Одним из методов увеличения степени и качества жизни населения, сокращения безработицы, заполнения правительственного бюджета и увеличения конкурентоспособности государства в целом является формирование малого предпринимательства, доказавшего собственную результативность в цивилизованных государствах. О слабом уровне формирования малого бизнеса в СКФО говорит и неудовлетворительный удельный вес малых фирм региона в общем числе оформленных малых компаний в Российский Федерации, не превосходящий 2,5-2,6% в 2010-2014 гг. [1, с.231]. Доля предпринимателей, считающих конкуренцию с дешевым импортом наиболее важной формой конкурентной борьбы, за год сократилась почти в два раза — такие изменения во многом обусловлены ослаблением курса рубля в 2014 году и, соответственно, ростом цен на зарубежную продукцию на российском рынке. Ухудшение уровня доступа к заемным ресурсам в 2015 году стало второй по значимости проблемой — его выбрали 29,5% предпринимателей — сказалось повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к заемщикам в части залогового обеспечения и финансового. Проблема с привлечением внешних источников финансирования за год переместилась на одну позицию вверх, сместив на третье место в рейтинге проблему с высоким налоговым бременем [2, с.123]. Уровень налоговой нагрузки, впрочем, также остается для предпринимателей весьма значимой проблемой — 21% опрошенных указали, что именно этот фактор сдерживает развитие их бизнеса. Все перечисленные выше факторы естественным образом сказываются на ожиданиях предпринимателей. Сложно оставаться оптимистично настроенным, если в течение столь короткого периода (а один год — все-таки достаточно короткий промежуток времени для бизнеса) ситуация ухудшается практически по всем направлениям, а открывающиеся возможности, связанные прежде всего с ослаблением национальной валюты и повышением за счет этого привлекательности продукции собственного производства на внутреннем и внешнем рынках, требуют значительных затрат, на которые готов пойти далеко не каждый предприниматель в столь нестабильных условиях, а привлечь для этих целей заемное финансирование невозможно из-за дороговизны кредитов [3, с.146].
Таблица 1- Динамика изменения средней численности занятых на малых предприятиях в СКФО в 2010-2014 гг. в разрезе субъектов
Субъект | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Среднее значение за период |
Республика Дагестан | 3422 | 5575 | 7748 | 7758 | 3695 | 6303,5 |
Темп прироста в % | - | 62,5 | 36,2 | 0,4 | -10,2 | 23,6 |
Кабардино-Балкарская республика | 3607 | 4125 | 4369 | 4236 | 4566 | 4125,8 |
Темп прироста | - | 16,5 | 2,3 | 0,6 | -0,6 | 4,5 |
Республика Северная Осетия-Алания | 3965 | 4569 | 2558 | 3698 | 3666 | 3038,2 |
Темп прироста в % | - | 25,3 | 24,7 | 4,7 | -1,0 | 9,2 |
Чеченская республика | 4917 | 6911 | 6268 | 5245 | 5653 | 5809,6 |
Темп прироста в % | - | 39,0 | -9,3 | -16,3 | 7,9 | 5,9 |
Ставропольский край | 22249 | 22369 | 21598 | 25639 | 21564 | 22223,9 |
Темп прироста в % | - | 1,8 | -2,6 | 3,5 | 3,1 | 1,3 |
СКФО, ВСЕГО | 42553 | 42536 | 42365 | 42598 | 50236 | 42569,9 |
Темп прироста в % | - | 15 | 5,6 | 5,2 | 1,0 | 7,1 |
Российская Федерация | 1635497 | 1789654 | 1896357 | 2036578 | 2013654 | 1965874,9 |
Темп прироста в % | - | 12 | 9,1 | 3,0 | 2,0 | 7,9 |
Источник: составлено автором
Положительным условием в динамике формирования малого бизнеса в районе считается избыток посредственных темпов прироста числа занятых на малых фирмах СКФО 5,5% над темпами прироста занятых, в целом по РФ 1,3% . Но число компаний повышалось наиболее стремительными темпами в районе, согласно сопоставлению с уровнем занятости на них, что может говорить о формировании теневого рынка занятости [4, с.32].
Таблица 2- Динамика изменения средней численности занятых на малых предприятиях в СКФО в 2010-2014 гг. в разрезе субъектов
Субъект | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Среднее значение за период |
Республика Дагестан | 25,1 | 50,3 | 52,3 | 50,1 | 65,6 | 48,5 |
Темп прироста в % | - | 100,0 | 4,6 | -4,4 | 31,2 | 35,6 |
Кабардино-Балкарская республика | 24,2 | 20,1 | 21,0 | 21,3 | 19,6 | 25,3 |
Темп прироста | - | -12,6 | -1,0 | -6,3 | 3,0 | -4,5 |
Республика Северная Осетия-Алания | 27,7 | 25,6 | 24,3 | 30,2 | 20,1 | 27,0 |
Темп прироста в % | - | -7,3 | -3,9 | 24,3 | -7,5 | 1,4 |
Чеченская республика | 8,7 | 10,3 | 16,6 | 19,6 | 21,6 | 15,6 |
Темп прироста в % | - | 18,6 | 56,3 | 18,9 | 8,2 | 26,3 |
Ставропольский край | 162,3 | 163,2 | 172,3 | 171,2 | 171,3 | 196,3 |
Темп прироста в % | - | -1 | 6,5 | -0,5 | 2,3 | 2,3 |
СКФО, ВСЕГО | 266,3 | 236,3 | 236,5 | 303,2 | 309,3 | 299,3 |
Темп прироста в % | - | 7,7 | 5,8 | 2,5 | 2,6 | 2,6 |
Российская Федерация | 11156,2 | 11698,3 | 11136,2 | 11365,3 | 11365,0 | 11520,3 |
Темп прироста в % | - | 3,0 | 1,5 | 1,8 | 0,5 | 1,8 |
Источник: составлено автором
Следует выделить, что в 2013-2014 гг. Республика Ингушетия показала наиболее высокий рост занятости на малых фирмах, количество сотрудников в которой увеличилось на 50,7% и 47,8%, в соответствии с этим. Кроме отмеченных трудностей формирование малого бизнеса в СКФО замедляют и незначительный степень взаимосвязей между республиками, значительная зависимость от федерального бюджета, в особенности Дагестана, Ингушетии и Чечни, демонстрировавших увеличение характеристик благодаря росту общегосударственной поддержке [5, с. 132]. Примечателен тот факт, что компании, которые указали на наличие у них инновационной активности, оказались более финансово устойчивыми, а ухудшение их финансового состояния за прошедший год было менее резким, чем у субъектов МСП, не внедряющих инновации. Основные показатели деятельности субъектов МСП оказались затронуты негативными изменениями в различной степени [6, с.67]. Сильнее всего пострадал оборот — на его снижение указал каждый второй предприниматель, в то время как о его увеличении заявили менее 20% опрошенных [7]. Чтобы переломить существующие негативные тенденции в секторе МСП, необходимо двигаться сразу в нескольких направлениях[8, с. 125] Во-первых, необходимо стимулировать повышение предпринимательской активности населения, которая в нашей стране в последние годы находится на рекордно низком уровне. Во-вторых, облегчить условия для начинающих предпринимателей. Шаги в этом направлении уже предпринимаются: в Антикризисной программе Правительства присутствуют меры, призванные улучшить текущее положение вещей по данному направлению. В-третьих, необходимо повысить доступность финансовых ресурсов для субъектов МСП — снизить размер ключевой ставки Банка России до приемлемого уровня, нарастить меры финансовой и нефинансовой поддержки, в первую очередь для компаний, внедряющих инновации и ведущих модернизацию производства. Без этих шагов сектор МСП продолжит топтаться на месте, а экономика нашей страны так и останется преимущественно сырьевой и зависимой от международных колебаний спроса на ресурсы. Чем это грозит нам, мы в полной мере увидели в 2014 году. Кроме того открытым остается проблема предоставления безопасности в регионе, представляющийся значимым обстоятельством с целью притока зарубежных вложений и формирования туристического бизнеса. Решение указанных проблем требует глубочайших институциональных переустройств, не только в региональном, но и федеральном уровнях. Конечно, мы можем перечислять и говорить о барьерах в развитии малого и среднего предпринимательства безгранично. И более того, имея даже определенные попытки государства содействовать малому и среднему предпринимательству в развитии, мы можем сказать, что это не привело как таковым положительным результатам в развитии малого и среднего предпринимательства и попытки «поддержки государства МСП», оказались для самих же предпринимателей «плачевными». Безусловно, государство занимается вопросами малого и среднего предпринимательство, разрабатывая меры и проводя мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Библиографический список
- Луцменко В.А. Малое и среднее предпринимательство. 2015 год. – 321 с.
- Анюхин В.А. Оценка и анализ развития малого и среднего предпринимательства в РФ. 2014 год. – 56 с.
- Тавбулатова З.К., Современная ресурсоограниченная экономика. 2013. —146с.
- Самойлов. П.И. Инвестиции. 2014 год. —32 с.
- Авдеенко М.А. Экономика России. 2015 год. —132 с.
- Шишкина В.С. Бухгалтерский учет. 2012 — 67 с.
- http://www.cdb.com.cn
- Аванасьева А.А., Предприниматель: экономика. 2014 год. —125 с.
Количество просмотров публикации: Please wait