УДК 82

ТВОРЧЕСТВО ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА В СОВРЕМЕННОЙ ФЭНТЕЗИ-ЛИТЕРАТУРЕ

Гунарёва Екатерина Сергеевна
Московский городской педагогический университет
Институт иностранных языков Кафедра лингвистики английского языка студент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору явления фэнтези, как жанра современной фантастической литературы, и творчества Терренса Пратчетта, ставшего одним из самых видных представителей постмодернистской пародии.

Ключевые слова: литературоведение, пародия, постмодернизм, современная художественная литература, Терри Пратчетт, фэнтези


THE ROLE OF TERRY PRATCHETT’S NOVELS IN MODERN LITERATURE

Gunaryova Ekaterina Sergeevna
Moscow City Teacher Training University
Institute of Foreign languages Department of English Linguistics Student

Abstract
The article investigates the phenomenon of fantasy in terms of modern literature. It also analyzes the role of Terry Pratchett’s literary work and his contribution to postmodern literature.

Keywords: fantasy, literary study, modern literary fiction, parody, postmodern literature, Terry Pratchett


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гунарёва Е.С. Творчество Терри Пратчетта в современной фэнтези-литературе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76392 (дата обращения: 03.06.2017).

Литература в XXI веке находится на пике своего развития. Это обусловлено не только многообразием жанров и стилей, способов реализации материала (от печатных и электронных изданий до аудиокниг), типографий и издательств, но также и лояльным отношением к авторам. Современные писатели происходят их всех слоёв общества, обладают различным уровнем образования, собственным мировоззрением, владеют разными языками. Читатель  нашего времени в определённой степени «избалован» разнообразием выпускаемой в свет литературы. В современном мире несложно найти книгу практически любого жанра, как в оригинале, так и в переводе (профессиональном или любительском). Читательская публика становится свидетелем рождения совершенно новых видов литературы, которые смогли приобрести популярность и стать максимально востребованными на прилавках книжных магазинов. Согласно результатам анализа, приведённым в статье “Most Popular Book Genres of All Time”, одним из самых популярных жанров литературы считают жанр фэнтези (fantasy fiction) [1].

Современная фэнтези-литература была сформирована относительно недавно – в начале XX века. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакций А.Н. Николюкина даёт следующее определение: «фэнтези (англ. fantasy) – вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального. Это допущение не имеет «логической» мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению» [2, с. 582]. События в произведениях, относящихся к жанру фэнтези, происходят в волшебных мирах, никак (или лишь косвенно) не связанных с миром читателя [3, с. 404]. Автор сочинения является творцом и создаёт вселенную согласно своим законам, включает в неё новые расы, культуры, языки, традиции и обычаи. Героем же обычно выступает человек благородный и добрый, который следует своему кодексу чести, стремится восстановить справедливый миропорядок, нарушенный неким внезапным катаклизмом или вмешательством злых сил. Романтическая традиция, унаследованная ещё со времён рыцарских романов, и главный герой, как личность исключительная и  сильная, в одиночку противостоящая злу, являются важными составляющими классических фэнтезийных произведений.

Исследование феномена фэнтези тесно связано с именем Джона Рональда Роуэла Толкиена. Он известен в литературных кругах не только как выдающийся английский писатель. Он также был филологом и профессором ряда британских университетов, занимался написанием литературных эссе, одно из которых, «О волшебной сказке» (1939), можно назвать манифестом художественных принципов автора. В этом сочинении Толкиен рассуждает о «волшебной сказке» (fairy-tale), которая выводит человека за грани повседневного мира на просторы Волшебной страны, Фаэрии (Faerie). Истоки волшебной сказки писатель видит в мифологии и языке. Волшебная сказка содержит в себе исторически развивающийся мифологический сюжет, который не перестаёт совершенствоваться, становится шире и разнообразнее. История часто похожа на миф, так как в конечном счёте они оба имеют одни и те же истоки.

Среди множества британских фэнтези-писателей, прославившихся на весь мир, весьма успешным не только у детской аудитории, но и у взрослых стала не Джоан Роулинг (Joanne Rowling) и её мир Гарри Поттера (Harry Potter), а Теренс Дэвид Джон Пратчетт (Terence David John Pratchett), создатель Плоского мира (the Discworld). Начав свой творческий путь в 13 лет, когда его рассказ “The Hades Business” (1961) был сначала напечатан в школьной газете, а затем опубликован в журнале “Science Fantasy”, уже в 1971 году Терри выпускает свой первый роман «Люди ковра» (“The Carpet People”). С публикацией романа «Цвет волшебства» (“The Colour of Magic”) в 1983 году начинается цикл его романов о Плоском мире, который на данный момент насчитывает 40 книг, 5 рассказов и некоторые дополнительные материалы. Отметим, что первый роман Пратчетт не произвёл фурора на литературном рынке, тем не менее, он стал отправной точкой развития вымышленной писателем вселенной и трамплином в его литературной карьере.

Большую популярность упомянутому циклу в первую очередь принес сатирический взгляд на литературу, присущий автору, высмеивающий другие фэнтези-романы. Как отмечает сам писатель, романы о Плоском мире начались как антидот (своего рода борьба) от скверно написанных сочинений в жанре фэнтези. Дело в том, что в конце 1970-х годов в Англии этот жанр стал невероятно популярным. Многие из произведений фэнтези тех дней, по мнению Т. Пратчетта, были вторичны, вследствие того, что их создатели не хотели или не смогли привнести нечто новое в этот жанр, развивать его дальше. Пародируя подобные творения, Пратчетт соединил несколько типичных фэнтезийных вселенных в одну и назвал её «Плоский мир» [4, с. 207]. Основу романов составляет именно пародия – как на произведения классической литературы, так и на малоизвестные работы английских писателей. В его книгах встречаются шутки на практически любую тему от истории пирамид Египта до Голливуда и классической философии [5, с. 313]. Серию «Плоского мира» условно можно разделить на четыре цикла: о волшебнике Ринсвинде (Rincewind), о ведьмах из Ланкра (The Witches of Lancre), о ночной страже Анк-Морпорка (The Watch) и о Смерти (Death), не считая ряда побочных произведений, связанных с описанием самого мира.

Действие книг о Плоском мире происходит на планете, которая имеет форму диска. Иными словами это плоская планета, чей мир разительно отличается от привычной нам реальности. Здесь свет движется медленно, магия материальна, а в радуге присутствуют не семь, а восемь цветов. То, что в обычном мире считается мифом, в Плоском мире вполне реально. Отличительной чертой серии книг о Плоском мире можно также считать особую форму повествования, используемую Пратчеттом. Автор описывает жизнь и приключения не какой-то основной группы персонажей, а напротив делит романы на несколько циклов, каждый из которых в свою очередь фокусируется на определённых героях. Сюжетные линии романов и места, где разворачивается действие, часто пересекаются между собой в разных произведениях.

Каждый роман Терри Пратчетта – это уникальный образец пародии в рамках постмодернистской литературы. К примеру, в книге «Вещие сестричка» (Wyrd Sisters) в диалоге между ведьмой Маграт Чесногк (Magrat Garlick) и шутом Веренсом (Verence the Fool), влюблённом в неё, шут произносит следующие строки: “I’d like to know if I could compare you to a summer’s day. Because – well, June 12th was quite nice, and…”. Это является прямой отсылкой к XVIII сонету Уильяма Шекспира, которую автор трансформирует из лирического стихотворения в комичную реплику. Кроме того, Пратчетт делает отсылки и на персонажей других писателей. В своём первом романе «Цвет волшебства» он описывает двух чужеземцев, Бравда и Хорька (Bravd and Weasel), которые, как впоследствии признал сам автор в одном из интервью, были вдохновлены протагонистами цикла рассказов Фрица Лейбера (Fritz Leiber) под названием «Мечи» (Swords). Сам Плоский мир, и его торговая столица Анк-Морпорк, также содержит в себе множество аллюзий, прецедентных явлений, отсылок на исторические и культурные события, которые в свою очередь показывают высокий уровень интертекстуальности в произведениях Пратчетта.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творчество Пратчетта стало продолжением и развитием линии Толкиена в фэнтезийной литературе. Личным вкладом писателя является пародийное направление, в котором он, не без помощи иронии, переплетает произведения других писателей, высмеивает клешированность фэнтезийной литературы, поднимает вопросы морали и этики.


Библиографический список
  1. http://ebookfriendly.com/, 10.02.2016.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001.
  3. Иняшкин С.Г. Роль дискурсивного анализа для определения жанров англоязычной фантастической литературы / С.Г. Иняшкин // Преподаватель XXI век. – 2016. – №1. – М.: Изд-во МГПУ: 2016.
  4. Игнаточич М.В. Переводы Т. Пратчетта: явление буквализма или культурной адаптации? / Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. – 2009. – №3.
  5. Тарса Я. «Плоский мир» Терри Пратчетта – глобальная деревня сказок, мифов, цитат и аллюзий. / Оломоуцкие дни русистов. – 2007.


Все статьи автора «Гунарёва Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: