УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рубан Елена Михайловна1, Егиазарян Татевик Артюшевна2
1ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», преподаватель кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», аспирант кафедры биологии, химии и биолого-химического образования

Аннотация
Статья предоставляет информацию об электронном образовательном ресурсе по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Показана возможность создания данного ресурса в программе AutoPlayMediaStudio. Рассмотрены дидактические возможности применения ресурса в организации образовательного процесса, посредством информационного контента: тексты, аудио-и видеофайлы.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, электронные образовательные ресурсы


THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE STUDY OF HEALTH AND SAFETY

Ruban Elena Mihaylovna1, Eghiazaryan Tatevik Artyushevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, teacher of department of physiology and safety of human life
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, graduate student of department of biology, chemistry and biology and chemistry education

Abstract
The article provides information obelektronnom educational resource for the discipline "Life Safety". The possibility of the creation of this resource in AutoPlayMediaStudio program. We consider the possibility of applying didactic resource in the organization of educational process, through the information content: text, audio and video files.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рубан Е.М., Егиазарян Т.А. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении безопасности жизнедеятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74509 (дата обращения: 04.06.2017).

Современный этап общественного развития характеризуется ростом значимости информации, как главного стратегического ресурса постиндустриального общества. Эти условия потребовали внедрения во все сферы жизнедеятельности людей новых перспективных средств для её передачи, получения, производства, обработки, хранения и использования. Сегодня такими средствами являются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество развития социальных институтов, в том числе образования.

Проблемы  обеспечения безопасности на постиндустриальном этапе  развития цивилизации встают всё острее. Принимая во внимание опережающий характер образования возникла острая необходимость совершенствования образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности в высшей школе способствует изменению характера взаимодействия между субъектами  образовательного процесса. Необходимо отметить, что качество компетентностно-ориентированных образовательных результатов во многом зависит от рационально подобранных инструментальных средств и ресурсов.

Использование данных технологий позволит повысить уровень владения общекультурными, общепрофессиональной, профессиональной компетенциями подразумевающими: способность и готовность использовать приёмы  оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных  ситуаций (ОК-9); готовность к обеспечению  охраны жизни и здоровья обучающихся  (ОПК-6); способность использовать естественнонаучные и математические знания  для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);  способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

При изучении курса безопасности жизнедеятельности наиболее эффективным нам предоставляется применение электронного образовательного ресурса в электронно-цифровой форме, имеющего модульную структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. Электронный образовательный ресурс по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” разработан в программе «AutoPlayMediaStudio» на основе следующих требований: структура электронного образовательного ресурса состоит из информационного контента (тексты, иллюстрации, аудио-и видеофайлы); неограниченности доступа в условиях поступательного, последовательного изучения теоретического базиса безопасности жизнедеятельности (раздел «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности») и освоения содержания рядоположенных модулей «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», «Чрезвычайные ситуации социального характера», «Безопасность образовательной среды», «Оказание первой помощи», которые предложены к изучению в индивидуально выбранном студентом порядке; навигации при работе с электронным образовательным ресурсом  максимально  адаптированной под пользователя,  позволяющей ему последовательно переходить не только от одной части ЭОР к другой (линейная навигация), но и осуществлять их самостоятельную композицию (нелинейная навигация).

Электронный образовательный ресурс для подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности спроектирован на основе ряда методологических подходов: аксиологического,  системного, деятельностного, компетентностного, гуманистического, личностно-ориентированного, средового, технологического.

Вышеперечисленные методологические подходы реализуются посредством следующих принципов: фундаментальности, комплексности, системности, сущностного анализа, целостности, детерминизма, объективности, развития, оптимальности, гуманизма, опоры на субъектный опыт, визуализации.

При разработке электронного образовательного ресурса по безопасности жизнедеятельности мы исходили из того, что все его компоненты  должны быть взаимосвязаны и отвечать следующим методическим позициям: научно обоснованное планирование процесса обучения; единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки; высокий уровень трудностей и индивидуальный темп изучения учебного материала; максимальную активность и достаточную самостоятельность обучения; сочетание индивидуальной и групповой работы; насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения [9].

Электронный образовательный ресурс «Безопасность жизнедеятельности» выполняет ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную функции.

Ценностно-ориентировочная проявляется посредством оценки значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях для сохранения здоровья и человеческой жизни. Данная функция реализуется с помощью элемента анкета.

Информационно-познавательная функция раскрывается через освоение студентами фундаментального и проблемного содержания электронного образовательного ресурса. Эта функция обеспечивается лекциями в различных форматах: pdf-тексты, аудио и видеофайлы.

Операционно-деятельностная реализуется в освоении студентами содержания электронного образовательного ресурса в процессе информационно-познавательной, коммуникативной, когнитивной, практико-ориентированной деятельности. Выполнение функции осуществляется с помощью разноуровневых заданий.

Рефлексивно-оценочная обеспечивает возможность рефлексии, анализа и оценки достижений студентов в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Реализация функции обеспечивается посредством тестовых файлов.

Обозначенные функции электронного образовательного ресурса определили его структуру: целевой блок, теоретический блок, практико-деятельностный блок и диагностический блок.

Целевой блок отражает цели электронного образовательного ресурса “Безопасность жизнедеятельности”, направленные на формирование компетенций, базирующихся на требованиях к профессиональной готовности будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Теоретический блок раскрывает основные вопросы безопасности жизнедеятельности. Данный блок включает в себя лекции, аудио- и  видеофайлы по разделам и темам дисциплины. Практико-деятельностный блок включает в себя задания по разделам и темам дисциплиныи направлен на практическое освоение способов обеспечения безопасности жизнедеятельности, знакомство с которыми проходило в теоретическом блоке. Диагностический блок  электронного образовательного ресурса позволяет оценить уровень готовности студента к будущей профессиональной  деятельности в области безопасности жизнедеятельности, он направлен на диагностику уровня освоения обучающимися профессиональных компетенций.

Использование электронного образовательного ресурса по безопасности жизнедеятельности совместно с традиционными формами обучения, показало положительную динамику в развитии компетенций обучающихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные термины в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов [Электронный ресурс]. – Бесплатная библиотека всех действующих ГОСТов. – 2008. – URL: http://docload.spb.ru/Pages_gosttext/gostdop_615.htm (дата обращения 22.11.2016).
  2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. – М.: Стандартформ, 2011. – URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=176616 (дата обращения 22.11.2016).
  3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
  4. Болух, О. В.  Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс] / О. В. Болух, Р. Э. Герасимова. – СПб.: 2013. – URL: http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692ml (дата обращения 19.01.2014).
  5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. — М.: Камерон, 2004. — 216 с.
  6. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/15PVN315
  7. Картавых М. А., Камерилова Г. С., Агеева Е. Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учебное  пособие. Н. Новгород: Минининский университет, 2015. 89с.
  8. Картавых М.А., Рубан Е.М. Научно-педагогическая логика методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности//Научный альманах. 2015. N 12-1(14). С. 505-510.
  9. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 365 с
  10. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс] / А. Е. Мосолков. – 2010. – URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html (дата обращения 22.11.2016).


Все статьи автора «Рубан Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: