УДК 65.03

ИНИЦИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ: ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Ярцева Мария Юрьевна1, Туранина Неонила Альфредовна2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, студент 4 курса, факультет социально – культурной и библиотечно – информационной деятельности
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, заведующий кафедрой издательского дела и библиотековедения, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения

Аннотация
В статье рассматривается причины возникновения платных услуг в российских библиотеках. Несмотря на то, что они являются некоммерческими бюджетными учреждениями, финансируемые из средств налогоплательщиков, введение платных форм обслуживания в структуру деятельности библиотек становится не менее актуальным. Одной из главных причин их появления является недостаточное государственное финансирование. Библиотеки для привлечения большего количества читателей и уменьшения конкуренции придумывают новые виды коммерческих услуг, что делает их работу более инновационной и интересной.

Ключевые слова: библиотеки, платные услуги


ACTION LIBRARY ACTIVITIES: PAID SERVICES

Yartseva Mariya Yurevna1, Turanina Neonila Alfredovna2
1Belgorod State Institute of Arts and Culture, 4th year student, faculty of socio – cultural and library information activities
2Belgorod State Institute of Arts and Culture, head of Department of publishing and library science, Professor of the Department of publishing and library science

Abstract
The article discusses the causes of paid services in Russian libraries. Despite the fact that they are non-profit public institutions funded by taxpayers, the introduction of paid services in the structure of the activities of the library becomes less relevant. One of the main reasons for their appearance is the lack of state funding. Libraries to attract more readers and reduce competition to invent new types of commercial services, making their work more innovative and interesting.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ярцева М.Ю., Туранина Н.А. Инициативная деятельность библиотеки: платные услуги // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77946 (дата обращения: 30.09.2017).

В ходе преобразования библиотечного дела особое внимание библиотековедов и библиотечных специалистов привлекают вопросы о платности библиотечно-информационных услуг и продукции. Трудность применения на практике исследований маркетингового подхода в их решении во многом объясняется противоречием сложившейся ситуации в управлении библиотечной деятельностью. Библиотеки являются некоммерческими бюджетными учреждениями, а значит, что услуги, оказываемые ими должны быть бесплатными. Однако российский опыт вещает о введении платных форм обслуживания в структуру деятельности все большего числа библиотек [1,52].

Платные услуги в библиотеке – это совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп пользователей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений [2,64].

Среди причин возникновения платных услуг в библиотечной сфере можно выделить, во-первых, постоянное сокращение государственного финансирования библиотек. Во-вторых, быстрорастущий сегмент потребительского рынка платных услуг, которые, как правило, не имеют своих библиотек (банки, биржи и т.д.).

Другой, но не менее важной причиной является конкуренция библиотек с другими центрами и источниками информации, возникающей  в следствии развития новых информационных технологий.

Инициативная деятельность современных библиотек развивается по двум направлениям: первое – платные услуги, дополняющие и частично формирующие основную деятельность, второе – предпринимательство, виды и формы которого определяется уставом библиотеки.  Оба направления возможны за счет средств, приобретаемых библиотекой от реализации платных продуктов своей деятельности, т.е. на основе самофинансирования [3, 84].

На сегодняшний день рост поступлений от платных услуг в комплексном бюджете российских библиотек происходит за счет пополнения числа библиотек, вовлеченных в  их производство.

Одним из наиважнейших критериев является выбор определенного набора услуг, которые библиотека готова предоставить читателю, исходя из ее возможностей. Платными могут быть услуги и продукция, имеющие традиционный и нетрадиционный характер.

Несмотря на большую конкуренцию среди российских библиотек в предоставлении платных услуг, все они схожи друг с другом. Издательско- полиграфические сервисы  выполняет практически каждая библиотека. К ним относятся копирование, сканирование, набор текста, печать и т.д. Все большее количество библиотек открывают собственные издательские центры, за счет которых спектр предоставляемых услуг значительно увеличивается. Теперь издательские центры библиотек готовы предоставлять читателям полиграфические услуги – переплеты, простой и сложный дизайн логотипов и листовок, составление макетов, ламинирование документов, тиражирование текстового материала и многое другое.

Для привлечения большего числа посетителей, сотрудники придумывают все более инновационные формы и методы предоставляемых услуг. К таким можно отнести организацию литературных вечеров, проведение выездных мероприятий, работа библиотечного кафе, предоставление  игровых программ для компьютерных игр, организацию туристических маршрутов (в пределах района, города, села) и т.д.

Несмотря на схожесть наименований услуг, ценовая политика у каждой библиотеки своя. Заметные изменения произошли в сфере ценообразования, которое в основном базируется на издержках, конкуренции и спросе. Все эти подходы находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Введение  конечной  цены имеет решающее значение для успеха выбранной стратегии ценообразования в стимулировании спроса и достижения коммерческих результатов платного библиотечно-библиографического обслуживания [4,7].

Таким образом, полноценное функционирование современных общедоступных библиотек невозможно без привлечения дополнительных внебюджетных средств. Они способствуют дальнейшему развитию материально-технической базы библиотек, решению социальных вопросов трудового коллектива.


Библиографический список
  1. Горшков, Ю.А. Финансирование библиотек как общественно-политическая проблема / Ю.А. Горшков // Университетская книга. – 2007. – № 1. – С. 52-55.
  2. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам; отв. ред. Высоцкая З. Г. – Москва: [б. и.], 1995. – 125 с.
  3. Бурлак, Н.И. Дополнительные (платные) услуги в библиотеке: Опыт РГБ по привлечению внебюджетных средств / Н.И. Бурлак // Справочник рук. учреждения культуры. – 2005. – № 10. – С. 71-91.
  4. Ивлиева, Т.Н. Баланс цены и качества. В поисках внебюджетного финансирования / Т.Н. Ивлиева // Библ. дело. – 2005. – № 4. – С. 6-9.


Все статьи автора «Ярцева Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: