УДК 005

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПОИСКА РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ МЕТОДОВ «ШЕСТИ ДУМАЮЩИХ ШЛЯП» Э. ДЕ БОНО И МОЗГОВОГО ШТУРМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Томарева Мария Владимировна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
студентка кафедры «Экономика и организация производства»

Аннотация
Рассмотрены и описаны 2 метода, широко используемые в процессе изобретательской деятельности, для принятия нестандартных решений, разработки новых продуктов. Приведен их сравнительный анализ.

Ключевые слова: метод мозгового штурма, метод шести думающих шляп, сравнительный анализ


EFFICIENCY OF METHODS FINDING SOLUTIONS THE PROBLEMS BY THE EXAMPLE METHODS "SIX THINKING HATS" BY E. DE BONO AND BRAIN STORM: COMPARATIVE ANALYSIS

Tomareva Maria Vladimirovna
Bauman Moscow State Technical University
student of the Department "Economy and the Manufacture Organisation"

Abstract
Two widely used methods are considered in this article. Their application is relevant in such spheres as invention activity, outstanding problems solving, development of new products. Also comparative analysis of three methods is given.

Keywords: brain storm method, comparative analysis, six thinking hats method


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Томарева М.В. Эффективность применения методов поиска решений проблем на примере методов «Шести думающих шляп» Э. Де Боно и мозгового штурма: сравнительный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74275 (дата обращения: 28.11.2016).

ВВЕДЕНИЕ

Мозг человека, мышление издавна представляют интерес и изучаются учеными и психологами. Подвергаясь бесконечному множеству различных мыслительных операций, мозг начинает решать задачи одинаковыми способами, упрощая свою деятельность, таким образом можно говорить о возникновении стереотипов.

Если же решить возникающую проблему известными нам способами невозможно, а по-другому мы не умеем, есть ли выход?

Необходимо помнить, что у каждого члена социальной группы или общности есть свое субъективное мнение. Люди рассматривают определенную проблему под своим углом зрения исходя из своих культурных и социальных убеждений и ценностей.

Для достижения поставленных целей организации необходимо учитывать мнения и идеи каждого сотрудника компании. Для этого необходимо рассмотреть и использовать “метод шести думающих шляп” и метод “мозгового штурма”. Рассмотрим данную проблему на примере данных методов.

1. МЕТОД ШЕСТИ ДУМАЮЩИХ ШЛЯП

Известный британский психолог Эдвард де Боно является основателем метода, меняющего привычное мышление. Он предложил рассматривать проблемы с совершенно разных сторон в различных вариантах. По его мнению, существует 6 вариантов решений. Метод получил название “Метод шести думающих шляп”. Этот метод используется для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любые  мнения и рассмотреть их в разных ситуациях с разных сторон.

1.1. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕТОД

По мнению Э.де Боно, при попытке нахождения решения какой-либо проблемы в коллективе, среди многочисленных мнений побеждает не то, что имеет большинство плюсов, а то, которое громче отстаивается одним из оппонентов. Благодаря своим наблюдениям, Боно нашел и предложил совершенно другой подход – «метод шести думающих шляп». Согласно его мнению, любую проблему нельзя рассматривать, используя различные аргументы и контраргументы на предмет выбора наиболее лучшего решения, самого сильного. Наоборот, надо рассматривать все методы, оценивая их поочередно, но при этом как бы независимо.

Белая шляпа. Надевая на себя данную шляпу, мы рассматриваем только те данные, которые имеются у нас в наличии, существующие цифры и фактические данные. Решение принимается только на основании этой информации.

Красная шляпа. Здесь принимаемое решение базируется исключительно на чувствах и возникающих эмоциях, которые возникают при мыслях о проблеме.

Чёрная шляпа. Это шляпа пессимиста – метод рассмотрения ситуации с точки зрения пессимиста. Проблема рассматривается максимально критично, с изучением предстоящих трудностей, рисков и других препятствий и неудач. Особое внимание уделяется поиску наиболее слабых мест.

Жёлтая шляпа. Здесь, наоборот, рассматриваем наиболее благоприятный и оптимистичный вариант решения проблемы. Интерес представляют наиболее сильные черты каждой идеи. Эта шляпа оптимиста.

Зеленая шляпа.  Представляя себя в этой шляпе, мы рассматриваем творческий подход к решению проблемы, предлагаем новые идеи и неординарные подходы.

Синяя шляпа. Данная шляпа предназначена для начальника – того, кто рассматривает в самом конце все полученные сведения, обобщает их и определяет итоги всей работы.

1.2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

Таблица 1. Достоинства и недостатки метода шести шляп мышления

Достоинства

Недостатки

  • Метод подходит любым возрастным категориям, он позволяет находить решения в интересной и увлекательной форме.
  • Метод позволяет рассмотреть различные аспекты в поиске решения проблемы, увидеть новые факты и идеи, применить чувства, рассмотреть проблему с разных сторон.
  • С помощью метода у нас есть возможность услышать мнение собеседника и прийти к компромиссу
  • Метод непростой и требует освоения. Коллективная работа трудна и требует терпения.
  • Внедрение нового в работе компании, с привлечением коллективного разума, неохотно применяется компаниями.
  • Многие сотрудники компаний откажутся от использования данного метода, считая его несерьезным занятием и не веря в его успешность.

2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

В 1930-х годах в США появился метод мозгового штурма. Но подробно описан он был в книге А.Осборна “Управляемое воображение” в 1953 году.  В ней были описаны возможности применения творческого мышления.

Данный метод состоит в том, что создаются две группы специалистов, имеющих различное образование и опыт работы. Первая из групп предлагает в качестве решения разные идеи, а вторая обсуждает и рассматривает их предложения. Всесторонне изучает и анализирует, без применения критики. В качестве решения будет выбрана лишь та идея, за которую проголосуют больше голосов второй группы.

Метод позволяет рассмотреть большое количество идей. Эффективность данного метода очень высокая: несколько человек за минимальное время менее часа может придумать более сотни идей и предложений.

2.2 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

 Таблица 2. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма

Достоинства

Недостатки

  • Позволяет за короткое время выдвинуть и оценить много интересных идей.
  • Без критики нет страха при предложении самых утопических на первый взгляд идей.
  • Метод быстрый и достаточно эффективный.
  • Проявить себя в высказывании идей могут даже самые стеснительные люди.
  • Максимальная отдача за минимальное время.
  • Не все идеи гениальны, много глупых и непригодных.
  • Трудный выбор действительно перспективных решений среди всех предложенных.
  • Идеи рассматриваются поверхностно, без тщательности, применяемой в методе шести думающих шляп.

2.2. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА

1. Членов группы мозгового штурма руководитель знакомит с различными этапами. Правила прописываются и вывешиваются на каждом собрании группы.
2. Необходимым условием успешного мозгового штурма является творческий настрой. Руководитель помогает в этом участникам, проводя предварительную разминку. Большое значение имеет развитие креативного  мышления.
3. Перед проведением мозгового штурма необходимо подготовить плакаты с интересными идеями, иметь под рукой бумагу для записи новых идей. При этом вести записи лучше нескольким участникам сразу.
4. Если проблема полностью сформулирована, необходимо  объяснить все подробности. Если не сформулирована проблема, необходимо разъяснить направление ее решения, придумать ее название и вывесить плакат с названием для всех участников.
5. Основной этап выдвижения идей.

Участники в порядке очередности высказывают свои идеи. Все идеи фиксируются руководителем на плакате, а также в блокнотах участников, чтобы идеи не были забыты. Поскольку каждый участник высказывается по очереди, получается эффективный процесс генерации идей.

При другом подходе, очередности и обязательности высказывания не существует и идеи выдвигают те, кому есть что сказать. Этот подход не так эффективен, ведь присутствует трудность фиксации идей и какие-то из них могут быть забыты. Робкие участники могут не высказать хороших идей вовсе.

6. По завершении интенсивного мозгового штурма, участникам необходимо расстаться на несколько дней, для осмысления всех предложений, оценки наиболее предпочтительных идей. На плакатах записанные идеи должны остаться на всеобщем обозрении, так как сотрудники, не участвовавшие в мозговом штурме, также могут записывать свои идеи на плакате (мозговая атака на доске).

После перерыва в несколько дней, участники повторяют штурм по идеям, записанным на плакате в предыдущий раз.

7. Данный этап является началом процесса оценки проблемы. Группа сотрудников должна структурировать идеи по темам, оценить возможности их реализации и выявить лучшие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оба метода и мозгового штурма, и метода шести думающих шляп являются эффективными при решении какой-либо проблемы в компании. Мозговой штурм благодаря большому количеству предлагаемых идей, весьма полезен в поисках инновационных решений и новых направлений. Метод шести думающих шляп является наиболее эффективным при нахождении оптимального решения среди множества проблем, так как проблемы рассмотрены с различных сторон. И, безусловно, наиболее эффективно применение обоих методов по очереди. Метода мозгового штурма – для нахождения решения, и метода «Шести думающих шляп» для нахождения среди них лучшего.


Библиографический список
  1. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». СПБ, 2007
  2. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. СПБ, 2005.
  3. Метод шести шляп мышления по Эдварду де Боно. Режим доступа:http://tonusmozga.ru/myshlenie/razvitie-myshleniya/metod-shesti-shlyap.html (дата обращения: 15.10.2016)
  4. Вадим Котельников Метод анализа инновационных предложений и необычных ситуаций. Режим доступа: http://www.cecsi.ru/coach/6_thinking_hats.html (дата обращения: 01.10.2016)


Все статьи автора «Томарева Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация