УДК 37.062

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Авдонина Д.С.1, Бочкарёва Ю.В.2, Булганина С.В.3
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студент
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студент
3Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, доцент, к.т.н.

Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Проблема адаптации иностранных студентов в российском вузе является одной из важнейших проблем, которую приходится решать, как руководству ВУЗа, так и преподавателям. Нельзя не заметить, что число иностранных студентов в российских вузах с каждым годом растет. Было бы ошибкой утверждать, что в их случае проблемы социально-культурной адаптации в нашей стране не существует.

Ключевые слова: адаптация, вуз, иностранный студент, обучающийся, общество, процесс адаптации, социум


PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Avdonina D.S.1, Bochkareva Y.V.2, Bulganina S.V.3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Associate Professor, Ph.D.

Abstract
This article discusses the problems of adaptation of foreign students to training conditions in Russian universities. The problem of adaptation of foreign students in Russian universities is one of the most important problems that must be solved, as the University administration and teachers. It must be noted that the number of foreign students in Russian universities grows each year. It would be a mistake to claim that in their case the problems of socio-cultural adaptation in our country does not exist.

Keywords: adaptation, foreign student University, learning, process adaptation, society


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских ВУЗах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время стремительно развиваются и крепнут межгосударственные контакты в образовательной среде, возрастает число желающих получить образование в другой чуждой им стране. Каждым из них движет своя цель, одни приезжает в Россию для получения престижных специальностей, другие же с целью подготовки диссертаций и переподготовки по выбранной специальности.  Их успешность обучения в значительной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания.

При вхождении в образовательное пространство России иностранные студенты сталкиваются с рядом трудностей. Одна из таких трудностей это адаптация к условиям обучения в российских вузах. В отечественной литературе процесс адаптации рассматривается как процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Данный процесс сопровождается рядом проблем, которые так же требует к себе большого внимания. Это проблемы связанные с необходимостью налаживания социальных контактов, преодоление языкового барьера, самореализация и интеграция в новом социуме, а так же развитие толерантного отношения к участникам межкультурного общения и взаимодействия [1, 2, 3, 4].

Говоря о проблемах связанных с адаптацией иностранных студентов, хотелось бы акцентировать внимание и на преимуществах, которые возникают в ходе адаптации в образовательной среде. Одними из основных преимуществ обучения в российском вузе является хорошая языковая практика и возможность завести себе новых друзей. Эти достоинства позволяют, вырабатывать у учащихся толерантность к другим народам и их культурным ценностям, а так же способствуют развитию социальной мобильности.

Выбор обучения в России иностранными студентами обуславливается ее высоким социально-культурным уровнем и показателями на международной арене. Поначалу иностранному студенту сложно будет ориентироваться в российском вузе из-за смешения в России отличающихся друг от друга культур, а именно европейской и азиатской культуры, которые произошли в ходе исторических событий, которыми так богата наша страна.

Иностранные студенты начали приезжать в Россию еще более сорока лет тому назад, когда в Москве открывались курсы русского языка. Ещё в тот период времени появились первые проблемы с адаптацией иностранных гостей. Но так как это явление для страны было новое, то ему не придали особого значения.

Сейчас, когда мы, как и другие страны, уже заинтересованы в привлечение иностранных обучающихся, тема «проблема адаптации иностранных студентов в России» становится актуальной для нас, как никогда ранее. Актуальность, обуславливается тем, что успешная адаптация способствует быстрому включению обучающегося в процесс обучения, увеличению познавательной активности, а вследствие и качества подготовки молодого специалиста, если мы говорим о высших учебных заведениях.

В Россию приезжают студенты из разных стран мира. Погодные условия, различия в культуре, традициях, обычаях, условиях и уровне жизни  приводят к проблемам с адаптацией, усиливаемых языковым барьером. В родной стране студент мог с легкостью уладить возникший конфликт посредством имеющегося жизненного опыта через взаимодействия с привычной средой. В другой стране, не только конфликтная ситуация, но и ежедневные взаимодействия, представляющиеся нам чем-то обыденным, вызывают значительные усилия. Поэтому вопрос адаптации рассматривается с позиции психологии, культурологии, философии и педагогики [5, 6, 7].

Педагогический аспект адаптации нашел отражение в работах H.H. Бояринцевой,  С.Н. Митина, P.C. Немова, В.Н. Соловьева, П.И. Третьякова и других авторов.

В философии адаптация рассматривается, как социальное понятие, как вид взаимодействия человека и социума. Идея и особенности адаптации человека к социальной среде рассматривалась множеством известных  философов Гиппократом, Р. Декартом, Ш. Монтескье, Г. Спенсером, и другими.

Проблему социальной адаптации с точки зрения психологии рассматривали Л. С. Выготский, И. Н. Кона, С. В. Лурье,  Т. Г. Стефаненко и другие учёные.

С точки зрения социальной психологии процесс адаптации мы можем рассматривать, с трёх ракурсов:

  • процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  • вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой;
  •  результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

Единой концепции социальной адаптации, объединяющей в себе понятия  психологии, социологии, культорологии, педагогики, философии на сегодняшнем этапе развития общества не существует. Но в нашей работе для удобства и простоты мы будем рассматривать процесс адаптации, как согласованность возможностей индивида со специфическими условиями социальной среды, в которой он находится.

У всех иностранных студентов процесс социальной адаптации будет протекать по разному, кто-то быстро адаптируется, а кто-то не сможет привыкнуть к новому ритму жизни и покинет страну раньше времени. Причины, влияющие на успешность протекания адаптации у студентов, можно охарактеризовать по трем критериям:

  • субъективный или личностный критерий (лень, нежелание учиться, застенчивость и другие личностные особенности);
  • объективно-субъективный критерий (у индивида слабо развит самоконтроль и саморефлексия);
  • объективный или внешний критерий (новый коллектив, погодные условия, новые методы обучения).

Тем не менее, социальная адаптация для студента служит обязательным процессом принудительного характера.  Помимо проблем, с которыми сталкиваются и местные ученики (сложность понимания нового предмета, межличностные взаимоотношения и др.), студенты по обмену сталкиваются также со своими специфическими сложностями.

К одной из таких проблем относится лингвистическая проблема. Она характеризуется, не только с трудностями понимания русского языка, но и характерной речи преподавателя, терминологии изучаемых предметов, проблема с доступом к информации на родном языке.

Так же не менее важна этнокультурная проблема. Студент сталкивается не только с трудностями в общении с окружающими людьми, но и средой проживания в целом. Эта проблема заключается в необходимости питания русской кухней и отсутствии ингредиентов, для приготовления блюд родной кухни. Так, например, студентам, привыкшим к фруктам в любое время суток, сложно питаться неделями макаронами, картошкой и пельменями.

Другая проблема, которая возникает у иностранного студента, это проблема проведения досуга. Любому человеку, важно иметь время для отдыха. Если мы можем сходить в клуб, почитать книгу или найти любое другое времяпровождение, то иностранный студент и тут сталкивается с проблемой. Отсутствие знаний языка, надёжных знакомых или друзей первое время не позволяют иностранцу отвлечься от процесса обучения.

Разница в климатических условиях и зачастую излишняя бумажная волокита, проверка документов немало усложняют жизнь гостя.

При выборе другой страны для получения образования студенту необходимо заранее начать изучать язык, а также иметь ряд личностных качеств, которые облегчат ему процесс адаптации в новой среде. К таким качествам можно отнести коммуникабельность, способность и готовность к сотрудничеству, социальная активность, толерантность. Эти качества помогут быстрее наладить общение с окружающими людьми. Также необходима самостоятельность, ответственность, способность к самоанализу и рефлексии. Эти качества облегчат процесс не только общения с коллективом, но и самое главное процесс обучения. Присутствие у иностранных студентов перечисленных выше качеств позволит более легко пройти процесс адаптации в российском вузе и успешно влиться в российское сообщество.

Решение адаптационных проблем зависит не только от личностных качеств иностранного студента, но и стараний учебных заведений. На данном этапе развития современные вузы, для упрощения  адаптационного процесса студентов вводят курсы иностранных языков для преподавателей, переводят электронные ресурсы на различные иностранные языки.

Процесс социальной адаптации важен для студента. Только пройдя его полностью, он сможет стать полноценным членом социума, включиться в учебный процесс и получить максимальный объем знаний, за которыми он и прибыл в чужую страну.


Библиографический список
  1. Милюкова О.В., Боталова В.В. Исследование уровня толерантности студентов вузов с обучением иностранных студентов  // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 130-132.
  2. Тюрина Н.А., Фадина А.Г. Толерантность общества как условие успешной социальной адаптации иностранных студентов //  Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 343-346.
  3. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.
  4. Булганина С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза  // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 140.
  5. Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Выбор ключевых преимуществ языковых центров на основе исследований предпочтений потребителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-3. С. 453-457.
  6. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство  // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.
  7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12).


Все статьи автора «Булганина Светлана Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: