УДК 332

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ИТАЛИИ, ИСПАНИИ, ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Башкатова Дарья Александровна
Башкирский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена описанию регионализма и его моделей. Рассматривается сравнительный анализ моделей регионализации таких стран как: Италии, Великобритании, Франции и Испании.

Ключевые слова: модель регионализации, политическая регионализация, регионализм


COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF REGIONALIZATION ITALY, SPAIN, FRANCE, GREAT BRITAIN

Bashkatova Darya Aleksandrovna
Bashkir State University

Abstract
This article is devoted to the description of a regionalism and its models. The comparative analysis of models of regionalization of such countries as is considered: Italy, Great Britain, France and Spain.

Keywords: political regionalization, regionalism, regionalization model


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Башкатова Д.А. Сравнительный анализ моделей регионализации Италии, Испании, Франции, Великобритании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76751 (дата обращения: 08.01.2017).

Регионализация – это процесс делегирования государственных полномочий в распоряжение регионов, учет региональных потребностей, политических, экономических и управленческих интересов.

Регионализм и регионализация – два разных понятия, которые не следует путать. Если регионализм выступает в роли особых намерений перераспределить властные полномочия, то регионализация подразумевает реальный процесс перераспределения этих полномочий. То есть, не каждый регионализм, впоследствии, влечет за собой регионализацию. Если его процессы берут начало своего развития непосредственно в регионах, то регионализация спускается с национального уровня.

Регионализация является хорошей возможностью внедрения новшеств в управленческой области. Регионы имеют возможность отрабатывать собственные модели регионального управления и развития.

Еще одной привлекательной чертой регионализации является то, что политическая регионализация позволяет практически «стереть» границы между политической элитой и рядовыми гражданами. В крупных структурах политическая элита, обычно, мало заинтересована в удовлетворении потребностей граждан, именно этот процесс создает «демократический дефицит». Несмотря на это, регионализация предоставляет возможность участия в политике на тех уровнях, которые были недоступны для народного действия. Ярким примером такой практики является Франция. Регионализация в 70-80е годы привлекла к созданию современной политической структуры страны регионы, которые стали формировать региональные советы, избираемые населением напрямую.

Также регионализация осуществляет принцип компромисса между уровнями государственной власти. Рассмотрим несколько регионализационных моделей в следующих государствах – членах Евросоюза – Франции, Испании, Италии и Великобритании.

Территориальная структура Италии современном виде была подвергнута такому процессу, как конституирование в 1970 г. Такие регионы как Сицилия, Южный Тироль и Сардиния, были выделены раньше. Каждый из регионов на текущий момент имеет избираемые высшие органы государственной власти, другими словами, политическую ассамблею, которая осуществляет выбор правительственных органов во главе с главой региона. Исходя из 117-й статьи основного закона страны, региональная исполнительная власть несет ответственность за исполнение функций инфраструктуры. Другие функции могут быть переданы регионам центрального правительства. Деятельность правительства заключается в осуществлении политических решений, утверждаемых в Риме. Центральные органы исполнительной власти, наделены правом накладывать вето на все решения ассамблеи, в том числе, исполнительная власть имеет полномочия для ее роспуска. Регионы Италии не имеют непосредственного представительства в национальном парламенте, чего нельзя сказать о федеративных политических системах.

Во Франции структура административных регионов сформировалась после того, как декреты 50-60-х годов были в корне изменены по закону, который сформировал систему региональных советов. Изначально прямые выборы в региональные советы были осуществлены в 1986 г. Ранее советы формировались из представителей национальных представителей государственного собрания и депутатов территориальных органов местного самоуправления. Регионы на современном этапе наделены полномочиями в следующих сферах: профессиональное образование, экология, программы экономики регионального развития. Однако они ограниченны в финансировании, поэтому они представляют собой только административный уровень без конституционного статуса. Первостепенность регионального уровня определяется тем, что значимые политические единицы оставляют за собой право бороться за права местного органа самоуправления, а не за позицию регионального уровня.

Опыт Испании существенно отличается от французского. Данная страна всегда отличалась культурным, правовым, политическим плюрализмом и не была централизованным государством. Из истории Испании известно, что в стране наблюдались периоды усиления и ослабления централизации. Таким образом, первая современная конституция Испании обозначила временный конец испанского исторического регионализма, создав унитарное управление и территориальный порядок, поделив страну на провинции. Первый основной свод законов (конституция) Испанских республик превратил страну в федеративное государство, в котором формировалась испанская нация. Испанское федеративное государство состояло из следующих трех уровней: муниципалитетов, регионов и отдельных республик.

В унитарном государстве, таком как Великобритания, данный процесс носит асимметричный характер и делегирует полномочия между Лондоном, Уэльсом, Северной Ирландией и Шотландией. Регионализация получила широкое распространение, когда впервые было предложено основать парламентские ассамблеи в двух регионах. Итогом длительных дискуссий стали народные голосования (референдумы) в обоих регионах относительно создания региональных парламентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что регионализм и регионализация – процессы формирования внутренней сферы районно-регионально-государственного пространства. В заключение можно сказать, что на данный момент пересматриваются центральные и периферийные отношения западноевропейских стран, при этом федеративное устройство не является «образцом» для государств, стремящихся найти новую форму отношений между национальным центром и регионами.

Так же можно выделить то, что формы регионализации в различных странах не повторяются. Выбор модели зависит от исторически сложившейся территориальной консолидации государства, а также конкретной политической практики. Нельзя оставить без внимания и то, что все модели имеют некоторую степень асимметрии, то есть особые отношения с центром для разных регионов. Таким образом, асимметрия предполагает гибкость в отношении центральных и периферийных регионов.

И наконец, британская и французская модели отличаются тем, что три региона Великобритании, на которые направлена деволюция, присутствовали постоянно на карте государства, тогда как во Франции исторически сложилось так, что регионы сами стали административно-политическим уровнем. Французская децентрализация носила «закрытый» характер: национальный центр и регионы являются основными сторонами создающими равновесие. В Великобритании ситуация сложилась иначе: регионы вовлекались в интеграционные процессы, стремясь вступить в Евросоюз и сделать его третьей стороной в модели деволюции.


Библиографический список
  1. Ахунов Р.Р. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
  2. Ирина Б.О. Федерализм и регионализм в мультикультурных сообществах [Электронный ресурс] / Б.О. Ирина // Казанский федералист. – 2007. – №22. – Режим доступа URL:// http://www.kazanfed.ru/
  3. Княгинин В., Щедровицкий П. На пороге новой регионализации России // Россия между вчера и завтра / Под ред. В. Преображенского, Д. Драгунского. М., 2003. – 131с.
  4. Коданева С.И. Британский регионализм: Конституционная реформа. – М.: МГИМО, 2004. – 169с.
  5. Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru
  6. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
  7. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
  8. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 239с.
  9. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.


Все статьи автора «Башкатова Дарья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация