УДК 616.31-083:613.2:613.954-063.4

МОНИТОРИНГ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В МОТИВАЦИИ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гарифуллина Альбина Жамильевна
Омский государственный медицинский университет

Аннотация
На всех этапах стоматологической диспансеризации детей контакт врача и пациента проходит с участием родителей, чаще всего матери ребенка. Течение жизни ребенка полностью зависит от взрослых. В социализации детей основную роль играют родители. Процесс социализации ребенка происходит посредством четырех психологических механизмов: имитация, идентификация, чувство стыда и вины и т.д. Именно через эти механизмы происходит выработка навыков отношения ребенка к своему организму в целом и состоянии полости рта в частности. Забота о зубах у ребенка может начаться с имитации ежедневной процедуры ухода за зубами родителей. Идентификацией объясняются первые предпочтения ребенка, которые аналогичны родительским, например, страх перед визитом к стоматологу. Чувство вины и стыда возникают при несоблюдении правил гигиены полости рта, нарушении режима питания. Следовательно, необходимо разрабатывать специальные приемы и методы выработки у родителей соответствующих установок, направленных на улучшение здоровья полости рта, которые будет перенимать ребенок.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание, дети дошкольного возраста, здоровье полости рта, стоматолог, стоматологическая диспансеризация детей


MONITORING THE ROLE OF PARENTS IN MOTIVATING HYGIENE EDUCATION ORGANIZED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Garifullina Albina JHamilevna
Omsk State Medical University

Abstract
In all phases of dental examination of children, the contact between doctor and patient takes place with the participation of the parents, often the child's mother. For the life of the child completely dependent on adults. In the socialization of children is dominated by parents. The process of children's socialization occurs through four psychological mechanisms: imitation, identification, shame and guilt etc. It is through these mechanisms is the development of skills of the child's relationship to your body in General and oral health in particular. Caring for the teeth of a child may begin with simulation of daily treatments, teeth parents. Identification first explains the preference of the child, which the parent, for example, fear of going to the dentist. Guilt and shame occur when poor hygiene of the oral cavity, the feeding disorders. Therefore, it is necessary to develop special techniques and methods generation of the parents of the respective guidelines aimed at improving the health of the mouth, which will adopt the child

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гарифуллина А.Ж. Мониторинг роли родителей в мотивации к гигиеническому воспитанию организованных детей дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77401 (дата обращения: 21.01.2017).

Процесс социализации человека никогда не кончается (О.Г. Брим-младший, 1966), следовательно, родители обеспечивают социализирующее влияние, в основе которого может и должен оказываться стоматолог (гигиенист).

Личный опыт родителей в общении со стоматологом является определяющим для ребенка. Из поколения в поколение может передаваться инфантильный страх перед дантистом, поэтому все усилия врача могут оказаться бесполезными, если не будет проведена соответствующая работа с родителями по формированию положительных установок (мотивации) на профилактику, на гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста.

Говоря о влиянии родителей на формирование гигиенического воспитания ребенка дошкольного возраста, важно отметить, что на вопрос «Кто научил Вашего ребенка чистить зубы?» 94% ответов соответствовали «Мы, родители» (р≤0,05) и только 4% – «врач-стоматолог».

При ответе на вопрос «Осуществляете ли Вы контроль за гигиеной полости рта Вашего ребенка?» 34% родителей отметили, что постоянно следят за тем, чтобы ребенок чистил зубы, 40% – ежедневно напоминают об этом и 26% напоминают время от времени. 20% родителей постоянно беседуют с детьми о необходимости чистить зубы, 64% – делают это время от времени (р≤0,05), 4% – объяснили это один раз и считают это вполне достаточным, 7% – считают это обязанностью воспитателей и медицинских работников, а 5% родителей проводят беседу, когда ребенок жалуется на зубную боль.

При вопросе, «Из каких источников Вы получаете информацию по гигиене полости рта?» большинство родителей отметили: средства массовой информации (43%), беседы с врачом-стоматологом (28%), стенды в поликлинике (19%) и литература (10%). Важно заметить, что в ответах не было отмечено, что информацию получают родители со стендов в детском саду и в процессе бесед с воспитателями и медицинскими работниками ДОУ.

Большинство детей, как отметили родители, чистят зубы в зависимости от настроения (48%) (р>0,05), 10% респондентов отметили, что детям не нравится чистить зубы и 42% – нравится. На вопрос «Чем мотивируете, проявляете интерес в необходимости чистить зубы?» 63% родители отметили, «Чтобы зубы были красивые и не болели» (р≤0,05), 18% – «Это просто необходимо» (рис. 2), 14% – что, это «Предупреждает кариес», 2% – «Устраняет запах изо рта» и 3% – это «Должно быть привычкой» (р≤0,05).

На вопрос «Как часто Ваш ребенок чистит зубы?» – 10% детей, по словам родителей, чистят зубы не регулярно, 55% чистят только 1 раз в день (утром 35% детей и вечером 65% детей (р≤0,05)), и 38% детей чистят зубы 2 раза в день утром и вечером. 42% родителей на вопрос «Когда Ваш ребенок обычно чистит зубы?» ответили после еды и 45% – перед едой (р>0,05), а 13% родителей не задумывались над данным вопросом (р≤0,05).

На вопрос «Сколько времени тратит Ваш ребенок на чистку зубов» родители ответили следующим образом: 38% детей чистят зубы в течение 2 минут, 59% – не более одной минуты, 13% – более 3 минут.

В анкетах 100% родителей отметили, что основным предметом гигиены для детей является детская зубная щетка. 28% родителей меняют зубные щетки у своих детей по мере необходимости, 25% – 1 раз в три месяца (р≤0,05), 18% – 1 раз в два месяца, 22% – 1 раз в полгода и 7% – затруднялись ответить. При этом основная масса родителей оценивает состояние полости рта своих малышей как «удовлетворительное» (51%), 27% – как «хорошее», 13% – «неудовлетворительное», 3% – «плохое» и только 6% отмечает «отличное».

На вопрос «Что Вы делаете, если у ребенка заболел зуб?» 68% родителей отметили, что идут к стоматологу (р≤0,05), 22% – дают обезболивающую таблетку и 10% – другое (зубы не болели). Из тех детей, которые посещали стоматолога, 40% – волнуются во время посещения, 19% – испытывают страх, 20% – нравится и 12% – относятся безразлично. Некоторые родители (41%) считают, что временные зубы лечить не надо, их лучше удалять, 10% затрудняются с ответом и 49% считают, что временные зубы необходимо лечить (р>0,05).

При ответе на вопрос «Как часто вы водите своего ребенка на прием к стоматологу» – 46% родителей водят своих детей к врачу-стоматологу, когда те жалуются на зубную боль, 31% – с профилактической целью, 23% – нерегулярно.

При опросе родителей «Есть ли в Вашем детском саду стоматолог?» 66% ответили «нет», 10% – «да, постоянный» и 24% – «да, приходящий».

В разделе вопросов о питании 47% родителей отметили, что для зубов полезна и мягкая, и твердая пища (р>0,05), 37% – только твердая, 6% – мягкая и 10% не знают, какая по твердости пища полезна для зубов. На вопрос, «Какие продукты полезны для зубов?» 6% родителей ответили, что не знают какие (р≤0,05), 84% отметили творог, 77% – морковь и яблоки, 62% – рыба и 49% молоко. Больше половины детей (51%) часто и много употребляют фрукты и овощи в сыром виде (р>0,05), 43% – их употребляют мало и не часто и 6% детей их употребляют очень мало. Молочные продукты постоянно употребляют 55% детей, не регулярно – 39% и не употребляют 6%. Несмотря на то, что родители знают о вреде сладкого для зубов, на вопрос «Как часто Ваш ребенок употребляет сладости?» 53% ответили «каждый день» (р>0,05), 24% – «раз в неделю», 7,5% – «в перерывах между приемами пищи» и 12% – «в качестве последнего блюда».

По итогам анкетирования 41% детей регулярно принимают препараты, в состав которых входят микроэлементы (кальций, фтор, фосфаты и т. д). 18% – иногда и 41% родителей не дают никаких препаратов. Родители отмечают следующие препараты: «Витрум-кальций», «Кальцинова», «Глюконат кальция», «Гербалайф», «Кальций D³ Никомед», «Комплевит», «Мультитабс», БАД и т. д.

На вопрос, «Темы каких лекций Вы хотели бы прослушать и обсудить?» только 41% (р>0,05) родителей были заинтересованы и предложили темы, которые в дальнейшем мы использовали для составления бесед, бюллетеней, плакатов, листовок и т. д. Остальная масса родителей (59%) была пассивна и не особо заинтересована.

На основании данных опроса родителей можно сделать выводы о том, что интегрированный показатель уровня санитарно-гигиенических знаний о правильном питании и уходе за полостью рта был неудовлетворительным (УГЗ = 0,5 баллов), и, следовательно, родители не готовы прививать детям навыки правильного ухода за полостью рта.

Без мотивации бессмысленны любые профилактические мероприятия. Базовым моментом является выяснения уровня знаний дошкольников, родителей и фактически выполняемой работы медицинских работников и воспитателей ДОУ по вопросам гигиены полости и рационального питания.

По нашим данным родители не оказывают должного внимания вопросам гигиены полости рта ребенка. Только 36% родителей постоянно следят за тем, чтобы ребенок чистил зубы, остальные ограничиваются напоминанием. Согласно исследованиям установлено, что 51% родителей считают состояние полости рта своего ребенка удовлетворительным, а 27% – хорошим, что противоречит данным стоматологического статуса детей дошкольного возраста.

В период дошкольного возраста одним из важнейших механизмов воздействия окружающих на воспитание ребенка служит живой пример и провоцирование к подражанию, а также правильно избранный психолого-педагогический подход, учет возрастных особенностей. В связи с этим необходимым условием в воспитании ребенка является высокая убежденность родителей в ценности профилактики.


Библиографический список
  1. Гарифуллина А.Ж. Особенности формирования мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию организованных детей дошкольного возраста / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.Г.Сунцов // Методические рекомендации. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ГОУ ВПО “Омская гос. мед. Акад.”. – Омск, 2009. – 36с.
  2. Скрипкина Г.И. Определение количественного состава микрофлоры полости рта у детей на стоматологическом приёме /Г.И. Скрипкина// Стоматология детского возраста и профилактика (том IX). – 2010. – № 3 (34). – С. 30-31.
  3. Скрипкина Г.И Роль диспанцеризации в снижении заболеваемости кариесом зубов у детей (обзор литературы) / Г.И.Скрипкина, Е.В.Екимов //Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. Т. 2. – С. 68-71.
  4. Скрипкина Г.И. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях /А.Ж.Гарифуллина, В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. Т. 10. №1. – С. 53-58.
  5. Скрипкина Г.И. Взаимосвязь физико-химических параметров ротовой жидкости кариесрезистентных детей / Г.И.Скрипкина // Стоматология детского возраста и профилактика (том X). – 2011. – № 3 (38). – С.22-25.
  6. Гарифуллина А.Ж. Формирование мотивации к гигиене полости рта у детей дшкольного возраста города Омска / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, В.И.Самохина // Современная стоматология. – 2007. -№ 4. – С. 63-65.
  7. Сунцов В.Г. Инновационная деятельность кафедры стоматологии детского возраста по проблемам диагностики, профилактики и лечениястоматологических заболеваний / В.Г.Сунцов, Г.И.Скрипкина, А.В.Карницкий, И.М.Волошина, А.Ж.Гарифуллина, О.В.Мацкиева. – Омск, 2007. - 700с.
  8. Скрипкина Г.И. Донозологическое прогнозирование как инновационный подход к индивидуализированной профилактики кариеса зубов в детском возраста / Г.И.Скрипкина // Dental Forum. – 2011. - №5. – С. 107-108.
  9. Скрипкина Г.И. Принципы воспитания у детей дошкольного возраста навыков личной и общественной гигиены / А.Ж.Гарифуллина, Г.И.Скрипкина, Ж.Н.Тельнова // Dental Forum. – 2014. - №4. – С. 26-27.
  10. Гарифуллина А.Ж. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Г.И.Скрипкина, А.Ж.Гарифуллина, Ж.Н.Тельнова // Стоматология. – 2015. – Т. 94. №5. – С. 67-70.
  11. Дистель В.А. Редукция жевательного аппарата и кариес зубов / В.А.Дистель, Г.И.Скрипкина, Ю.Г.Романова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - №6(62). – С. 789-793.
  12. Дистель А.В. Кариес зубов и филогенетические особенности жевательного аппарата / В.А.Дистель, Г.И.Скрипкина, Ю.Г.Романова // Dental Forum. – 2016. - №4(63). – С. 24.


Все статьи автора «Гарифуллина Альбина Жамильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация