термин «ментальная модель» ввел американский философ и математик Чарльз Пирс. Следующим шагом в продвижении метода стали знаменитые ментальные карты (матрицы) и диаграммы, разработанные шотландский психологом Кеннетом Крейгом.

В XX веке ментальные модели изучали  ученые, близкие к военным ведомствам. Они применяли их, в первую очередь американцы, для разрешения вооруженных конфликтов и проблем в переговорах. Одной из первых книг в этой сфере знаний стала книга майор Джеймс Ховарда, «Спотыкаясь о мир при планировании войны» [1].

Но, что такое «ментальная модель»?

Это представление мира в сознании человека [2].

Каждый  субъект экономики, существуя в социуме, формирует свои ментальные  модели относительно различных ситуаций, явлений и перспектив их развития.

Люди видят действительность не “как есть”, а через особые (нейропсихологические) фильтры которые:

“вычеркивают” из видимого мира элементы, не соответствующие культурной позиции человека;

“дорисовывают” отсутствующие элементы, усиливающие текущие желания человека;

придают больший или меньший вес внешним элементам в зависимости от того, подтверждают они предпочтения человека или нет.

Полезность ментальных моделей в том, что они помогают быстро принимать решения. Результат, тем эффективнее, чем больше модель адаптирована к  окружающей действительности.

Одной из задач первого этапа формирования решения относительно той или иной ситуации (выбор стратегической цели, определение степени риска, процесс создания бренда, публичный конфликт) становятся поиск и извлечение ментальных моделей целевых групп. Поэтому в работе современного менеджера должны быть задействованы методики, позволяющие получить плохо осознаваемые и фиксируемые аудиторией элементы ментальных моделей.

В экономике идею ментальных моделей активно продвигает соратник известного инвестора Уоррена Баффета по Berkshire Hathaway Чарли Мангер. Он предлагает создать сеть (матрицу) моделей, с тем, чтобы решать проблемы наиболее эффективно.

Однако, по мнении Мангера не все могут формировать ментальные модели, т.к. умение решать проблемы не зависит от IQ. Необходимо иметь такие черты характера как – любознательность, честность, терпение, способность к самокритике и многообразие знаний.

Трудно представить все эти качества в одном человеке, но ими обладает «коллективный разум», структура которого очень сильно напоминает нейронные сети мозга человека, а методологию функционирования лучше всего описывает нечеткая логика. При этом необходимо понимать, что не следует  автоматически переносить эти принципы и методологию в сферу экономики [3]. Необходим соответствующий механизм и инструменты

Найти их можно на предикативных рынках, с помощью краудсорсинга

Рынки предсказаний имеют важные отличия от фондовых рынков. Временные горизонты на них конечны, а исходы определены или заданы.

Составить представление, об этой технологии, можно посетив, крупнейший в мире рынок предсказаний Intrade.com, который служит платформой для создания прогнозов самой широкой тематики.

Есть и русскоязычные проекты, такие как Futuriti.ru и Supergu.ru.

Эти ресурсы объединяет следующий принцип: участники предикативных рынков делают ставки на те, или иные, события в будущем, имея при этом возможность заработать реальные деньги.

Краудсорсинг дает возможность топ-менеджеру найти ответы на многие вопросы к будущему, которые не поставишь на открытые торги. Точность прогнозов рынков предсказаний вполне удовлетворительна. В России практика применения краудсорсинга в бизнесе пока имеет единичный характер, на пример холдинг «АгроТерра» [4].

Особенность краудсорсинга в том, что в нем нет ни иерархии, ни методологов. Он выглядит как биржевая игра, где в качестве активов выступают прогнозы — некоторые события будущего. Все участники такой биржи выступают в качестве некоторого коллективного эксперта.

Такая форма прогнозирования и оценки исключает карьерные соображения, что нельзя исключить при ориентации на мнения офисных аналитиков. В большинстве случаев они будут прогнозировать для вас положительный тренд.

Вывод: Краусорсинг вполне применим для оценки эффективности инвестиционных проектов и уровня сопутствующих им рисков. При этом данную технологию целесообразно использовать, опираясь на технологии формирования ментальных моделей и ограничения, вытекающие из математики Банахова пространства и нечеткой логики.

Более широко культурные аспекты, касающиеся тематики статьи, раскрыты автором в его монографии [5].


Библиографический список
  1. Суханова, Мария. Рынок предсказаний 30.12.2014 http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=32601
  2. О’Коннор, Джозеф, Макдермотт, Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Альпина Паблишер, 2014. – 256 с.- (8-е издание).
  3. Клейнер, Г.Б. Социально-экономические системы и сбалансированное управление. Системный анализ в проектировании и управлении. Труды IХ Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005, С.2.
  4. Хэгстром, Роберт  Инвестирование. Последнее свободное искусство. Издательство: Олимп-Бизнес Год:2005 :288 стр..
  5. Солодов, А.К., Системная нейроэкономика: опыт построения модели национальной экономической системы и обеспечивающей её подсистемы финансового менеджмента (модель социального рынка): Монография / А.К. Солодов; Финуниверситет— М.: Александра К. Солодова, 2015. Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование).- URL:http://elib.fa.ru/fbook/solodov_neiroeconomika.pdf


Все статьи автора «Солодов Александр Константинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: