Проблема взаимоотношения общества и природы, является важнейшей глобальной проблемой нашего времени. Экологические проблемы нельзя отнести к одной, определенной стране, это проблема всего мира и человечества. Пренебрежительное отношение к окружающей среде наносит вред существованию людей. В последние десятилетия негативное воздействие на природу ощущается достаточно остро и носит всемирный характер.
Чрезмерное потребление ископаемого топлива привело к увеличению объемов выброса в атмосферу парниковых газов, что привело к глобальному потеплению. Также к важным экологическим проблемам относится:
- различные экологические катастрофы (засухи, наводнения и т.д.);
- уничтожение лесов;
- исчезновение заболоченных территорий;
- деградация почв и опустынивание земель и др.
Большущую опасность для окружающей среды и здоровья людей представляют проблемы загрязнения атмосферы и водных ресурсов промышленными предприятиями, а также проблема отходов.
Отсутствие возможности решения данных проблем может привести к всеобъемлющему экологическому, а также и к экономическому коллапсу.
Проблема обеспечения экологической безопасности для сохранения всех благ окружающей среды для будущих поколений остро стоит перед мировым сообществом. Решением данных проблем занимается комплекс естественных и общественных наук. Вопросами экологии занимаются и на региональном уровне.
Имеется ряд распространенных экономических рычагов в области природопользования, среди которых особое место занимает стимулирование природоохранной деятельности. Самыми применяемыми и эффективными, как показывает практика стран ЕС последних лет, являются:
- налоги на сброс сточных вод;
- дифференциация налоговых сборов и субсидии;
- сборы с использования определенных видов продукции.[4]
Для устранения экологических проблем в развитых странах используют решения, связанные с развитием экоаудита и экоменеджмента. Целями новых управленческих траекторий, связанных с проблемами экологии, являются идентификация экологических проблем производств и территорий, обеспечение безопасная деятельность предприятий и снижение негативного воздействия на окружающую среду [2]. Некоторые страны применяют экологические налоги, штрафы за загрязнение, лицензии на выбросы и на использование воды, депозитно-возвратные методы переработки отходов, различные штрафы за нарушение норм по охране окружающей среде и премии за их соблюдение, поощрения мер на добровольческой основе по охране природы. На практике наиболее распространёнными методами борьбы за сохранение окружающей среды являются инновационные технологии и оборудование [2].
В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) была разработана и принята «Программа действий по охране окружающей среды для ЦВЕ».
В настоящее время в странах ЦВЕ широко применяются экономические инструменты обеспечения экологической безопасности. Самым распространённым инструментом являются штрафы за несоблюдение норм. Платежи за выбросы применяются совместно с системой разрешений и имеют два уровня в структуре. Данный метод «разрешение – платежи за выбросы – плата за несоблюдение нормативов» используется для контроля над загрязнением воздуха и воды, и сбором и утилизацией отходов в Чешской Республике, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Словакии и др.
странах. Источником финансирования проектов по защите окружающей среды является Глобальный экологический фонд. Сумма финансирования за последние десять лет составила 4,2 млрд. долларов, а привлеченный капитал 11 млрд. долларов.
В Германии используют экономические инструменты, которые представлены на рис.1.
Рис.1 – Экономические инструменты, действующие в Германии [2]
Государственным инструментом в данной области охраны, являются сборы денежных средств на окружающую среду и лицензии на взаимодействие с ней. Государство устанавливает на использование окружающей среды цену и объём. Цель данных инструментов заключается в создании базы денежных средств, за счет которых будут проводиться мероприятия по защите и улучшению качества окружающей среды. [4]
Главное место среди экологических налогов занимает налог на финансирование окружающей среды. Цель его состоит в том, чтобы за счет поступлений осуществлять государственные мероприятия. Размер налога на финансирование окружающей среды определяется в соответствии со стоимостью финансируемого мероприятия по защите окружающей среды.
В Японии действует страховая модель. Предприниматели платят страховки. Их размер равен потенциальному ущербу, который они могут нанести окружающей среде. Желание уменьшить размер взноса является стимулом к экологичному ведению деятельности. Контролирует эту систему специальный страховой фонд, который назначает со взноса компенсационный платеж. Формируется платеж из суммы залога, который каждая организация, связанная с природопользованием, изначально перечисляет в фонд.[2]
В Японии активно формируется новая отрасль хозяйства – экобизнес. Он включает производство оборудования для уменьшения экологической нагрузки, производство экологически чистых товаров, оказание услуг по защите окружающей среды. Данный проект поддерживается правительством и компаниями промышленной сферы и сферы услуг. Главный критерий развития экобизнеса – это поддержка проекта самими потребителями. [3]
Таким образом, системы защиты окружающей среды в разных странах находятся под пристальным контролем государства. Методы борьбы с предприятиями, которые загрязняют природу, многообразны. Самыми распространенными и действующими являются материальные инструменты: штрафы, взносы, отчисления.
Библиографический список
- Глущенко М. Е. Экологическая безопасность предприятия: комплексная методика оценки / М. Е. Глущенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – № 4 (22). – С. 166–174.
- Абдурасулова А. И. Зарубежный опыт обеспечения экологической безопасности [Текст] / А. И. Абдурасулова, Г. К. Добаева // Вестник КГУСТА. – 2014. – № 1. – С. 174-179.
- Тимонина И. В. Энциклопедия местного самоуправления / А. И. Тимонина // Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии. – 2014. – №6 (01). – С. 24-26.
- Ермолина М. А., Гришкина А. С. Экологическое право / М. А. Ермолина, А. С. Гришкина // Экономический механизм охраны окружающей среды в странах Западной Европы. – 2016. – №2 (93).
Количество просмотров публикации: Please wait