УДК 33

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Борисовский Сергей Александрович
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского

Аннотация
Рассмотрены подходы к определению понятия новой (инновационной) продукции, исследованы общепринятые этапы процесса освоения новой продукции, на основе которых сформированы реальные предложения для анализируемого предприятия.

Ключевые слова: новая продукция, организация производства, эффективное освоение производства


THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF A NEW PRODUCTION ENTERPRISE

Borisovskiy Sergey Aleksandrovich
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

Abstract
The approaches to the definition of new (innovative) products, investigated the common steps in the process of development of new products on the basis of which formed the actual proposal for the analyzed company.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борисовский С.А. Организация процесса нового производства на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76530 (дата обращения: 30.09.2017).

Актуальность статьи. Для достижения главной цели в виде прибыли от своей деятельности, любое предприятие должно обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Для этого нужно обеспечить развитие и повышение эффективности производственной системы, внедрение в нее прогрессивных технологий и оборудования, создание благоприятных условий для высокопроизводительного труда персонала. Все это невозможно без обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции [1, с. 51]. Проблема неэффективного освоения новых видов продукции является крайне актуальной для России, поскольку большое количество организаций находятся в кризисном положении именно из-за отсутствия инвестиций в нововведения и не осознание их значимости.

Цель – исследование коммерческого предприятия на предмет определения целесообразности освоения производства новых видов продукции.

Освоение новой инновационной продукции, как процесс, занимает весомое место в трудах таких ученых, как: Березина А. В. [1],  Гринева В. М. [4], Гринчуцкого В. И. [2], Орлова П. А. [3], Ястремской Е. М. [6]  и др. Например, Гринчуцкий В. И. в своих работах разделяет понятия «новшество» и «инновация». Понимая под новшеством изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров и форм организации их производства, а под инновацией – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличного от предшествующего аналога и приносящий прибыль [2, с. 216]. Орлов П. А. выделяет категорию «новая продукция» в отдельное понятие, которое заключается в инновациях, предназначенных для замены продукции, что производилась ранее или для расширения существующей номенклатуры с длительным периодом инвестирования [3, с. 5]. Гринева В. М. в указанном определении подчеркивает важность такого фактора, как новая техника, что, в свою очередь, способствует присутствии надлежащего уровня новизны продукции и, как следствие, более быстрым инновационным изменениям в ее производстве [4, с. 426]. Исходя из взглядов Покропивного С. Ф., продукция является в основном результатом труда в материальном виде и зависит от специфики работы предприятия [5, с. 326]. Ястремская Е. М. подчеркивает, в первую очередь, на значительное количество дефиниций понятия «нового товара» и опирается на понятие, используемое в патент ведении [6, с. 19]. Обобщая взгляды ученых, можно считать, что инновационной продукцией промышленных предприятий выступает результат деятельности организации, является совокупностью продуктов, работ, услуг, которые выполнены в ходе использования внутренних и внешних ресурсов за определенный промежуток времени на основе фундаментальных и прикладных исследований и инновационных разработок и направленный на увеличение прибыли организации.

Согласно международных стандартов инновацией считается конечный результат, воплощенный в виде:

- новых или усовершенствованных продуктов, или услуг, которые воплощены на рынках;

- новых или усовершенствованных технологических процессов;

- новых способов организации производства, использованных в практической деятельности.

Как правило, на машиностроительных предприятиях России, с отсутствием нужного уровня финансирования научно-исследовательской деятельности (заводские лаборатории) и других ресурсов, видится невозможным создание инновационной продукции в полном понимании этого термина. Опыт ведущих международных компаний подтверждает целесообразность сотрудничества с мировыми инновационными центрами. Среди самых известных центров принято выделять следующие:

Силиконовая долина (Калифорния, США); Сколково (Россия); Кремниевый остров (Япония); Медиконовая долина (Швеция); MINATEC (Гренобль, Франция); Кремниевая долина Китая (Чжунгуаньцунь, Китай); Бангапор (Индия) и др.

Освоение новой продукции – это очень глубинный и сложный процесс для любого предприятия, поэтому целесообразным является представление таких действий менеджмента предприятия в виде последовательности этапов [6, с. 109]: генерация идей; отбор идей; разработка концепции товара; разработка маркетинговой стратегии товара; разработка непосредственно товара; пробный маркетинг; введение на рынок (коммерческое производство).

Многочисленные авторы в качестве источников идей новых товаров рекомендуют предложения клиентов, анализ товаров конкурентов, изобретения ученых, предложения и рекомендации персонала и контрагентов, а также результаты мозгового штурма. Такой подход является правильным, однако не следует отбрасывать такие крайне важные элементы, как область поиска идей и их структурную направленность, в первую очередь, через связь идеи со сферой потребления.

Если совместить классический процесс принятия решений и этапы разработки новой продукции на предприятии, то будет получено обобщенную схему управления созданием нового продукта как процесса принятия решений (рисунок 1).

 

Рис.1. Обобщенная схема управления созданием нового товара

По исследованиям института Гамильтона на основе анализа 51 компании, сущность которого заключалась в установлении временных границ этапов разработки товара, а также процесса отсеивания продуктов и идей, которые не оправдали себя, меньше времени занимает отбор идей и разработка маркетинговой стратегии и концепции товара. Самым длительным является процесс обеспечения успешного выхода на рынок. Для более полного понимания проблемы следует привести так называемый аналог указанного процесса в виде классического процесса принятия решений: формирование проблемы; формирование целей; оценивание возможных состояний внешней среды; формирование альтернативных вариантов; оценка альтернативных вариантов; выбор альтернативы; оценивание эффективности принятого решения.

Для улучшения состояния дел на предприятии считаем целесообразным освоение производства новой продукции, а именно:

- приборы связи (наземной, космической) применения существующих ресурсов предприятия наряду с восстановлением неработоспособного оборудования;

- СВЧ изделия по новой предложенной технологии.

Через кризисное состояние предприятия и отсутствие инвесторов целесообразным является привлечение средств на указанные нововведения через кредитование. Расчеты показали, что для реализации данного проекта на предприятии следует привлечь средства в размере 1,3 млн руб. Чистая приведенная стоимость такого проекта с периодом жизненного цикла 5 лет составит 1,442 млн руб. То есть, такой проект является эффективным и имеет срок окупаемости 3 года, причем в последующих годах при условии достаточного количества заказов, прибыль будет увеличиваться, что является залогом выхода предприятия из кризисного положения.

Таким образом, планирование создания новой продукции должно выступать в виде отдельной системы, которая будет отвечать за такие функции, как:

1) обеспечить целевую ориентацию всех участников проекта на создание новой продукции;

2) координировать деятельность участников проекта создания новой продукции (распорядительная, инициативная, программная и бюджетная);

3) учитывать прогнозы динамики внешней среды для раннего распознавания проблем;

4) создавать базу для контроля процесса реализации проекта создания и освоения новой продукции;

5) обосновывать управленческие и проектно-конструкторские решения;

6) информировать всех участников проекта относительно целей, сроков, прогнозов, альтернатив, ресурсов и условий его реализации наряду с принятием во внимание каждого предложения участников создания новой продукции.


Библиографический список
  1. Березин А. В. Экономика предприятия : учеб. пособ. / А. В. Березин. – М. : Знания, 2013. – 390 с.
  2. Гринчуцкий В. И. Экономика предприятия : учеб. пособ. / В. И. Гринчуцкий; М. нац. экон. ун-т. -2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер,: ЦУЛ, 2012. – 303 с.
  3. Орлов П. А. Экономика предприятия / П. А. Орлов. – Х. : Изд-во ХГЭУ, 2000. – 480 с.
  4. Гринева В. М. Организация производства : учебник для студ. выс. учеб. заведений / В. М. Гринева. – СПб.: Питер, ИНЖЭК, 2012. – 575 с.
  5. Грещак М. Г. Экономика предприятия : учебник / за заг. ред. С. Ф. Покропивного ; Киев. нац. экон. ун-т ім. Вадима Гетьмана. – 3-е изд., без изменений. – К. : КНЕУ, 2013. – 526 с.
  6. Ястремская Е. М. Создание новой продукции: организационно-экономический и маркетинговый аспекты : научное издание / А. М. Ястремская. – Харьков: ХНЭУ, 2012. – 230 с.


Все статьи автора «BorisovskiySergey»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: