ПОДГОТОВКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Куликова Елена Александровна
Уральский государственный университет путей сообщения
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Электроснабжение транспорта»

Аннотация
В статье раскрыта сущность понятия «неопределенность», описаны виды неопределенности. Обоснована необходимость подготовки обучающихся в образовательных учреждениях к будущей профессиональной деятельности в условиях повышенной неопределенности и риска путем формирования соответствующих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла.

Ключевые слова: виды неопределенности, детерминированный, исход, компетентность, неопределенность, фактор


TRAINING IN THE PROCESS OF TRAINING FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Kulikova Elena Alexandrovna
Ural State University of Railway Transport
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of «Power Supply of transport»

Abstract
The article reveals the essence of the concept «uncertainty» described uncertainties. The necessity of training of students in educational institutions for their future professional activity in conditions of high uncertainty and risk through the development of appropriate competences when studying disciplines of a professional cycle.

Keywords: competence, deterministic, factor, the outcome, the types of uncertainty, uncertainty


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Е.А. Подготовка в процессе обучения к будущей профессиональной деятельности в условиях неопределенности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76803 (дата обращения: 18.04.2024).

Одним из фундаментальных свойств природы является ее неполная определенность. В жизни и деятельности человек постоянно сталкивается с неопределенностью и, как следствие, с риском, не отдавая себе отчета в этом, а также исключая из рассмотрения то, что за ними стоит. Но во многих ситуациях подобное пренебрежение может привести к нежелательным результатам.

Теория и практика менеджмента убедительно доказывают, что эффективное управление рисками, снижающее уровень неопределенности, – единственный реальный способ устойчивого развития любой организации в условиях рыночной экономики [1].

Подготовка потенциального работника к будущей профессиональной деятельности должна строиться с учетом реалий рыночной экономики:

−    организация представляет собой объект товарно-денежных отношений, обладающий экономической самостоятельностью и полностью отвечающий за результаты своей хозяйственной деятельности, обязанный сформировать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке;

−    риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации;

−    общий результат деятельности организации напрямую зависит от вклада каждого работника, его профессионализма [2].

Нестабильные внутренние и внешние условия порождают высокую степень неопределенности всех аспектов деятельности организации и требуют разработки особых подходов и методов принятия решений.

Поскольку риск и неопределенность − неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, то к решению будущих профессиональных задач в условиях повышенной неопределенности и риска необходимо готовить в образовательных учреждениях.

Вспоминая высказывание Фрэнка Найта о том, вся подлинная прибыль связана с неопределенностью, необходимо более подробно рассмотреть сущность понятия «неопределенность».

Неопределенность − одно из базовых понятий теории управления рисками.

В существующем мире люди как независимые исследователи выделяют конкретный объект, в качестве которого можно рассматривать отдельного человека, предприятие, образец техники, общество или любой иной предмет материального и даже виртуального мира. В текущий момент времени объект находится в определенном состоянии, которое описывается некоторым набором параметров. Если объект исследования − человек, то его состояние может быть охарактеризовано огромным числом разнообразных параметров. Например, как биологическое существо (состояние (жив/умер), рост, вес, температура тела, кровяное давление и др.); хозяйствующая единица (сумма имеющихся наличных денег, стоимость его имущества, размер ежемесячной заработной платы, размеры долговых обязательств и др.); член общества (социальное и семейное положение) и др.

В зависимости от интересующего исследователя аспекта будет выбираться тот набор параметров, который характеризует данный аспект наилучшим образом.

Если объект в рассматриваемой ситуации может иметь только одно возможное состояние и известны значения всех его параметров, то такое состояние называется детерминированным, никакой неопределенности в отношении данного объекта нет. Напротив, если существуют разные состояния объекта и он может менять их во времени, то в зависимости от объема располагаемой информации может иметь место как детерминированная ситуация, так и ситуация неопределенности.

Различные явления (природные, социальные, биологические, физические) во внешней или внутренней среде объекта могут оказывать воздействия на рассматриваемый объект, и под их влиянием его состояние может измениться. Например, у человека может улучшиться или ухудшиться состояние здоровья, он может приобрести или лишиться какого-либо имущества, стать безработным или руководителем предприятия.

Таким образом, если в некоторый момент времени точно известно, в каком состоянии окажется объект в следующий определенный момент времени, то такое состояние называется детерминированным или предопределенным, неслучайным, полностью определенным.

В действительности практически никогда не известна вся необходимая информация для однозначного определения состояния объекта в будущем. Всегда существует некоторая неопределенность относительно будущего состояния объекта, которая может быть связана с невозможностью на основе имеющейся информации определить:

1)      какие состояния вообще может принимать рассматриваемый объект;

2)      какое именно из известных возможных состояний примет объект.

Неопределенность можно определить как отсутствие или недостаток ясности и (или) уверенности относительно состояния рассматриваемого объекта.

В данной трактовке недостаток ясности предполагает недостаточную осведомленность о возможных состояниях объекта, т. е. неизвестно, какие состояния он может принять.

Таким образом, неопределенность – это ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях объекта и внешней среды [2].

Пол Самуэльсон отмечал, что неопределенность порождает несоответствие между тем, чего люди ожидают, и тем, что действительно происходит, а количественным выражением этого несоответствия и является прибыль (или убыток).

Непредвиденность наступления состояния означает, что субъект не может сам выбрать или точно предсказать состояние, в котором находится или будет находиться объект. Также к непредвиденности можно отнести еще более сложную для субъекта ситуацию, когда он даже не знает о существовании (возможности наступления) неблагоприятного состояния. Возможность и непредвиденность вместе означают наличие неопределенности.

Например, когда бросают кубик, то заранее известны все возможные значения, которые могут выпасть на его гранях. Но точно указать, сколько именно очков выпадет, нельзя. Или во время карточной игры игрок не знает ни карт противника, ни то, как противник будет играть, т. е. он находится в состоянии неопределенности, относящейся и к текущему моменту времени, и к будущему. В то же время при игре в шахматы текущее состояние точно известно обоим игрокам и вся неопределенность связана с их дальнейшими действиями [3].

Следовательно, необходимо знать особенности принятия решений в условиях, когда невозможно точно предсказать состояние, в котором находится или будет находиться объект, и которые необходимо обязательно учитывать.

Как правило, неопределенность относится к состоянию объекта в будущем, но достаточно часто можно столкнуться с неопределенностью текущего состояния. Обычно она возникает в отношении объектов, которые исследователь сейчас не в состоянии контролировать, т. е. не имеет возможности измерить необходимые параметры с достаточной точностью. А поскольку неизвестно исходное состояние в текущий момент времени, то обязательно будет присутствовать неопределенность будущего состояния.

Все обстоятельства, от которых зависит состояние объекта, можно объединить общим понятием «факторы».

Фактор − условие, причина, параметр, показатель, оказывающий влияние, воздействие на процесс и результат этого процесса.

Чтобы в текущий момент времени можно было определить состояние объекта в некоторый момент будущего, необходимо знать:

1)   все факторы, которые могут оказать влияние на состояние объекта в течение периода;

2)   характер этого влияния, т. е. зависимости (законы), связывающие состояние объекта с данными факторами;

3)   все значения, которые примут факторы в течение будущего периода; значения должны быть известны с такой погрешностью, чтобы она позволила определить состояние объекта с требуемой исследователю точностью.

Те факторы, про которые известна вся указанная выше информация, называются определенными. Напротив, если хотя бы часть сведений о факторе неизвестна или известна с недостаточной достоверностью или точностью, то такой фактор называют неопределенным.

Неопределенность появляется именно из-за наличия неопределенных факторов. Выделяют несколько причин, не позволяющих сделать все факторы определенными и тем самым устранить неопределенность жизни и деятельности, несмотря на развитие науки.

Одна из основных причин, порождающих неопределенность, − случайность многих явлений; они в силу своей природы не могут быть до конца определены в принципе. Случайность можно назвать стохастической неопределенностью.

И хотя всем известно, что случайности – не случайны, и все случайности – закономерны, но некоторые неслучайные по своей сути явления также могут считаться неопределенными из-за недостатка информации о них. Поэтому среди возможных причин неопределенности также выделяют различные неслучайные факторы, так называемые факторы нестохастической природы. Неопределенность, порождаемая подобными факторами, называется нестохастической неопределенностью.

Недостаток информации о факторе может иметь место как на уровне человечества и науки вообще, так и на уровне отдельного лица, изучающего конкретную ситуацию. Знания отдельного человека всегда меньше общего научного знания человечества в целом. Поэтому для него может являться неопределенной ситуация, которая поддается полному определению при существующем уровне развития науки. Очевидно, что чем ниже уровень информированности конкретного лица, тем выше уровень нестохастической неопределенности в его жизни и деятельности.

Нестохастическая неопределенность может быть вызвана несколькими причинами:

1.   Неизвестно о существовании фактора, либо о характере его влияния на состояние объекта, т. е. недостаточный уровень (ограниченность) познания (гносеологическая неопределенность).

2.   Невозможно измерить значение известного фактора с требуемой точностью (метрологическая неопределенность) из-за отсутствия у человечества необходимых измерительных средств (что близко к указанной выше гносеологической неопределенности) или ограниченными возможностями конкретного наблюдателя, производящего измерения.

3.   Фактор определяется поведением других объектов или элементов системы, имеющих свои цели и волю (поведенческая неопределенность) [2].

Говоря о поведенческой неопределенности, обычно подразумевают поведение других лиц, а не тех, кто исследуют ситуацию. Но, несмотря на главенствующую роль сознания в поведении человека, существуют и бессознательные реакции, в том числе неполный контроль над своим собственным телом, что порождает для конкретного человека некоторую неопределенность, связанную с поведением его самого.

Она проявляется, например, в невозможности даже для самого тренированного спортсмена гарантированно совершить два абсолютно одинаковых движения (бросок мяча), что обусловлено человеческой природой, физическими и психологическими особенностями. Неопределенность, вызванную неспособностью самого человека контролировать с достаточной точностью собственные движения, можно считать как поведенческой (зависит от действий человека), так и метрологической (вызвана «погрешностями» при выполнении данных действий) [3].

Специалисты выделяют еще так называемую «целевую неопределенность», обусловленную вероятной неоднозначностью трактовки состояний объекта с точки зрения заинтересованного наблюдателя.

Все указанные виды нестохастической неопределенности возникают как на уровне человечества (науки) в целом, так и только на уровне конкретного человека (субъекта). Кроме того, часто неопределенность обусловлена одновременным действием сразу нескольких факторов, относящихся к разным категориям.

Для того чтобы сделать жизнь и деятельность более предсказуемой, необходимо уменьшить степень неопределенности, которая вызывает у индивидуума в том числе и психологический дискомфорт, одним из проявлений которого может быть когнитивный диссонанс. Понятие «когнитивный диссонанс» было впервые введено Леоном Фестингером в 1957 году и означает состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Исследователи также выделяют связь между внутренним напряжением, возникающим  у человека в состоянии беспокойства, и его поступками Люди оказываются в состоянии беспокойства, когда у них появляются желания, которые пока не могут быть удовлетворены имеющимися возможностями. Они ощущают побуждение к действию, но одновременно − и препятствие, мешающее его исполнению. Как следствие, люди испытывают дискомфорт, неуверенность, им постоянно кажется, что что-то не так. Это внутреннее напряжение часто проявляется в суетливости, не скоординированной деятельности [4].

Для профессий типа «человек − техника», особенно важно учитывать что сопряжение «человек − машина» включает факторы, относящиеся к возможности восприятия и вариантам действий при обращении с техникой. Недостаточная согласованность в сопряжении «человек − машина» является основным источником риска, связанного с человеческим фактором. Детализация неправильных действий человека по модели Расмуссена и Ризона основана на уровнях преобразования воспринимаемой человеком информации в реакцию и разделении действий на категории по возможности создания опасности.

Различают три уровня преобразования информации в реакцию (уровня поведения), основанные на навыках, правилах и знаниях [5].

На практике бывает трудно отделить действительно случайные явления от явлений, которые по своей сути не являются случайными, но и не могут рассматриваться как детерминированные в силу недостаточной изученности. Иногда по мере изучения случайность (стохастическая неопределенность) переходит в гносеологическую или метрологическую неопределенность и далее перестает быть неопределенностью вообще. Данный процесс − одно из основных направлений развития науки.

В результате изучения окружающего мира люди находят причинно-следственные связи между различными явлениями и новые факторы, влияющие на наступление тех или иных событий, определяют характер зависимостей, разрабатывают методы измерения данных факторов и управления ими.

Если же существующий уровень неопределенности неприемлем (при изучении заболеваний, природных и техногенных катастроф), то активные исследования продолжаются до тех пор, пока он не будет снижен до допустимого уровня.

Ситуация неопределенности означает возможность попадания объекта в любое из предполагаемых состояний, которые называют исходами.

Анализ ситуации неопределенности с позиции стороннего наблюдателя, которому все равно, какой именно будет исход, называют безразличным или нейтральным отношением.

Состояние одного и того же объекта может рассматриваться с позиций различных субъектов, причем не только сторонних наблюдателей (исследователей), но и заинтересованных лиц, воспринимающих не все исходы одинаково. В общем случае для конкретного субъекта некоторые состояния объекта являются более предпочтительными или, наоборот, нежелательными, что побуждает субъекта интересоваться состоянием объекта и связанной с ним неопределенностью.

Заинтересованный субъект оценивает состояния объекта с точки зрения их благоприятности или неблагоприятности для себя. Оценка производится по выбираемым им самим критериям, служащим основой для выстраивания некоторой шкалы, устанавливающей предпочтительность одного состояния перед другим. В самом простом варианте подобная шкала содержит всего две оценки: «хорошее состояние» («благоприятное») и «плохое состояние» («неблагоприятное»). В более сложных случаях между предельными оценками возможно использование любых бесконечно подробных градаций.

Если субъект затрудняется в оценке некоторых из возможных состояний или шкала допускает их неоднозначную трактовку, то это становится причиной «целевой неопределенности», особенно характерной для случаев, когда возможные состояния приходится оценивать сразу по нескольким критериям (многокритериальные задачи) [2].

Например, неоднозначность ответа на вопрос: «Что лучше быть здоровым и бедным или богатым и больным?» представляет собой несколько утрированный пример целевой неопределенности, когда оба параметра (здоровье и богатство) важны и трудно однозначно указать более предпочтительное состояние из двух предлагаемых на выбор [3].

Шкала может строиться как в абсолютных значениях, так и в относительных. Исходы обычно оценивают относительно начального состояния. В результате разрешения ситуации неопределенности состояние объекта:

1)      улучшается (благоприятные исходы);

2)      остается прежним (нейтральный исход);

3)      ухудшается (неблагоприятные исходы).

Изменение состояния объекта во времени известным образом возможно в результате действия только определенных факторов или факторов, которые при некоторых допущениях в данных условиях считаются таковыми. Поэтому когда рассматривается ситуация неопределенности будущего состояния объекта, то в качестве нулевого уровня шкалы оценки состояний принимают не исходное состояние объекта, а обоснованно ожидаемое (запланированное, целевое) состояние. Под ним подразумевают состояние, принимаемое объектом, если бы на него не действовали неопределенные факторы. Тогда исходы будут оцениваться уже относительного него:

1)      лучше обоснованно ожидаемого состояния (благоприятные исходы);

2)      обоснованно ожидаемое состояние (нейтральный исход);

3)      хуже обоснованно ожидаемого состояния (неблагоприятные исходы).

В зависимости от того, как соотносится ожидаемое состояние с исходным, сохранение объектом исходного состояния считают или благоприятным, или неблагоприятным.

Изменение состояния объекта относительно исходного состояния или обоснованно запланированного в результате разрешения ситуации неопределенности называют последствиями реализации неопределенности. Вариант «нет последствий» означает, что объект не изменил своего состояния, либо попал в обоснованно ожидаемое состояние. Если же состояние ухудшилось по сравнению с тем, что было или планировалось, то говорят о неблагоприятных последствиях. Такое ухудшение состояния объекта для заинтересованного субъекта представляет собой потери (проигрыш, утрату). Обратная ситуация, когда состояние улучшилось, означает выгоду (выигрыш) [2].

Доказано, что поведение человека мало предсказуемо, если у него недостаточно знаний. На ошибках, как известно, учатся, но чтобы стать образованнее − не обязательно их совершать.

Подготовку к действиям в условиях высокой неопределенности профессиональной среды необходимо начинать в образовательном процессе.

Свобода действия отдельных субъектов, сложность и неполная информированность относительно свойств систем, а также случайный характер многих протекающих в них процессов порождает высокую степень неопределенности. Часть возможных исходов неопределенности представляет угрозу существованию той или иной системы, в том числе и социально-экономической, ставит под сомнение непрерывность или результаты ее деятельности, т. е. несет в себе риск для системы. Это затрагивает всех участников и делает их заинтересованными в снижении степени неопределенности.

Разумеется, существует множество различных систем, на них действуют разнообразные по своей природе и свойствам риски, что следует учитывать при попытке управления ими.

Обучение должно ориентироваться на актуальные проблемы и задачи отрасли (предприятия) и на опережающую подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности [6].

Компетентностный подход предполагает формирование компетентностей, компетенций и социально-значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации, социализацию и развитие индивидуальности.

Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В самом общем виде компетентности можно определить как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний. Компетентности − информационная основа деятельности.

Формирование компетентности в образовательном процессе предполагает полную информированность обучаемого по изучаемой дисциплине и выдвигает на первое место формирование умения разрешать возникающие проблемы в различных сферах, в том числе и в области будущей профессиональной деятельности с учетом неопределенности и действия возможных рисковых факторов.

Компетенции − обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, под которой понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Ядром компетенции являются деятельностные способности − совокупность способов действий.

Специалист проявляет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации.

Достаточно остро стоящий на сегодняшний день вопрос качества подготовки потенциальных работников приводит к необходимости изменения учебных планов и программ дисциплин. Абсолютно оправдано требованиями рыночной экономики к уровню профессиональной подготовки специалистов появление дисциплины «Управление рисками» в программах подготовки по некоторым специальностям и направлениям [6].

Изучение риск-менеджмента как самостоятельной дисциплины позволит освоить основы управления рисками, без знания которых деятельность в современных экономических условиях крайне затруднительна, чревата грубыми ошибками и негативными последствиями как для руководителя и стоящих за ним сотрудников, так и для всего предприятия в целом.

Но поскольку не всегда возможно включить дисциплину «Управление рисками» в учебные планы, то рекомендуется встраивать темы, раскрывающие вопросы неопределенности и риска, в программы учебных дисциплин профессионального цикла.

При этом резко повышаются требования к профессионализму и уровню компетентности педагогов. Детального знания учебного предмета в данном случае явно недостаточно, для формирования требуемых образовательными программами компетенций педагогам необходимо иметь знания в области управления рисками и хорошо ориентироваться в сфере будущей профессиональной деятельности обучающихся [6].

Несмотря на огромные достижения зарубежных ученых в теории и практике управления рисками, при изучении риск-менеджмента желательно опираться на отечественный опыт в данной области управления, национальные особенности, привычки, традиции [2].

При проектировании образовательного процесса необходимо учитывать высказывание Бертрана Рассела о том, что в действительности человек хочет не знаний, а определенности.

Также при отборе содержания необходимо помнить и о прагматизме обучающихся, проявляющемся в попытке понять какую практическую пользу приносит та или иная тема. Объемные теоретические разделы, абстрактные концепции, модели, не имеющие очевидного применения на практике, становятся им неинтересны и плохо усваиваются.

Учебный процесс должен готовить к решению будущих задач, а обучение без самостоятельных исследований, в лучшем случае, представляет собой «натаскивание» на решение задач сегодняшнего дня [6].

В процессе обучения большое внимание должно уделяться применению теорий и концепций риск-менеджмента на практике, т. е. формированию компетенций.

Подготовка специалиста – это не просто передача знаний от преподавателя студенту, но и активная самоподготовка, т. е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения несет сам обучающийся.

В практикумы по дисциплинам желательно включать задания, дополняющие лекционный курс, позволяющие «соединить теорию и практику» при анализе конкретных ситуаций и выработать навыки решения практических задач и принятия самостоятельных решений в условиях неопределенности и риска [2].

Желательно, чтобы задания были направлены на формирование и развитие способности проявлять инициативу в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности на основе знания видов риска и соответствующих им методов управления, принятых стратегий управления рисками на предприятиях отрасли.

Поскольку большинство задач, решаемых в сфере управления рисками, многокритериальные, то при их решении необходимо применять различные возможные способы сокращения неопределенности в жизни и деятельности.

Так, например, при стрельбе из пушки всегда существует неопределенность относительно точного места попадания снаряда (так называемое рассеивание снарядов). На полет снаряда влияет много факторов, как внешних, связанных с окружающей средой (температура, плотность воздуха, сила ветра и т. д.), так и внутренних, определяемых характеристиками орудия и снаряда, а также прицеливанием.

Развитие артиллерии шло по пути сокращения неопределенности за счет выявления и учета, а где возможно, то и управления факторами, влияющими на полет снаряда.

Изначально точность определялась, по существу, только мастерством наводчика.

Со временем за счет стабилизации снаряда в полете, стандартизации и совершенствования технологии изготовления, развития прицельных приспособлений и т. д. неопределенность сокращалась, прежде всего, за счет уменьшения метрологической неопределенности.

В современных системах благодаря использованию электронных вычислителей учитывается большинство внешних и внутренних факторов, в том числе даже температура порохового заряда, износ канала ствола, начальная скорость снаряда при вылете из ствола и др.

Если субъект затрудняется в оценке некоторых из возможных состояний, или шкала допускает их неоднозначную трактовку, то это становится причиной «целевой неопределенности». Она особенно характерна для случаев, когда возможные состояния приходится оценивать сразу по нескольким критериям (многокритериальные задачи) [3].

Таким образом, готовить потенциального работника к решению будущих профессиональных задач в условиях повышенной неопределенности и риска необходимо в образовательных учреждениях в процессе освоения дисциплин учебного плана, тем самым, повышая уровень информированности конкретного лица, и соответственно снижая уровень неопределенности в его жизни и деятельности.


Библиографический список
  1. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент : учеб. − 2-е изд. − М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. − 376 с.
  2. Куликова Е.А. Риск-менеджмент : учеб. пособие. – Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2014. – 259 с.
  3. Богоявленский С. Б. Управление риском в социально-экономических системах : учеб. пособие. − СПб. : Изд-во СПБГУЭФ, 2010. − 147 с.
  4. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Риск-менеджмент : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2005. – 285 с.
  5. СТО РЖД 1.02.033-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Порядок идентификации опасностей и рисков. – М., 2010.
  6. Куликова Е.А. Совершенствование обучающей деятельности педагога в процессе подготовки магистров в транспортном вузе / Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 8. – URL : http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57052.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Куликова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация