УДК 351

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Евстигнеева Виктория Александровна
Башкирский государственный университет
Институт Экономики Финансов и Бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена изучению места и роли ответственности муниципальных служащих, а также факторов и способов ее повышения. Кроме того, производятся исследование видов ответственности и их анализ.

Ключевые слова: административная ответственность, муниципальные служащие, юридическая ответственность


RESPONSIBILITY OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN MODERN RUSSIA

Evstigneeva Viktoria Aleksandrovna
Bashkir State University
Insttitute of Economics,Finance and Busniess

Abstract
The article studies the place and role municipal servant’s responsibility, as well as describes the factors and the ways of its improvement. There are also a study of the types of liability and their analysis.

Keywords: administrative responsibility, legal responsibility, municipal officials


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евстигнеева В.А. Ответственность муниципальных служащих в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77748 (дата обращения: 26.01.2017).

Главным критерием этики муниципального управления является регулирование взаимоотношений власти и населения. Поэтому основным в административной этике, по мнению ученых, должна быть научная разработка нравственных аспектов ответственности муниципального служащего, диалектики его обязанностей и прав, отношений государства и индивида.

Конечно же, любой вид деятельности, так или иначе, связан с ответственностью. Муниципальная служба – не исключение.

Существуют два вида ответственности: социальная и юридическая. Как правило, они должны одинаково взаимодействовать. Социальная ответственность муниципальной службы – процесс осуществления социальных функций службы, т.е. определение того, как служить интересам общества, обеспечить потребности общества, защитить права и свободы граждан.

В современной России выделяется целый ряд факторов, который снижает уровень ответственности муниципальных служащих. Например, к ним можно отнести: плохой уровень организационной культуры, огромный контингент муниципальных служащих, неудовлетворенных своей работой, кроме того падает общий уровень нравственности в обществе. Также следует отметить еще ряд политических и организационных факторов. Сами муниципальные служащие оценивают действенность методов борьбы с данными факторами очень низко.

Специалисты считают: чтобы повысить социальную ответственность следует стимулировать и развивать качества ответственного поведения у самих служащих. В условиях скрытого кризиса административного контроля такой подход будет считается наиболее выгодным. Это касается не только дисциплинарных и административных мер, но и развития внутренних стимулов ответственного поведения служащих муниципального органа.

Учёные определили несколько способов развития социальной ответственности у муниципальных служащих, например:

1. Самораскрытие – один из самых надежных, но в то же время самый сложный способ. Данный способ предоставляет возможность изучить себя, заняться самовоспитанием;

2. Развитие чувства ответственности;

3. Формирование чувства долга. Муниципальный служащий должен осознать свою ответственность перед каждым человеком и перед обществом.

К одной из важнейших особенностей для реализации ответственности муниципальных служащих в процессе исполнения ученые относят социальный контроль, его основное назначение – поддержание традиций муниципальной службы. Также важная роль принадлежит служебной культуре, она представляет собой культуру руководства и подчинения, культуру отношений внутри коллектива, культуру речи сотрудников и т.д.

Меры, которые направлены на развитие ответственности муниципальных служащих, становятся институционализацией социальной ответственности кадров муниципальной службы. Главными ее составляющими являются нормативная правовая база, воспитание муниципальных служащих, разработка перечня проступков и преступлений по службе, создания внутреннего контроля. Также в качестве данного процесса ответственности можно выделить развитие кадрового контроля. Например, контроль над соблюдением отбора профессионально квалифицированных кадров на работу, или контроль над профессиональным ростом сотрудников. Главная роль здесь отдается четкости определения статусов муниципальных служащих.

Ответственность муниципального служащего с точки зрения его социального статуса связана с преобразованием его профессиональных качеств, имиджа и т.д., что делает актуальной задачу корректировки социальной политики государства в сфере муниципальной службы в части повышения статуса, улучшения условий для жизни служащих и улучшения работы муниципальных органов в целом.

Муниципальные служащие в современном мире существенно отличаются как по статусу, так и по внутренним устремлениям. К сожалению, многие служащие работают в свою пользу, и совсем забыли, что в первую очередь они находятся на своем рабочем месте для того, чтобы улучшить жизнь подведомственного населения. Но каждый старается думать о себе, какую он вынесет выгоду, будет ли ему лично от этого лучше и т.д.

За управленческие ошибки отдельных чиновников гражданам порой приходится расплачиваться годами, а иногда и десятилетиями низкого социально-экономического развития и плохим качеством жизни. Поэтому проблема ответственности, а вернее ее отсутствия, стоит очень «остро». Служащие просто не хотят, так или иначе, нести за принимаемые решения ответственность, повышать уровень своей квалификации и многое другое.

Как показывает практика, способы повышения ответственности муниципальных служащих следует разделить на три формы:

- регулировать при помощи введения новых участков в процессе принятия решения;

- возможность эффективно контролировать деятельность;

- общая гласность и открытость управленческих операций.

Если стараться соблюдать данные формы, то можно заметить большой результат: муниципальные служащие будут работать на совесть, что и повысит эффективность их работы. Наступит время, и люди будут делать серьезные усилия по созданию необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый шаг измеряется ими с позиции своей гражданской совести. К этому моменту должен быть укреплен правовой институт ответственности, который будет стимулировать человека жить в гармонии с другими людьми, не посягая на честь, собственность и свободу.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Ахунов Р.Р. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
  3. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. – М: АСТ, 1996.
  4. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. – М.: Феникс, 2000.
  5. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – с.96-106.
  6. Рабцевич А.А. Механизм инновационной ориентации трудовых ресурсов в экономике региона // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2014. – №8. – с.58-70.
  7. Рабцевич А.А. Муниципальный рынок труда: сущность и особенности регулирования // Дни науки – 2016: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-18 марта 2016г. Ч.1. – Новосибирск: СибУПК, 2016.- с.112-116.
  8. Юсупов К.Н. Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления и макроэкономические показатели: оценка взаимосвязи / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2009. – №6. – с.68-71.
  9. Янгиров А.В. Методические основы анализа инновационной ориентации рынка труда / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Экономика и предпринимательство. – 2013. – №12-4. – с.215-223.
  10. Янгиров А.В. Сопоставление аппарата государственной власти с экономическим развитием региона / А.В. Янгиров, К.Н. Юсупов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы III Всероссийской научно-практической internet-конференции, 15 октября – 15 ноября 2009г. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – с.334-335.


Все статьи автора «Малышева Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация