УДК 316.74

РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ЕГО СОЦИАЛЬНОМ САМОЧУВСТВИИ

Ковшова Елена Сергеевна
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйого университет им. Н.И. Лобачевского
Аспирант кафедры прикладной социологии Факультета социальных наук

Аннотация
В статье рассматриваются особенности процедуры аттестации педагогов, ее восприятие учителями, влияние на статус учителя в педагогическом коллективе. Также обозначены сложности, которые вызывает аттестация в профессиональной деятельности учителя, способы, которыми можно разрешить эти проблемы.

Ключевые слова: аттестация, педагоги, профессиональная деятельность педагога, профессиональный рост, ФГОС


THE ROLE OF CERTIFICATION IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE TEACHER AND HIS SOCIAL WELLBEING

Kovshova Elena Sergeevna
National Research Nizhny Novgorod State University of N.I. Lobachevsky
Graduate student of Department of Applied Sociology of faculty of social Sciences

Abstract
The features of teachers certification procedure, its perception by the teachers, its impact on the teacher status in the teaching staff are discussed. Difficulties caused by teachers certification in professional work and ways to solve these problems are mentioned.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ковшова Е.С. Роль аттестации в профессиональной деятельности педагога и его социальном самочувствии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76527 (дата обращения: 28.09.2017).

В теории и практике аттестации проблема повышения качества педагогического труда не является новой. Многочисленные исследования ученых подтверждают, что уровень профессионализма и мастерства педагога оценивается по двум основным позициям: результатам деятельности учащихся и динамике личных достижений самого аттестуемого работника. Изучение взаимосвязи между этими составляющими требует уточнения сущности основных понятий, раскрывающих содержание аттестации как одного из условий, способствующих обновлению подходов к оценке каче­ства педагогического труда [1, с. 9]. Кроме того, необходимость процедуры аттестации влияет на психологическое состояние учителя, а следовательно, на его профессиональную деятельность, ее эффективность, результативность.

Для понимания роли процедуры аттестации в профессиональной деятельности педагога, ее влияние на социальное самочувствие и психологическое состояние учителя необходимо изучить точку зрения педагогов на этот аспект образовательного процесса. С этой целью было проведено социологическое исследование[1], которое дало возможность изучить и проанализировать многие аспекты профессиональной деятельности учителя в современной российской системе образования.

На данный момент в России есть сразу два вида аттестации: обязательная и добровольная. Первую проходят те педагогические работники, которые, по требованию государства, непосредственно нуждаются в проверке знаний. Комиссия определяет уровень состоятельности определенного учителя, после чего делает вывод, соответствует ли он своей должности или попросту занимает чье-то место. Обязательная аттестация педагогических работников, начиная с 2016 года, проводиться для тех, кто проходил ее 5 лет назад. В 2017 году от обязательного прохождения аттестации освобождаются педагоги с уже имеющейся квалификационной категорией и беременные женщины. Также аттестация может быть проигнорирована теми педагогами, которые состоят на службе в учебных заведениях последние 2 года. Декретный отпуск дает право получить квалификацию и подтвердить свою учительскую состоятельность уже после выхода на работу. Важно помнить, что с этого момента и до аттестации должно пройти не менее двух лет. Аттестация не распространяется на тех работников учебных заведений, которые в силу разных причин отсутствовали на рабочем месте последние 4 месяца (и выше этого срока). Для них обязательной аттестация становится лишь по истечении одного календарного года, начиная с момента своего официального возвращения на работу. Добровольная аттестация интересна как преподавателям без категории, так и тем педагогам, у которых она уже есть, но в то же время конкретно им еще есть, куда расти. Чтобы получить наивысший разряд из возможных, нужно быть учителем, который уже получил ранее первую категорию. Отметим, что с того момента до очередного повышения должно пройти не менее двух лет. В то же время нельзя не сказать, что наивысшая категория присваивается тем педагогам, у которых уже есть таковая вообще. В их случае они подтверждают свою квалификацию, добытую ранее. Категории выдаются на 5 лет, после чего они более не нуждаются в дальнейшей пролонгации.

Аттестация является одним из методов контроля деятельности учителя. Процедура аттестации состоит из представления педагогом результатов его профессиональной деятельности в виде портфолио, компьютерной презентации практических достижений или интернет-ресурса (сайта) [2, с.3]. Педагоги также проходят несколько квалификационных испытаний. Одно из таких испытаний – это тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерная презентация методической разработки раздела учебной (воспитательной) программы. Тестирование с использованием компьютерной техники предполагает отражение знаний аттестуемого в области современных образовательных технологий и методик. Тестирование является одним из компонентов квалификационного экзамена. Но оно является добровольным. При успешном прохождении теста педагогу начисляется 10 дополнительных баллов, а при отказе нет. После прохождения тестирования педагог представляет комиссии компьютерную презентацию, делает доклад о своей профессиональной деятельности.

По мнению педагогов тестирование является слишком формализованной и необъективной процедурой оценки квалификации учителя. Необъективность состоит в том, что вопросы можно рассматривать с разных точек зрения, они являются нечеткими, многогранными. В итоге к верным ответам можно добавить и те, которые компьютер оценивает как неправильные. Но, по мнению учителей от тестирования не стоит отказываться, так как без него сложно набрать высокие баллы: «Причем от одного этапа – тестирования можно отказаться. То есть если ты хочешь за него дополнительные баллы – ты на него согласишься. Нет – значит можешь не проходить. По отзывам людей, которые сдавали на категорию, проходить тестирование надо, потому что тебе все так занижают, что ты без этого не перешагнешь порог. Добровольно-принудительно, так получается» [Общий стаж работы 29 лет, по специальности 28 лет]. Большинство учителей соглашаются на тестирование, так как никто не хочет рисковать, все стремятся достичь наибольшего результата, сделать все возможное для присвоения квалификационной категории.

Личный вклад аттестуемого в повышение качества образования может быть определен на основе оценки портфолио педагогического работника, в котором должна быть описана научно-методическая деятельность педагога, внеурочная деятельность, учебно-материальная база. В портфолио педагог должен описать собственную систему преподавания предмета. По мнению учителей и администраторов для педагогов–практиков, непосредственно взаимодействующих с детьми прохождение аттестации означает слишком большую методическую работу, что отнимает много времени: «Нужно выстроить отчет о системе своей работы, прописать систему работы. Напиши то, не знаю что, называется. Человеку-практику, у которого уроки за спиной нужно огромное время потратить на то, чтобы сесть и все это написать» [Общий стаж 29 лет, по специальности 28 лет]. После представления портфолио, компьютерной презентации и прохождения тестирования аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогу квалификационной категории или отказе от этого. Одним из значимых мотивов, побуждающих педагогов к получению квалификационной категории – это повышение заработной платы, ее стимулирующей части. В частности, разница заработной платы у педагогов с первой и высшей категорией около 2000 рублей, а между педагогом, не имеющим категории и педагогом с высшей категорией – около 5000 рублей. Однако с точки зрения некоторых педагогов усилия, затраченные при подготовке к аттестации и возникающая вследствие этого эмоциональная напряженность имеют гораздо больший вес, чем прибавление зарплаты. Иначе говоря, по мнению педагогов. за такое небольшое поощрение не стоит прилагать таких огромных усилий: «Я могла бы защититься на высшую категорию и получить немного больше. Но этого делать не стала, потому что во мне ничего не изменит, а нервотрепки гораздо больше. А у меня двое детей» [Общий стаж работы 21 год, по специальности 18 лет]. Таким образом, по мнению некоторых педагогов зависимость заработной платы от квалификационной категории является недостатком современной системы образования.

В целом педагоги оценивают аттестацию как сложную процедуру, имеющую больше недостатков, чем достоинств. Отчасти это объясняется тем, что некоторые руководители системы образования в России не имеют опыта работы в школе, а занимались только административной работой. Без опыта работы с детьми и педагогами очень сложно учитывать все требования, возможные проблемы, помогать учителям в преодолении трудностей: «Очень сильно сомневаюсь, что наш министр в школе работала. Может быть практику, конечно, проходила. Я считаю, что качественно управлять образованием человек очень грамотный и если это система школьного образования, то в школе он должен был быть» [Общий стаж 29 лет, по специальности 28 лет]. Оценивание процедуры аттестации становится более отрицательным из-за того, что та школа, в которой работает педагог не участвует в работе аттестационной комиссии. Таким образом, аттестационная процедура большинством учителей часто воспринимается как стрессовая, негативное восприятие педагогами процедуры аттестации создает психологическое напряжение и ситуацию внутреннего конфликта, что приводит к возникновению сложностей в профессиональной деятельности педагога. По этой причине аттестация должна быть связана с комфортностью образовательной среды – атмосферой спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля. Также для того чтобы избежать стресса, учителю необходимо заранее начать подготовку к аттестации, иметь возможность проконсультироваться у методистов, специалистов, занимающихся организацией процедуры аттестации [3, с. 22]. В этом случае учителю будет намного проще справиться с подготовкой к аттестации.

Кроме того, подготовка к процедуре аттестации занимает очень много времени. В результате у педагога исчезает возможность общаться с детьми после уроков. То время, которое не включено в рабочий день – является личным, неоплачиваемым преподаватели хотят потратить на общение со своей семьей. Отчасти это объясняется тем, что они неудовлетворены своей зарплатой, и излишние требования со стороны руководства вызывает возмущение и раздражение.

Для успешного прохождения процедуры аттестации, профессионального развития педагогу необходимо иметь довольно весомую базу методических материалов, соответствующую требованиям, соответствующим различным нововведениям. Одной из важных методических проблем является освоение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС). Эти стандарты отличаются от предыдущих, поэтому даже опытным педагогам приходится уделять больше времени самообразованию, чтобы разобраться в этих стандартах. Педагоги среднего звена относятся к ним как к неизбежной обязанности, которую в любом случае предстоит выполнить. Однако учителя стараются ориентироваться на текущие, актуальные методические проблемы и не думать о тех, которые обеспокоят их через год или два.


[1] Исследование «Учитель: рабочее пространство и социальное самочувствие» осуществлено весной2015 г. в школах одного из городов Нижегородской области методом глубинного интервью. В исследовании приняли участие двадцать два учителя


Библиографический список
  1. Перегонцева Т.В. Роль аттестации в повышении качества педагогического труда // Среднее проф. образование. – 2011. – № 4. – С. 9-11.
  2. Методические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы / Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- 2015 – 60 с.
  3. Пискунова Е.В., Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности // Вестник Герценовского Университета, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург – 2011 – № 12 – С. 19-24.


Все статьи автора «Ковшова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: