ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 21.03.02 – ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ

Игнатьева Ирина Владимировна
ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме отбора содержания дисциплин математической направленности при подготовке по программе бакалавриата направления 21.03.02 – Землеустройство и кадастры. Рассматривается необходимость интегративного подхода в процессе изучения дисциплин для успешного формирования профессиональных компетенций в области математического моделирования для решения профессиональных задач.

Ключевые слова: интеграция содержания математических дисциплин, межпредметные связи, профессиональные компетенции


DISCIPLINE OF MATHEMATICAL CONTENT IN THE TRAINING OF BACHELORS IN A DIRECTION 21.03.02 – LAND MANAGEMENT AND CADASTRES

Ignateva Irina Vladimirovna
Leningrad State University named after A.S. Pushkin
candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor of mathematics

Abstract
This article deals with the problem of content selection of mathematical subjects focus in the training programme bachelor 21.03.02 – Land and inventories. Discusses the need for an integrative approach in the process of studying of disciplines for the successful formation of professional competences in the field of mathematical modeling for solution of professional tasks.

Keywords: integration of the content of mathematical disciplines, interdisciplinary connections, professional competence


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатьева И.В. Дисциплины математического содержания при подготовке бакалавров по направлению 21.03.02 – Землеустройство и кадастры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74349 (дата обращения: 19.04.2024).

В соответствии с приказом №1084 об утверждении 1 октября 2015 года Министерством образования и науки Российской Федерации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования подготовка по направлению 21.03.02 – Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) предполагает формирования ряда общих, профессиональных, специальных компетенций. В числе профессиональных компетенций выделим способность осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам (ПК-4), а также способность проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах (ПК-5). А.В. Кайсина, говоря о подготовки бакалавров по направлению 21.03.02, отмечает, что «… обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решать любые профессиональные задачи …» [1, с.177]. Нам представляется очевидным, что не последнюю роль в деле формирования такого специалиста, в процессе формирования упомянутых компетенций играют дисциплины математического содержания. Учебный план подготовки бакалавров по направлению предполагает освоение студентами таких базовых дисциплин математического содержания, как Математика, Экономико-математическое моделирование, а также обязательных дисциплин вариативной части: Прикладная математика, Геометрия, Теория вероятностей и математическая статистика. По словам С.В. Базановой, «основное внимание при изучении этих предметов уделяется приобретению студентами навыков математического моделирования …» [2, с.297]. Изучение всех этих дисциплин имеет, на наш взгляд, общую цель, состоящую в формировании умения применения метода математического моделирования как ведущего метода математического познания действительности будущими выпускниками в своей профессиональной деятельности. С.В. Базанова говорит о том, что «… среди общекультурных и профессиональных компетенций особое внимание уделяется требованиям к будущей профессиональной деятельности выпускников, к их способности активно применять полученные знания и умения в соответствии с поставленной задачей» [3, с.196].

Важнейшая задача образования, в том числе и высшего, в области математики – формирование понимания математики как средства описания, средства изучения реального мира. При этом на первый план выступает метод математического моделирования с его трехэтапной схемой реализации (перевод задачи на математический язык, решение математической задачи средствами соответствующего математического аппарата и интерпретация найденного математического решения в терминах исходной задачи). О сложности усвоения современными студентами-«нематематиками» математических понятий и принципов, вызванной недостаточной базовой математической подготовкой вчерашних абитуриентов, говорилось многократно, например, в работах [4], [5]. Тем не менее, проблема повышения качества математического образования в наших высших учебных заведениях не снимается с повестки дня, преподаватели находятся в постоянном методическом поиске организационных форм работы со студентами для достижения целей математического образования.

Как известно, правильно поставить вопрос означает практически ответить на него. Это в значительной мере касается и процесса экономико-математического моделирования, применяемого при решении профессиональных задач в области землеустройства и кадастра. Едва ли можно указать сферу человеческой деятельности, даже и гуманитарной направленности, в которой в той или иной степени не используются компьютеры и информационные технологии. Этот аспект позволяет оптимизировать педагогический процесс формирования квалифицированного выпускника, обладающего компетенциями на уровне, требующемся современному работодателю.

Несомненно, при построении содержания курсов необходимо, на наш взгляд, придерживаться классических дидактических принципов доступности, наглядности, мотивированности. В такой ситуации использование математических возможностей информационных технологий позволяет в некоторой степени сэкономить учебное время, что дает возможность делать акцент именно на этап построения модели реального явления или процесса, оставляя этап разрешения математической модели современной компьютерной технике.

Как правило, выделяют несколько типов задач моделирования, среди них задачи анализа состояния системы объектов, задачи прогнозирования и задачи выработки решений. Следует таким образом отобрать содержание дисциплин, чтобы все эти виды задач были представлены в должной мере. Именно поэтому нам представляется важным следовать принципу преемственности и интегративности не только с точки зрения отбора содержания курсов и наполнения рабочих программ учебных дисциплин, но и с точки зрения методической организации педагогического процесса. Традиционно должны быть включены основы линейного, нелинейного, динамического, классического программирования, основы теории игр как моделей конфликтных ситуаций. При этом содержание будущей профессиональной деятельности бакалавров направления 21.03.02 позволяет рассматривать весь этот математический по своей глубокой сути материал именно в приложении к задачам практико-ориентированного характера.

Все вышесказанное приводит к необходимости разработки системы специальных упражнений как устного, так и письменного характера на формирование у студентов навыков творчески реализовывать процесс перевода задачной ситуации практического характера из профессиональной сферы на язык того или иного математического аппарата – алгебраических уравнений, неравенств и их систем, функций, дифференциальных уравнений и т.д.

В заключении отметим, следуя Я.В. Делюковой, что «… прикладная направленность курса математики способствует профессиональной компетентности, которая предполагает интеграцию знаний, полученных при изучении различных дисциплин» [6, с.10].


Библиографический список
  1. Кайсина А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» в курсе «Основы землеустройства»// XX Юбилейные царскосельские чтения: материалы международной научной конференции. СПб., 2016. – С.177-181.
  2. Базанова С.В. К вопросу преподавания методов оптимизации на экономическом факультете//Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность. Материалы международной научно-практической конференции. Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А. С. Пушкина, 2014. С. 297-301.
  3. Базанова С.В. О некоторых аспектах самостоятельной работы студентов по математике//Десятые ямбургские чтения. – Кингисепп: материалы международной научно-практической конференции, 2015. – С.196-199.
  4. Игнатьева И.В. Активизация познавательной деятельности студентов на лекциях по математике//Перспективы науки, №9(60), 2014. – С.22-24.
  5. Игнатьева И.В. Самостоятельная работа студента по математике в условиях балльно-рейтинговой системы контроля результатов учебной деятельности //Девятые Ямбургские чтения. Социально-экономические доминанты развития общества: история и современность. – СПб., 2014.- С.256-259.
  6. Делюкова Я.В. Практическая направленность дисциплины «Математика» как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя физики// Перспективы науки, 2015. №9(72). – С.7-10.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ahiira»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация