К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОУ

Чепелева Маргарита Викторовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
студент 2-го курса магистратуры направления «Менеджмент» профиль «Проектный менеджмент в образовании»

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы здоровьесбережение педагогов ОУ. Проанализированы источники, связанные с сохранением и укреплением здоровья субъектов образовательного процесса. Для того, чтобы выявить состояние здоровья педагогов ОУ, показатели уровня их здоровья, а также зависимости, по которым их можно сгруппировать, было проведено исследование на базе гимназии в г. Санкт-Петербург. По результатам проведенного исследования была выявлена необходимость разработки ряда мероприятий по оптимизации охраны здоровья данной группы в современных условиях. К ним можно отнести необходимость разработки системы здоровьесбережения педагогов ОУ.

Ключевые слова: доровьесбережение, здоровьесбережение педагогов ОУ


THE RELEVANCE OF PRESERVING THE HEALTH OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Chepeleva Margarita Viktorovna
Herzen State Pedagogical University of Russia
student of the 2-nd year Master "Management" profile "Project Management in Education"

Abstract
This article deals with the problems of health preservation teachers of educational institutions. Analyzed the sources related to the preservation and strengthening of health of the subjects of the educational process. In order to reveal the state of health of teachers of educational institutions, their level of health indicators, as well as, depending on which they can be grouped, a study was conducted on the basis of the gymnasium № 41 named Erich Kestner Primorsky district of St. Petersburg. According to the results of the study it highlighted the need to develop a series of measures to optimize the health of this group today. These include the need to develop a system of health preservation teachers of educational institutions.

Keywords: health preservation, health preservation teachers of educational institutions


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чепелева М.В. К вопросу об актуальности здоровьесбережения педагогов ОУ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/73309 (дата обращения: 21.04.2024).

Последние десятилетия наблюдается тенденция изменения пониманию людьми такого явления, как «здоровье». Здоровье разумно считать главным элементом человеческого капитала, главнейшим ресурсом, который обеспечивает и успешное усвоение специальности, а также и эффективность в профессиональной  деятельности. Благодаря знаниям и совершенствованию  социально-психологической составляющей здоровья человек имеет возможность быть предупрежденным от заболеваний, совершенствоваться в целом. Процесс сохранения здоровья может выступать в качестве физического и психического развития человека и сохранения его возможностей.

Одной из приоритетных проблем в политике нашего государства является проблема здоровья населения страны. Современное общество пришло к осмыслению того, что экономический рост и развитие невозможны без здоровьесбережения как основы профессиональной жизнедеятельности и успешности. Здоровьесбережение – представляет собой  процесс, обращенный на сохранение и укрепление здоровья. Данный процесс  является главной целью и задачей экономической политики развитого государства.

Так, в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечено, что главной задачей является «сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни».

В образовательном процессе сохранение и укрепление здоровья его участников не может вызвать сомнений в своей значимости. А так как за последнее время в стране происходят преобразования педагогического пространства и общества, то и возникновение проблем в сфере образовательных учреждений вполне очевидны. При этом возникает необходимость в создании и поддержании здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.

В законе «Об образовании» определяется ответственность образовательных учреждений за жизнь и здоровье не только  обучающихся и воспитанников, но и работников сферы образования. В данный закон вносились поправки в большинстве случаев относительно системы образования и управления данной системой.  Относительно охраны здоровья в него было внесено только две поправки (в области обеспечения питанием и организации оздоровительных образовательных учреждений). Так, в  п. 3.3. статьи 32 закона установлена  ответственность за образовательным учреждением во время образовательного процесса за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и, что немаловажно,  работников образовательного учреждения.

Важно отметить, что состояние учащихся исследовалось в достаточной мере, что привело к различным предложениям мероприятий для сохранения здоровья, в то же время уровень здоровья учителей не рассматривался в таких же масштабах.  Здоровье учителей нужно считать основой эффективной деятельности и стратегической проблемой в современном ОУ.  Педагог  нуждается в сохранении своего здоровья и, как следствие, в сохранении работоспособности, творческого долголетия. Так он имеет большую ценность на рынке труда, сохраняет конкурентоспособность.

В последнее время в различных педагогических публикациях  все чаще встречается термин «здоровьесбережение», становится все более распространенным в повседневности. Здоровьесбережение как процесс направлен на изменение личности в интеллектуальном и эмоциональном плане. Кроме того, в данном термине имеет значение смысловая нагрузка именно слова «сбережение», что в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова значится: «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть». Это означает, что одним из определений  «здоровьесбережения» является «сохранение здоровья на заданном уровне».

Здоровьесбережение — это система мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья как учащихся, так и педагогов, то есть на тех, кто непосредственно участвует в образовательном процессе. Не удивительно, что при наличии компетентности и  профессионализма в вопросах, связанных со здоровьесбережением, учителя успешнее выполняют социальный заказ.

Вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья личности, исследовали такие авторы, как  Б.Г. Ананьева, В.А.Ананьева, Б.С. Братуся, О.С. Васильевой, П.Б.Ганнушкина, В.Я.Дорфман, Е.Р. Калитеевской, В.М.Розина, Я.Рубиной, Ф.Р. Филатова, В.Франкла и др.

Проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья субъектов  образовательного процесса, были рассмотрены  в исследованиях В.Ф.Базарного, Л.П.Вашлаевой, Л.Е. Борисовой, В.З.Когана, Л.М.Митиной, и Третьяковой Н.В., Л.М.Сураевой, С.Н.Лопаревой, О.В.Морозова, С.Г.Палий, Н.К. Смирнова, А.Г. Трушкина и др.

По результатам гигиенической оценки условии труда учителей общеобразовательных школ Центрального федерального округа Российской Федерации (Гревцовой Е.А.) было выявлено, что труд педагогов заключает в себе повышенный риск для развития различных заболеваний, состояние здоровья  неудовлетворительное, многим необходимо оказание медицинской и психологической помощи.

В деятельность педагога включается непрерывное взаимодействие с людьми, поэтому от педагога ожидается мобилизация многочисленных личных ресурсов. Данная профессия (как относящаяся к  системе взаимоотношений «человек-человек») ориентирована на другого участника во взаимодействии. Профессия «педагог» является одной из немногих профессий, которые оказывают значительное  влияние на другую личность, судьбу учащегося. Педагоги непрерывно расходуют огромные душевные силы и энергию. Деятельность учителей обусловленна сильнейшей нагрузкой в психоэмоциональной сфере.

Состояние здоровья педагогов ОУ нуждается во внимании, а охрана здоровья педагогов ОУ как самостоятельной профессиональной группы практически не разработана. Уровень общей и первичной заболеваемости педагогов ОУ носит латентный характер из-за недоучтенных случаев заболеваний и не поддается достоверному анализу, поскольку нет единой системы учета этого показателя. Педагоги ОУ  не выделяются в отдельную группу при планировании профилактической и лечебной работы. Из этого следует, что существует необходимость  формирования системы здоровьесбережения педагогов ОУ, а для этого важно ясное представление о том, каковы показатели уровня здоровья педагогов, в зависимости от чего их можно сгруппировать и как учитывать.  С целью  их выявления в 2016 г.  было проведёно несколько исследований, представленных ниже, на базе гимназии Санкт-Петербурга.

В исследовании были использованы следующие методы сбора информации:

  • теоретические (изучение управленческой, социальной, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме);
  • эмпирические (анкетирование,  беседа, анализ документации);
  • математические (ранжирование, статистическая обработка данных).

В одном из опросов  участвовало 43 педагогов,  в том числе: 1 руководитель ОУ, 40 учителей (в том числе классные руководители – 20 человек), 2 воспитателя групп продленного дня. Проанализировав результаты анкетирования, связанные с выявлением заболеваний, был сделан рейтинг наиболее встречающихся заболеваний. В таблице 1 представлены проанализированные данные :

Таблица 1.  Рейтинг заболеваний у педагогов школы

Группа заболеваний
1. Сердечно-сосудистые заболевания
2. ЛОР-заболевания
3. Зрение
4. Желудочно-кишечные заболевания
5. Заболевания органов дыхания
6. Опорно-двигательные заболевания
7. Нервно-психические заболевания
8. Другие заболевания

По результатам этого опроса выявлено, что здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. То есть чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится. Данные исследования показывают одну из специфик составляющей здоровья — это его физический компонент.

Поэтому при осуществлении политики, которая направлена на сохранность благополучия учителей, важно рассматривать здоровьесбережение в двух направлениях:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни).

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

В другом опросе принимали участие 28 учителей, имеющих различный стаж работы.

Было выявлено процентное соотношение заболеваний у педагогов. Состояние  здоровья учителей представленные Таблице 2.

Таблица 2.

Заболевания % от общего количества опрошенных
Лор-органы 86
Опорно-двигательный аппарат 72
Нервная система и психоэмоциональное состояние 76
Сердечно-сосудистая система 65
Зрение 75
Дыхательная система 52
Желудочно-кишечный тракт 36
Мочеполовая система 32
Эндокринная система 31

Большинство педагогов (79%), отмечают прямую зависимость между состоянием их здоровья и качеством выполняемой работы; 6%уверены, что их самочувствие не всегда сказывается на учебном процессе; 4% отрицают взаимосвязь между качеством образования и их здоровьем.  За 2015-2016 учебный год было оформлено 43 больничных листа.

Зависимость заболеваний от стажа работа представлена в Таблице 3.

Таблица 3.

Стаж педагогов, (лет) Заболевания Процентное содержание конкретного заболевания в данной группе, (%).
1-5 Дыхательная система 67
6-15 Эндокринная система 63
16-20 Сердечно-сосудистая система 29
От 20 и выше Опорно-двигательный аппарати сердечно-сосудистая система 35

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что ваше самочувствие влияет на качество профессиональной  деятельности?»  все педагоги со стажем 1-5 лет дали положительный ответ,  среди педагогов со стажем от 6 до 21 года и выше — 8% педагогов дали отрицательный ответ и 92% ответили положительно.

При анализе трудоспособности педагогов (по данным из больничных листов) выяснилось, что: чаще всего больничные листы оформляются преподавателями начальных классов (18 листов); средних и старших классов (10 листов).  В среднем поступает на оплату 3-4 больничных листа в месяц. Количество больничных листов приблизительно одинаковое в каждой четверти.  Однако,  зимний период незначительно больше из-за эпидемии гриппа и ОРВИ. Больничные листы управлением школы не анализируется, в обязанности входит только оформление больничных листов и количество дней.

Из Таблицы 4 видно, что наиболее часто встречающееся заболевания у педагогов школ – это профессиональные болезни, связанные с речевым аппаратом, лор заболевания, а также заболевания сердечно-сосудистой системы.

Таблица 4. Результаты анализа больничных листов учителей гимназии 2015–16 учебный год.

Вид заболевания по больничному листу Частота встречаемости (%)
Заболевания сердечно-сосудистой системы 30
Заболевания органов зрения 3
Лор заболевания 32
Заболевания органов дыхания 6
Ортопедические заболевания 10
Урологические заболевания 1
Аллергические заболевания 5
Неврологические заболевания 1
Заболевания органов пищеварения 5
Вегетососудистые заболевания 5
Другое 2
Количество учителей, страдающих двумя и более заболеваниями одновременно. 10

Деятельность педагога наполнена эмоциональными, интеллектуальными, сенсорными нагрузками. Рабочая поза учителя относят к «свободной», что означает, что она  может меняться  по усмотрению, однако 75% опрошенных  педагогов отмечают, что большую часть своего  рабочего времени они  пребывают стоя. Сильная нагрузка на зрение у преподавателей происходит не только непосредственно при проведении уроков, а и во время самоподготовки к ним, проверке домашних заданий, написании планов, методических разработок  и т. д.  У данной профессиональной категории постоянно перенапрягается голосовой аппарат. А совместно с психическим напряжением заболевания голосового аппарата существенно развиваются.  Учитывая приведенные данные, можно сказать, что характер деятельности и условия труда в образовательных учебных заведениях, оказывают в основном неблагоприятное влияние на здоровье работников, задействованных в педагогическом процессе. Поэтому необходимо с позиции комплексного подхода изучение состояния здоровья педагогов ОУ, установить причинно-следственные связи между показателями здоровья и факторами, влияющими на него.

Еще один опрос показал, что педагоги  оценивают опасности в отношении  своего здоровья, которые могут быть  связаны с такими показателями, как:

  • проблема питания  (как в финансовом, так и содержательном плане);
  • нарушения гигиенических условий обеспечения учебного процесса (освещение, тепло, чистота и порядок, соответствие школьной мебели);
  • нарушения требований к расписанию уроков;
  • недостаточная здоровьесберегающая направленность некоторых образовательных технологий;
  • недостаточная компетентность учителей в вопросах здоровьесбережения.

Выводы.

Из исследований  сделан вывод, что  профессиональную группу педагогов можно отнести к имеющей низкие показатели уровня здоровья, причем эти показатели снижаются при увеличении стажа работников ОУ. Учитывая ответы педагогов в рамках опросов,  можно считать, что необходимо заниматься развитием компетентности учителей в понимании здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека.

Также анализ опросных листов показал, что основные проблемы и пути их решения относительно здоровьесбережения преподавателей ОУ в большинстве своем известны и очевидны. Но становится очевидно, что  именно системная, комплексная реализация позволит обеспечить тот здоровьесберегающий эффект, к которому должны стремяться ОУ. Такие результаты подтверждают актуальность поднятой проблемы.
Анализ данных, проведенных методик, позволяет констатировать необходимость  формирования системы здоровьесбережения педагогов ОУ (на примере рассматриваемой гимназии). На этой основе необходимо разработать мероприятия по оптимизации охраны здоровья данной группы в современных условиях, а именно:

  • разработать план процессов по здоровьесбережению педагогов ОУ;
  • спроектировать систему здоровьесбережения педагогов ОУ;
  • разработать модель управления системой здоровьесбережения педагогов ОУ;
  • определить показатели, индикаторы эффективности использования системы здоровьесбережения педагогов ОУ;
  • провести опытно-экспериментальную проверку разработанного проекта здоровьесбережения.

Библиографический список
  1. Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351 “Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года” ["Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/191961/
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология. – 2004. – No1. – С.21-26.
  3. Гревцова Е.А. Результаты гигиенической оценки условий труда учителей общеобразовательных школ Центрального федерального округа Российской Федерации // Рос. медико-биологический вестн. им. И.П. Павлова. – 2007. – No4. – С. 44-48.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005 год.
  5. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учебное пособие для вузов/под ред. Митиной Л.М.- Издательство: Академия, 2005.
  6. Калина И.Г. Профессиональное здоровье педагога – важное условие формирования здоровьесберегающей образовательной среды // СЭТС/ Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. – 2006. – No 15. – http://db.inforeg.ru/eni/artList.asp


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чепелева Маргарита Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация