УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Бурмистрова Елена Дмитриевна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Областная детская клиническая больница, г. Саратов, логопед
2Саратовский национальный исследовательский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье обобщаются результаты исследования страхов у детей дошкольного возраста с заиканием. Анализируются особенности страхов в зависимости от степени выраженности речевого нарушения. Обсуждаются возможности коррекции страхов у дошкольников с заиканием.

Ключевые слова: диагностика страхов, дошкольники, заикание, коррекция страхов., страхи


STUDYING OF FEARS AT PRESCHOOL CHILDREN WITH STUTTER

Burmistrova Elena Dmitriyevna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Regional Children's Clinical Hospital, Saratov, logopedist
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special psychology

Abstract
In article results of a research of fears at children of preschool age with stutter are generalized. Features of fears depending on degree of expressiveness of speech violation are analyzed. Possibilities of correction of fears at preschool children are discussed with stutter.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Изучение страхов у дошкольников с заиканием // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/72998 (дата обращения: 19.11.2016).

Исследования эмоционального развития дошкольников, проведенные в последние годы в работах И.В. Дубровиной, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёвой и др., свидетельствуют о большой распространенности тревожности и страхов у детей дошкольного возраста [1]. Наряду с этим изучение тревожности и страхов у заикающихся дошкольников является актуальной и в то же время недостаточно изученной проблемой [2]. Изучение данной проблемы имеет большое значение для развития личности заикающегося ребенка, формирования его коммуникативной сферы, коррекции его речевых расстройств, повышения эффективности логопедической и психологической помощи [3].

Проблемы заикания, изучения психического развития заикающихся детей и оказания им логопедической помощи  рассматривались с трудах  Флоренской Ю.А., Хватцева М.Е., Куршева В.А., Власовой Н.А., Шкловского В.М., Волковой Л.С., Миссуловина Л.Я., Выгодской И.Г., Успенской Л.П., Нахимовского А.И., Шишкова В.В. и др. В исследованиях было установлено своеобразие эмоционального развития заикающихся детей, наличие у них симптомов тревожности и страхов [4]. Изучением страхов у дошкольников в отечественной науке и практике занимался А.И. Захаров, его исследования были посвящены анализу причин возникновения и развития дневных и ночных страхов, их возрастных особенностей, влиянию различных факторов их возникновение [5].

Представленное исследование было направлено на изучение страхов у заикающихся дошкольников с разной степенью дефекта. Исследование проводилось в Саратовской областной детской клинической  больнице, было обследовано 30 дошкольников с заиканием в возрасте от 5 до 7 лет.

Исследование страхов у дошкольников с заиканием проводилось поэтапно с помощью следующих методик. На первом этапе собирались общие сведения о ребенке, анализировались биографические данные обследуемого;  осуществлялся сбор анамнестических данных; проводилось обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики. На втором этапе проводилась работа с родителями, использовались беседа с родителями и анкетирование. На третьем этапе проводилась работа непосредственно с ребенком. Для диагностики страхов у заикающихся дошкольников применялись методика выявления страхов А.И. Захарова [6] и М. Панфиловой [7], а также  методика «Рисунок страха» (с дорисовкой смешного).

На первом этапе для планирования психолого-педагогической, логопедической и лечебной работы, определения ее эффективности было проведено обследование ребенка с заиканием с учетом всей симптоматики данного сложного речевого нарушения. Обследование носило комплексный характер. Оно включало психолого-педагогическое и логопедическое обследование ребенка с заиканием, а также анализ результатов медицинского обследования. Изучение особенностей личности ребенка с заиканием, анамнестические сведения об  особенностях развития его речи и моторики дали возможность правильно оценить состояние каждого заикающегося ребенка.

Проведено обобщение результатов обследования в виде психолого-педагогического заключения. В заключении мы отразили обобщенные результаты комплексного изучения заикающегося. По результатам обследования были выделены три группы детей по характеру и тяжести заикания: при легкой степени дети  заикаются только при эмоциональной нагрузке, в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться; в данном случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта; при средней степени  в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; в этом случае при преодолении задержки испытывают определенные  трудности, стесняются собственного дефекта в присутствии незнакомых лиц, в школе;  при тяжелой  степени  дети заикаются в течение всей речи, постоянно с сопутствующими движениями, дети испытывают трудности при преодолении задержки, стесняются собственного дефекта в присутствии не только незнакомых, но и знакомых лиц, в школе, на улице, общаясь с детьми разного возраста, испытывают страх при общении в школе, с незнакомыми людьми.

Проведение беседы с родителями показало, что дети боятся находиться одни дома и испытывают страх начала речевого высказывания вне дома. Мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты. На наш взгляд, учитывая то, что сообщили родителями, и то, что дети испытывают страх речевого высказывания не только с незнакомыми людьми, но и в дошкольном образовательном учреждении, необходимо установить, какие страхи испытывают дети в каждой исследуемой группе.

Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают не всю картину его внутренних переживаний. Выяснить весь спектр страхов можно только с помощью специального опроса при эмоциональном контакте с ребенком. Поэтому был проведен опрос во время второго курса логопедической коррекции. Проводя опрос, мы выяснили содержание и степень выраженности  страхов у детей по методике А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». Приводим данные по соответствующим группам.

В соответствии с полученными данными, дети с легкой степенью заикания обнаруживают то же число страхов, что и дети, не имеющие такого нарушения. У детей со средней степенью заикания отмечается незначительное увеличение числа страхов по сравнению с детьми, не имеющими такого нарушения. Дети со средней степенью заикания говорят о том, что боятся находиться одни в темной комнате, чужих людей, наказания, врачей, уколов, некоторых сказочных персонажей, пауков, змей, собак, страшных снов.

У детей с тяжелой степенью заикания отмечается увеличение числа страхов по сравнению с детьми, не имеющими такого нарушения. Дети с тяжелой степенью заикания боятся находиться одни дома, боятся темноты, чужих людей, животных (волка, собак, змей), высоты, глубины, огня, резких, громких звуков, страшных снов, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, скелетов. Все дети исследуемой группы не только отвечают на вопросы, но и подробно описывают ситуации, когда и где они были напуганы.

Учитывая результаты беседы с родителями и их анкетирования, положительные ответы детей и рассказы о том, что с ними происходит, мы составили программу коррекции  страхов у заикающихся дошкольников. Для работы по составленной программе формирование группы проводилось по мере поступления детей в стационар. Вместе с ребенком занятия посещал один из родителей.

Программа состояла из 8 занятий продолжительностью 30-40 минут. Коррекция страхов, создание комфортного пребывания в детском лечебном учреждении достигалась путем выявления и отреагирования страхов; снятия физического и психического напряжения с помощью приемов саморегуляции психического состояния. На занятиях был установлен эмоционально-положительный контакт с заикающимися дошкольниками. Дети с удовольствием рисовали и раскрашивали чудовищ и привидения. В процессе изобразительной деятельности можно устранить страхи, имеющие конкретный и, главное, графически воспроизводимый характер, в частности  страхов животных, насекомых, жуков, чудовищ, огня (пожара), а также страхов, возникающих в темноте, при  сновидениях и др. Рисование связано с переживанием эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева. Рисование выступает в качестве способа постижения собственных возможностей и окружающего мира, выражения эмоций. С целью  снятия напряженности, тревоги, страха перед окружающими, а также повышения самооценки применялись методы игротерапии, сказкотерапии и психогимнастику.

После проведенных занятий мы провели контрольный срез  по методике  А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». Сопоставив количественную выраженность страхов у исследуемых детей и данные, представленные в литературе, мы отметили положительный результат проведенной работы.

У детей со средней степенью заикания отмечается значительное снижение количества страхов. Дети данной группы говорят о том, что боятся врачей, уколов, что обусловлено нахождением в стационаре и проводимым лечением. У детей с тяжелой степенью заикания отмечается незначительное снижение страхов. Дети по-прежнему боятся находится  одни дома, боятся темноты, животных, резких, громких звуков, боятся врачей, уколов, страшных снов, того, что может присниться Баба-Яга, Кощей Бессмертный, скелеты.

Поскольку дети боятся в большинстве случаев вещей, которые они не могут контролировать, мы рекомендовали родителям рассказывать им истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся, и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал. Следует отметить, что многие родители не изучают эмоциональные  потребности собственных  детей и не владеют необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.

Таким образом, исследование показало, что у детей с заиканием отмечается рост количества страхов, что связано с усилением степени заикания; при длительном течении заикания у детей отмечается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения. Специально разработанная программа коррекции страхов с учетом возрастных особенностей детей, степени тяжести их дефекта, содержания и степени выраженности страхов позволила скорректировать страхи у заикающихся дошкольников, повысить уровень компетентности родителей во владении навыками эмоциональной поддержки заикающихся детей.


Библиографический список
  1. Мирошниченко Н.Б., Шипова Л.В. Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/07/15954 (дата обращения: 03.08.2016).
  2. Бурмистрова Е.Д. Клиническая и психолого-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками в условиях детской больницы // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 4 (58). С. 21-22.
  3. Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Особенности страхов у подростков с заиканием // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6031 (дата обращения: 22.11.2015).
  4. Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
  5. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
  6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. С. 42.
  7. Панфилова М.А. Страхи в домиках: диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. 1999. № 8. С. 11.


Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация