ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОПИСАНИЯ КАРТИНКИ ИЛИ ФОТОГРАФИИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Гузь Юлия Алексеевна
Южный федеральный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии

Аннотация
Данная статья посвящена развитию монологической речи учащихся посредством картинки. Описываются разработанные упражнения и задания для построения монологического высказывания на немецком языке в рамках коммуникативной темы «Beim Arzt». Развитие монологической речи посредством картинок как стимулов говорения на уроке активно может применяться на разных этапах овладения иностранным языком.

Ключевые слова: монологическая речь, монологическое высказывание, наглядность как стимул говорения, практические стратегии развития монологической речи посредством картинок


TRAINING MONOLOGIC SPEECH BY DESCRIBING THE PICTURES OR PHOTOS ON THE GERMAN LESSON

Guz Yuliya Alekseevna
South Federal University
Ph.D. in Pedagogi Science, assistant professor of German philology Department

Abstract
This article focuses on the development of monologic speech of pupils through the pictures. It describes the exercises and activities designed to build monologic statement in the German language in the framework of the communicative themes «Beim Arzt». The development of monologic speech speaking through pictures as stimuli in the classroom can be actively used at different stages of mastering a foreign language.

Keywords: monologic utterance, monologue speech, speaking as a stimulus visibility and practical development strategy monologue speech through images


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гузь Ю.А. Обучение монологической речи посредством описания картинки или фотографии на уроке немецкого языка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75375 (дата обращения: 20.04.2024).

Обучение монологической речи посредством описания картинки или фотографии на уроке немецкого языка можно разделить на три этапа: организационный, основной и заключительный. Организационный этап представляет собой вовлечение учащихся в иностранную речь. В основном этапе происходит подготовка к построению связного монологического высказывания. Третьим этапом развития навыков монологической речи с использованием фотографии или картинки является непосредственно сама презентация монолога-описания аудитории.

В начале урока учитель для того чтобы настроить аудиторию на иностранную речь задает наводящие вопросы учащимся, предоставляя тем самым возможность учащимся самим определить тему  урока. В данном случае мы говорим о теме «Beim Arzt».

На втором этапе урока проходит процесс организации тренировки ранее изученной лексики и выражений, которые в дальнейшем будут способствовать построению связного монологического высказывания.

Для повторения лексики по теме «Unser Körper» учащиеся выполняют следующее упражнение. Учитель представляет вниманию учащихся таблицу, на которой изображены цифры от 1 до 12 вперемешку, ученик выбирает любую цифру, далее следует изображение  какой-либо части тела, например, на картинке может быть изображена рука, нога, голова и т.д. Ученик должен назвать на немецком языке, какая часть тела изображена, используя клише  «Auf dem Bild/Foto kann man … sehen; Auf dem Bild/Foto ist … ». Например, Auf dem Foto ist der Kopf von einem Mädchen.

Тема «Beim Arzt» связана не только с частями тела, но и с устойчивыми выражениями такими как « … tut mir weh; Ich habe … schmerzen», поэтому прежде чем приступить к построению монолога необходимо закрепить употребление данных конструкций. Для этого ученики выполняют следующее упражнение. Учащимся необходимо описать картинку из учебника, на которой изображены пациенты на приеме у врача. Задача учащихся рассказать при помощи двух-трех связных предложений, что у кого болит, применяя ранее изученные фразы « … tut mir weh; Ich habe … schmerzen», не забывая использовать вводные клише для описания фотографии и лексику по теме «Unser Körper». Например, «Auf dem Foto kann man einen Jungen sehen. Der Finger tut ihm weh» (Гальскова, 2014: 21).

Для того чтобы у учащихся сложилось четкое представление о структуре монолога, выполняется следующее задание, которое является ярким примером для построения связного монологического высказывания с использованием фотографии по пути «сверху вниз». Ученикам предстоит  работа с учебником, а именно над текстом «Lisa ist krank» (Гальскова, 2014: 20). Текст представлен в форме диалога между пациенткой и врачом и сопровождается фотографией. Диалог содержит изученный и закрепленный учениками в начале урока языковой материал. Для начала учитель обращает внимание учеников на название диалога. Ученики должны одним или двумя предложениями высказаться, о чем пойдет речь в тексте. Далее учащимся необходимо прочесть диалог, ответить на следующие вопросы к тексту, задаваемые учителем: Wie geht es Lisa? Was tut Lisa weh? Was hat der Arzt angeschaut? Wie sieht ihr Mund aus? Hat der Arzt Lisas Fieber gemessen? Seit wann hat Lisa Halsschmerzen? Welche Tabletten hat der Arzt Lisa verschrieben? Wann muss sich Lisa mit dem Arzt wiedersehen? Следующий этап подготовки к монологическому высказыванию составление учащимися ассоциограммы к тексту-образцу, а именно, задача учащихся подобрать из текста ключевые слова   и выражения, которые будут использоваться в дальнейшем для построения самостоятельного монолога. Таким образом, учащиеся извлекают основную информацию из прочитанного текста-образца, обращая внимание на структуру построения высказывания.

Третий этап предполагает презентацию монологического высказывания с опорой на картинку. Самостоятельному построению неподготовленного монолога-описания способствует следующее упражнение, которое предполагает работу в группах. Учащиеся делятся на три команды. Учитель предлагает на выбор фотографии, на которых изображены люди с различными заболеваниями, например с головной, зубной болью с простудой. Каждая команда выбирает по фотографии, с которой ей предстоит работать. Каждой фотографии прилагаются слова и выражения по теме «Beim Arzt». Предлагаемый лексический и грамматический материал знаком учащимся, задача учеников состоит в том, чтобы к выбранной фотографии каждая команда должна написать не менее 10 слов и выражений, которые несут в себе информацию по данной картинке. Далее команды обмениваются подобранной лексикой и фотографиями, каждая команда должна составить описание при помощи подобранной лексики. Следующий этап представляет собой презентацию каждой группы монологического высказывания, при этом остальные учащиеся должны угадать, о каком изображении идет речь. Монологическое высказывание должно содержать в себе не менее 6 связных предложений, должна быть соблюдена структура построения монолога, а именно: введение, основная часть и заключение.

На уроке были использован материал УМК Гальсковой Н.Д., разработанные нами упражнения и задания, а также дополнительный материал: картинки, соответствующие теме урока. Практической целью урока являлось формирование навыка  монологической речи с использованием текста и картинки, что включало закрепление лексического и грамматического материала по теме «Beim Arzt». Очень важным условием для успешного построения монолога является овладение и употребление специальных речевых средств, которые выносятся учителем в отдельную таблицу.

Интерактивный режим  реализован в применении учителем на уроке различных форм и режимов работы. Данный метод  способствует  развитию у учащихся умений работать индивидуально и в группах. Результатом применения различных форм работы является  умение внимательно выслушивать высказывания других учащихся и  учитывать их мнение при коллективной работе. Мотивационным моментом выступает вовлечение учеников в начале урока в атмосферу иноязычного общения: учитель задает интересные и актуальные вопросы учащимся, что способствует самостоятельному определению со стороны учеников темы урока.

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что обучение монологической речи на иностранном языке посредством картинки или фотографии является многоэтапным и требует длительного времени. При построении монолога-описания необходимо учитывать его лингвистические и психологические характеристики, для этого учащиеся должны не только заучивать готовые фразы, словосочетания, слова, но и научиться применять полученные знания в структуре монологического высказывания. Применение картинок при обучении иноязычному общению  может как сподвигнуть учащегося на создание монологической речи, так и вызвать трудности при описании и сравнении изображений. Для преодоления трудностей, необходимо разработать план-образец, который будет отражать основные элементы монологической речи при описании или сопоставлении фотографий.


Библиографический список
  1. Гальскова Н.Д. Яковлева Л.Н. Немецкий язык 9-10 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с
  2. Полетаев А.А., Банаева М.И. Использование предметной наглядности на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2013. –  № 7. – С. 33 – 38.
  3. Möller, L. Lernen mit Bildern im Fremdsprachenunterricht. – München: GRIN, 2012. – 11 S.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гузь Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация