УДК 334.7

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ В РФ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Соколовская Оксана Евгеньевна
Уральский государственный экономический университет
аспирант, ассистент кафедры корпоративной экономики и управления бизнесом

Аннотация
Данная статья посвящена анализу реализуемых проектов государственно-частного партнерства экологической направленности на территории Российской Федерации. Проведен обзор проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, что позволяет сделать вывод об актуальности и востребованности таких проектов в настоящее время.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, проектное управление, твердые бытовые отходы, экологические проблемы


ANALYSIS OF EXISTING PROJECTS IN RUSSIA PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP ENVIRONMENTAL ORIENTATION

Sokolovskaya Oksana Evgenevna
Ural State University of Economics
graduate student, assistant of the department of corporate economics and business administration

Abstract
This article is devoted to the analysis of the projects of public-private partnerships environmental focus in the Russian Federation. The review of projects in the sphere of municipal solid waste, which leads to the conclusion about the relevance and demand for such projects at the present time.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколовская О.Е. Анализ действующих в РФ проектов государственно-частного партнерства экологической направленности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77181 (дата обращения: 14.01.2017).

В результате интенсивной добычи и переработки минеральных ресурсов объём накопленных отходов в России в настоящее время составляет около 90 миллиардов тонн. Ежегодно образуется около 3,5 миллиардов тонн отходов, из них на переработку идёт примерно четвертая часть отходов производства, а отходов потребления перерабатывается только 5-7 процентов. Остальное сжигается или вывозится на полигоны, большая часть которых не соответствует санитарным и экологическим требованиям. Вокруг многих населенных пунктов России существуют несанкционированные свалки бытовых отходов или просто «захламленные» территории пригородных лесов, водоохранных зон, придорожных полос. Действующие и законсервированные объекты размещения отходов производства и потребления являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв и соответственно продуктов питания, выращенных на этих почвах.

В Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы в качестве приоритетов Стратегии-2030 уделено большое внимание снижению выбросов загрязняющих веществ, увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов по отношению к общему объему их образования, увеличению доли утилизированных и обезвреженных отходов производства по отношению к общему объему их образования. Учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, рассчитывать на решение этих вопросов традиционным путем (за счет бюджетных средств или собственных средств предприятий) оснований нет. Поэтому необходимо использовать новые методы привлечения инвесторов в бизнес, ориентированный на работу с отходами производства и потребления и таким методом, по мнению участников заявляемого исследовательского проекта, является государственно-частное партнерство, основными принципами которого является консолидация ресурсов государства и бизнеса и пропорциональное распределение финансовых рисков и достигнутых результатов.

Одним из перспективных механизмов взаимодействия частного и публичного партнеров, наряду с социальным партнерством и корпоративной социальной ответственностью, эксперты выделяют государственно-частное партнерство. Анализ мирового опыта свидетельствует, что механизмы государственно-частного партнерства являются эффективным средством при решении задач, как связанных с развитием и модернизацией экономики, так и социальной направленности, обеспечивающих рост уровня и общее повышение качества жизни населения [1, с. 4].

Использование механизмов государственно-частного партнерства после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] по мнению экспертов должно получить широкое распространение во всех секторах экономики страны.

По данным единой информационной системы государственно-частного партнерства РФ [3] все проекты можно разделить на проекты в таких сферах как: коммунальная, социальная, транспортная, энергетическая, информационного общества и иные проекты.

Рассмотрим базу ГЧП проектов на примере коммунальной сферы, ведь именно подавляющее большинство проектов, реализуются именно в данной сфере (72% проектов принадлежат к коммунальной сфере).

Эти проекты можно разделить на несколько больших групп:

- строительство и реконструкция котельных;

- обращение твердых бытовых отходов;

– проекты, связанные с водоснабжением и т.д.

Свое внимание хотелось бы остановить на проектах по обращению с твердыми бытовыми отходами, так как именно они помогают решению экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

Нами был проведен анализ проектов экологической направленности в Российской Федерации.

Всего в базе проектов государственно-частного партнерства в единой информационной системеимеется информация о 38 проектах, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами. Информация по данным проектам очень скудна и содержит сведения о субъекте РФ, на территории которого будет реализовываться проект, уровне реализации проекта, статусе и форме реализации, данные по срокам проекта, дате подписания соглашения, информация о публичном и частном партнере и общем объеме инвестиций в реализацию проекта. Каких либо дополнительных сведений и более полной информации на портале не представлено.

Рассмотрим лишь некоторые аспекты проектов ГЧП экологической направленности.

По распределению проектов по федеральным округам РФ:

Распределение проектов по субъектам РФ выглядит следующим образом (рисунок 1): 12 проектов (31,5%) реализуются на территории Приволжского федерального округа, 8 проектов на территории Центрального федерального округа, 7 проектов на территории Северного федерального округа, 4 проекта или 10% реализуются на территории Северо-Западного федерального округа, 3 проекта в Уральском федеральном округе и Южном федеральном округе и 1 проект на территории Дальневосточного федерального округа.

Рисунок 1. Распределение проектов ГЧП в отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами по федеральным округам РФ

По форме реализации проекта исследуемые проекты делятся на три группы: проекты, реализуемые в форме соглашения в сфере реализации инвестиционного проекта; в форме долгосрочных государственных контрактов с инвестиционной составляющей; в форме концессионного соглашения. В рамках первой формы рассматривается единственный проект – проектирование, строительство, эксплуатация Миллеровского МЭОК для обеспечения обращения с твердыми коммунальными и приравненными к ним отходами. Данный проект был подписан 06.06.2014 г на 5 лет с общей суммой инвестиций в 790 млрд. рублей. Один проект представлен в форме долгосрочных государственных контрактов с инвестиционной составляющей (проект контракта на вывоз ТБО (ТКО) с инвестиционными обязательствами). Срок реализации проекта 15 лет, проект по уровню реализации проекта – региональный, общий объем инвестиций – 142, 282 млрд. руб. Остальные 36 проектов реализуются в форме концессионного соглашения.

По степени открытости информации о частном партнере.

К сожалению, в 24% случаев не известна информация о частном партнере в проектах ГЧП, и по данным проектам невозможно получить объективные данные, кто является публичной стороной государственно-частного партнерства. В 76% проектов данные о частном партнере представлены в карточке проекта.

Уровень реализации проектов государственно-частного партнерства. Все проекты коммунальной сфере, а именно в области обращения с твердыми коммунальными отходами реализуются в основном на уровнях (рисунок 2): региональном 12 проектов (31,6%), муниципальном с региональным участием – 1 (2,6%) проект и муниципальном уровне – 25 проектов (65,8%).


Рисунок 2. Распределение проектов ГЧП по уровню реализации

По срокам реализации проекта.

Минимальный срок реализации проектов экологической направленности составляет полгода, например, проект строительства полигона твердых бытовых отходов для г. Южа Ивановской области (1 очередь), предназначенный для приема, захоронения (складировании, изоляции) твердых бытовых отходов. Дата подписания проекта 22 апреля 2014 г., об окончании проекта информации нет, уровень реализации проекта – муниципальный, объем инвестиций в проект – 8 млн. рублей.

Максимальный срок реализации проекта ГЧП, представленного в единой информационной системе – 49 лет. Это проект, направленный на создание и эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области. Дата подписания проекта – 4 апреля 2016 года. Публичным партнером выступает МинЖКХиЭ НСО. Общий объем инвестиций для реализации проекта составляет 6,5 млрд. руб. 14 проектов из 38 имеют срок реализации 25 лет, это составляет 36,8% от общего числа. Общие данные представлены на рисунке 3.


Рисунок 3. Данные по срокам реализации проектов ГЧП экологической направленности

По стадиям жизненного цикла реализации проекта
государственно-частного партнерства. Данные анализа по данному критерию представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределения проектов по статусу реализации

Статус реализации проектов ГЧП

Количество проектов

Не известен

7

Проектирование

6

Прединвестиционный

6

Создание (строительство/реконструкция)

8

Эксплуатационный

10

Проект завершен

1

По таблице можно сделать вывод, что большее число проектов (26,3%) имеют эксплуатационный статус. Второе место по численности проектов занимает стадия создания (строительства/реконструкции) – на этом этапе реализации на данный момент находятся 8 проектов отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. По 6 проектов (15,8%) имеют статус фазы проектирования и прединвестиционной фазы. Проект строительства полигона ТБО в Ивановской области единственный проект государственно-частного партнерства статус реализации, которого – проект завершен (прекращено финансирование). Срок реализации 5 лет, проект по данным единой информационной системы государственно-частного партнерства РФ был подписан 20 сентября 2010 года. Участниками проекта являлись – со стороны государства: администрация Палехского муниципального района, со стороны бизнеса – ООО «Чистый город». Проект реализовывался в форме концессионного соглашения.

По объему инвестиций в проект.

При проведении анализа по данным единой информационной системы неизвестно, каким способом происходит финансирование исследуемых объектов. В ряде проектов известен лишь общий объем инвестиций, необходимых для реализации того или иного проекта государственно-частного партнерства. Все изучаемые проекты по сумме инвестиций можно разделить на 6 групп:

I группа – общий объем инвестиции менее 15 миллионов рублей;

II группа – общий объем инвестиций от 16 млн. рублей до 45 млн. рублей;

III группа – общий объем инвестиций от 46 млн. рублей до 100 млн. рублей;

IV группа – общий объем инвестиций от 101 млн. рублей до 350 млн. рублей;

V группа – общий объем инвестиций от 351 млн. рублей до 1 млрд. рублей;

VI группа – общий объем инвестиций свыше 1 млрд. рублей.

В исследуемых объектах государственно-частного партнерства так же есть 7 проектов общий объем инвестиций, которых не обозначен. Распределение проектов по группам представлено на рисунке 4.


Рисунок 4. Количество проектов по общему объему инвестиций, шт.

По рисунку видно, что большинство проектов имеет объем финансирования более 1 млрд. рублей – на данный момент в Российской Федерации подписаны соглашения по 10 проектам с указанным объемом инвестиций. Хочется отметить максимальный объем общих инвестиций в проекте «Контракт на вывоз ТБО (ТКО) с инвестиционными обязательствами» в Москве. Планируемый срок реализации проекта 15 лет. Публичным партнером является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ГКУ «Мосэкопром», частными партнерами – ООО «ЭкоЛайн», ООО «Хартия,» ООО «МСК-НТ», ООО «МКМ-Логистика», ООО «Спецтранс». Проект имеет форму долгосрочного государственного контракта с инвестиционной составляющей. Объем инвестиций данного проекта составляет 142,282 млрд. рублей. При этом, необходимо отметить, что средний объем инвестиций в VI группе составляет 1,5 млрд. рублей.

Учитывая большое внимание к проблемам экологической безопасности в России и в связи с тем, что указом Президента Российской Федерации 2017 год признан годом экологии исследуемые проекты государственно-частного партнерства наиболее актуально. И встает вопрос в контроле таких проектов и четком исполнении обязательств по ним как публичным, так и частным партнером, не забывая о роли общества в данных ГЧП-проектах.


Библиографический список
  1. Ткаченко И.Н., Раменская Л.А., Савченко Я.В., Стариков Е.Н., Белан С.В. К вопросу о понимании механизма государственно-частного партнерства основными стейкхолдерами: государством и бизнесом (опыт регионального эмпирического исследования) / Управленец. 2013. № 6(46). С.4-16.
  2. Федеральный закон “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 13.07.2015 N 224-ФЗ; Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201066#0“>URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201066#0
  3. Единая информационная система государственно-частного партнерства РФ. URL: http://pppi.ru


Все статьи автора «Соколовская Оксана Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация