УДК 159.922.8

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Щеулова Екатерина Алексеевна1, Николаева Алена Евгеньевна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, психолого-педагогический факультет, студентка

Аннотация
Статья посвящена изучению феномена социальных сетей как средства коммуникации молодежи современной России. Проведен социологический опрос пользователей социальных сетей. Дан анализ влияния текущей риторики на коммуникацию современной молодежи.

Ключевые слова: коммуникация, молодежь, общение, социальные сети


SOCIAL NETWORKS AS A MEANS OF YOUTH COMMUNICATION

Shcheulova Ekaterina Alekseevna1, Nikolaeva Alena Evgenievna2
1National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, Assistant Department of General Education and Professional Education Pedagogy
2National Research University of Nizhni Novgorod them. NI Lobachevsky, Arzamas branch, Psychology and Education Department, student

Abstract
The article is devoted to the phenomenon of social networks as a means of communication of youth in modern Russia. Carried out a sociological survey of social networking users. The analysis of the current effect on the rhetoric of communication of today's youth.

Keywords: Internet


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Социальные сети как средство коммуникации молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74131 (дата обращения: 24.11.2016).

Актуальность данной статьи определяется тем, что в настоящее время социальные сети играют огромную роль в жизни современного общества. Ежедневно в них общаются, решают какие-либо вопросы, назначают встречи, ищут интересующую информацию множество людей, а наиболее активными юзерами, безусловно, выступает молодежь.

В современном прогрессивном обществе молодое поколение дополняет реальное общение виртуальным, используя социальные сети. В связи с этим, молодежь стала пренебрегать рутинным времяпрепровождением: прогулками в парке, походами в кино, театры, шоу-балет и прочими обыденными занятиями, заменив всё это на «виртуальное общение». Фотографирование теперь используется не для того, чтобы запечатлеть важные эпизоды жизни, а только лишь для того чтобы опубликовать фото в социальных сетях и увидеть под ними «лайки», оценки и комментарии пользователей, получив от этого хорошее настроение на грядущий день. Молодежь в сети интернет делится музыкой, цитатами и видео, «постит» фотографии (т.е. размещает сообщения или фото какого-либо характера в интернете), «чекинится» (регистрирует своё присутствие в определённом месте с помощью мобильного устройства), и многое другое, на основе этого можно сделать вывод, что проблема зависимости молодежи от социальных сетей весьма очевидна и ясна [3].

Целью нашего исследования стало раскрытие значимости социальных сетей в жизни современной молодежи.

Обратимся непосредственно к объекту исследования. Молодежь – это особая социально-возрастная группа, выделяемая на базе возрастных категорий (14 – 30 лет), социально-психологических установок, физических свойств и отличительных особенностей общественного положения. Молодежь – коммуникабельная, динамичная и целеустремленная часть народонаселения, отличающая интеллектуальной активностью и здоровьем. Молодое поколение в отличие от старших возрастных групп не консервативно, свободно от стереотипов, установок и предрассудков прошлых поколений. Молодежь обладает следующими социально-психологическими комплексными свойствами: психическая неустойчивость; инфантильность; внутренняя противоречивость; стремление «выделиться из толпы»; креативность мышления [4].

В связи с возрастом и отличительными особенностями у молодого поколения в обществе достаточно широкий спектр интересов. Во-первых они предпочитают слушать передовую современную музыку, которая отвечает их предпочтениям. Во-вторых, они следуют определенным канонам моды и стиля в одежде, при всем этом многое находится в зависимости от приверженности к определенной субкультуре. В-третьих, молодое поколение тяготеет к взаимодействию и общению с людьми и, конечно, интернет-общению. Молодые люди имеют ряд особенностей отличающих их от других возрастных групп. С возникновением глобальной сети всюду, будь то на улицах, в торговых центрах и даже в метрополитене, молодежь практически всегда находятся в режиме «онлайн» и на связи со своими приятелями. Есть немало социальных сетей, мессенджеров, чатов и огромное количество других ресурсов, которые они используют для коммуникации, мгновенным обменом фото и видео. Для прогрессивной современной молодежи «виртуальный мир» стал неотъемлемой частью их жизни. Некоторые из них проходят онлайн-обучение, другие играют в игры, слушают музыку, смотрят кинофильмы или читают статьи и заметки, но большая часть из них проводят время в социальных сетях.

Социальные сети – бесплатная площадка пользования Интернета, предназначенная для организации и построения соц. взаимодействий и отношений. С каждым годом количество социальных сетей увеличивается, популярность растет. В настоящее время, социальные сети являются одним из самым посещаемым ресурсов в глобальной сети Интернет [2]. По сведениям опроса интернет-пользователей 2016 года первые места в рейтинге популярности социальных сетей достаются таким социальным сетям как: Вконтакте и Одноклассники. Мировой гигант Facebook по-прежнему занимает почетное 3 место. Четвертое место занимает Skype, который не является социальной сетью, хотя в связи с недавней актуальностью сервисов обмена смс-сообщениями в мире, подобные приложения и веб-сайты, так же включаются в эту статистику. Так же стоит отметить популярность таких социальных сетей и приложений, как Google+, WhatsApp, Viber, Instagram и Twitter.

Подавляющее большинство используют социальные сети как поиск знакомых, друзей, объединяются в тематические сообщества по интересам внутри сети, заводят и возобновляют дружеские и деловые связи, производят обмен услугами. А также не оставляет равнодушными интернет-пользователей обилие музыки, приложений, клипов, картинок и смайлов, предоставленных в большинстве своем бесплатно, в социальных сетях Интернет.

Социальные сети характеризуются как современные прогрессивные средства коммуникации. В первую очередь они объединяют людей всего мира в определенную целостность, дают им возможность общаться, спорить, вести разговор и в конечном итоге приходить к какому-либо результату.

Существует теория, что собственно социальные сети созданы и используются как средство для «промывания мозгов», разжигания «политических столкновений». Но именно благодаря сетевой коммуникации в настоящее время существенно расширилась как межличностная, так и социально значимая коммуникация, которая дополняется такими жанрами общения, как электронное общение, в том числе и профессиональные, направленные на определенную тематику, телеконференции и форумы, различные формы дистанционного обучения и преподавания, чаты и гостевые книги.[1].

Что же такое коммуникация? Коммуникация это – эффективный, синхронный процесс обмена информацией, состоящий из взаимосвязанных элементов. Коммуникация является неотъемлемой частью жизни, как всего общества, так и непосредственно современной молодежи. Многие задаются вопросом, зачем нужна коммуникация современной молодежи? Для молодых людей, как наиболее подвижной группе общества, очень важно быть в центре всех событий, приобрести собственный жизненный опыт, быть в курсе всех актуальных тенденций и течений, быть активным членом социума. Прежде всего, коммуникация для них выступает непосредственным источником информации. В связи с тем, что современная молодежь сталкивается с большим количеством проблем в повседневной жизни, из-за чего замыкается в себе, наиболее остро возникает проблема социального одиночества, которое считается эффектом недостаточной социальной приспособленности, адаптации молодых людей в современном обществе. Вследствие этого молодое поколение стремится совершенствовать и расширить круг своего общения, а так же завести новых друзей со схожими интересами. Этому способствует технологизация общества, благодаря которой происходит замена реального общения на виртуальное. Следовательно, возрастает популярность интернет-общения, восполняющего пробелы общения в реальной жизни.

С целью выявления значимости социальных сетей в жизни современной молодежи был проведен социологический опрос по разработанной нами анкете. Анкета состояла из 7 вопросов, с помощью которых мы выяснили место, которое занимают социальные сети в жизни молодых людей. Респондентами выступили студенты 1 и 2 курсов, обучающиеся по направлению «Социальная работа» психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ в количестве 40 человек (возраст 17 – 20 лет).

Результаты ответа респондентов на первый вопрос анкеты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования молодежи на продолжительность посещения социальных сетей.

Из рис.1 видно, что 65% опрошенных (26 человек) проводят в социальных сетях 3 и более часов, 30% (12 человек) отводят 1-2 часа социальным сетям и исключительно 5% (2 человека) опрошенных посвящают на них менее часа. Исходя из этого, можно сказать, что большинство молодых людей уделяют социальным сетям значительную долю своего времени ежедневно, что говорит о развитой социальной коммуникации в молодежной среде, но, так же, и о их зависимости.

На следующий вопрос о том, поднимает ли общение в социальных сетях настроение нашим респондентам, результаты расположились следующим образом: 70% опрошенных (28 человек) студентов ответили, что собственно общение в социальных сетях часто поднимает им настроение, а 30% (12 человек) отметили что иногда. Это может свидетельствовать о эмоциональной зависимости и стремлении получать ежедневно положительное эмоциональное подкрепление от «виртуальных» друзей.

Из рис. 2 видно, что 90% опрошенных (36 человек) респондентов активно пользуются соц. сетью Вконтакте, 10% (4 человека) отдают свое предпочтение приложению Instagram, предназначенному для обмена фотографиями и видеозаписями включающему элементы социальных сетей. Исходя из результатов ответа на данный вопрос, можно сказать, что социальная сеть Вконтакте является самой популярной среди социальных сетей, используемых респондентами.

Рисунок 2. Результаты исследования молодежи об использование различных социальных сетей.

На вопрос о том, как часто Вы испытываете непреодолимое желание использовать социальные сети, 80% опрошенных (32 человека) ответили, что часто испытывают и 20% опрошенных (8 человек) ответили, что иногда. Исходя из этого, можно сказать, что большинство молодых людей испытывают влечение к социальным сетям, что говорит, о некой зависимости от социальных сетей, вызванной частотой их использования.

Из рис. 3 видно, 80% опрошенных (32 человека) предпочитают реальное общение и 20% (8 человек) отдают предпочтение общению в сети интернете. Судя по данным, можно сказать, что большинство респондентов считают, что реальное общение не может быть заменено виртуальным, это при том, что большую часть свободного времени они тратят на общение в сети Интернет. Это говорит о том, что время, проведенное в сети Интернет, является одной из форм реализации активности молодежи, которую они не успевают реализовать в реальности.

Рисунок 3. Результаты исследования молодежи о предпочтении общения (реального, виртуального).

На следующих вопрос о том, для чего респонденты используют социальные сети результаты, результаты были следующими: 80% опрошенных (32 человека) дали ответ, что пользуются соц. сетями для общения, 20% опрошенных (8 человек) с целью развлечься. Это может свидетельствовать о недостатке «живого» общения и невозможностью достаточно реализовывать досуговую деятельность в реальной жизни, восполняя это использованием социальных сетей.

Из рис. 4 видно, что 90% опрошенных (36 человек) считают себя зависимыми от соц. сетей и исключительно 10% отрицают свою зависимость. Исходя из этого, можно говорить о том, что на современном этапе молодое поколение основную часть своего свободного времени предоставлено себе. Они сами выбирают как, где и с кем им удобно проводить время. И зачастую этот выбор падает на Интернет, что, как мы уже выяснили, приводит к появлению интернет-зависимости.

Рисунок 4. Результаты исследования молодежи о выявление интернет-зависимости.

Можно прийти к следующему выводу: социальные сети в последние годы сознательно вошли и закрепились в повседневной жизни современной молодежи. По итогам тестирования можно сделать вывод, что молодежь, проходившая данный социологический опрос, безусловно, имеет зависимость от социальных сетей, ведь они играют огромную роль в их жизни. В том числе социальные сети оказывают влияние на их настроение. Необходимо отметить что, большая часть опрошенных респондентов используют социальные сети с целью общения.

Таким образом, исследование позволяет сделать следующие выводы:

Интернет-общение занимает существенное место в жизни молодых людей. Значительное время пребывание в социальных сетях часто отрывает молодых людей от «настоящего» живого общения, необходимого для комплексного развития и становления личности. Даже не смотря на это, большая часть респондентов всё же отдают свое предпочтение общению в реальности.

Происходит «обеднение» межличностных контактов, связанное с тем, что собственно процесс общения осуществляется на расстоянии. Навыки «живого общения» молодые люди имеют шансы выработать навыки только в «настоящей жизни», а в «виртуальном мире» навыки общения не используются и в этой связи не развиваются.

Редкое общение в действительно имеет возможность привести к нарушениям адаптации в современном обществе, поэтому стоит, как можно скорее, решать данную дилемму. Вот несколько путей для решения данной проблемы: введение возрастного ограничения регистрации аккаунта в соц. сетях, поиск других альтернативных способов время препровождения (спортивные упражнения, творческой работа, социально-полезными видами деятельности и т. д.), лимитирование времени использования социальных сетей, пропагандирующие социальные ролики и, конечно, увеличение отведенного времени для реального общения с социальным окружением. В идеальном варианте, интернет-общение в соц. сетях должно дополнять и совершенствовать жизнь современной молодежи, а не являться основой всей жизнедеятельности.


Библиографический список
  1. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи. Известия Саратовского университета, Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2012, 12(2), 40–47.
  2. Степанов В. Н. Жанровые признаки поста в социальной сети (на примере Facebook) // Развитие русскоязычного медиа пространства: коммуникативные и этические проблемы. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013.
  3. Щипицина Л. Ю. Текстовая организация социальной сети как гипержанра // Интернет-коммуникации // Субъект познания и коммуникации: языковые и межкультурные аспекты. 2014.
  4. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Майорова-Щеглова С.А., Макеев П.Л. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования. M., 2012. http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/20132


Все статьи автора «Щеулова Екатерина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация