УДК 338.43

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Муравья Лариса Николаевна
Петрозаводский государственный университет
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры зоотехнии, рыбоводства и товароведения

Аннотация
В статье приведены результаты использования маржинального анализа для оценки экономической эффективности производства молока. Маржинальный анализ безубыточности производства молока проведен с помощью графического и аналитического методов по результатам работы племзавода Республики Карелия.

Ключевые слова: безубыточность производства молока, маржинальный анализ, прибыль


MARGINAL ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF MILK PRODUCTION

Muraviya Larisa Nikolaevna
Petrozavodsk State University
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Abstract
The article presents the results of the use of marginal analysis for evaluation of economic efficiency of milk production. Margin break-even analysis of milk production is conducted by using the graphical and analytical methods for performance of breeding farm in the Republic of Karelia.

Keywords: break-even of milk production, marginal analysis, profit


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Муравья Л.Н. Маржинальный анализ эффективности производства молока // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72938 (дата обращения: 22.11.2016).

Для оценки деятельности предприятия и прогнозирования результатов работы в условиях рыночных отношений важнейшим методом является анализ безубыточности производства продукции.

Маржинальный анализ или анализ безубыточности базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемами продаж (реализации), прибылью; и прогнозировании величины каждого из показателей при заданном значении других [1, с. 293].

Цель работы – оценить экономическую эффективность производства молока в агропромышленном предприятии Республики Карелия на основе маржинального анализа.

Исходными материалами были отчеты по бонитировке крупного рогатого скота, годовая бухгалтерская отчетность организации за 2005-2014 гг.

Рассматриваемое предприятие – это крупное и стабильно работающее агропромышленное предприятие, расположенное в Республике Карелия. С 2008 г предприятие приобрело статус племзавода. Основной отраслью является молочное скотоводство, разведение племенного молодняка айрширской породы. В племзаводе создано чистопородное айрширское стадо. Классность скота высокая. Живая масса телок и коров соответствует требованиям стандарта по породе.

В2008 г. в рамках национального проекта на предприятии введен новый доильный зал De Laval. Удобное размещение коров, повышенная безопасность оператора, доступ к вымени и индивидуальный подход к каждому животному – все это является важным преимуществом современных доильных залов. В конструкции применены передовые технологические разработки, оптимальные для достижения наилучших результатов и обеспечивающие высокую производительность.

За последние 10 лет поголовье крупного рогатого скота непрерывно увеличивалось и в 2014 г составило 3237 голов, в том числе коров 1265 голов. Молочная продуктивность коров также непрерывно возрастала, и в 2014 г средний удой на фуражную корову достиг показателя 7625 кг. Товарность молока составляет 94%. Качество реализованного молока достаточно высокое – 98,5% молока высшего, 0 и 1 сорта.

При расчете эффективности производства молока использован маржинальный анализ по методике В. Свободина и М. Свободиной [2, с. 67-70]. Маржинальный анализ позволяет вывить влияние цен, издержек, объема производства и реализации продукции в комплексе на величину прибыли путем анализа безубыточности.

При проведении маржинального анализа соблюдаются следующие условия: совокупные издержки делятся на постоянные и переменные; общие переменные издержки изменяются прямо пропорционально объему производства (реализации) продукции; общие постоянные издержки сохраняются неизменными в пределах данной производственной мощности предприятия; уровень цен на продукцию и производственные ресурсы не меняется, выручка пропорциональна объему реализованной продукции; объем продаж равен объему производства, то есть запасы готовой продукции остаются неизменными; ассортимент продукции в рассматриваемый период неизменен [1].

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода. Постоянные и переменные затраты в структуре себестоимости молока определены с помощью корреляционного и регрессионного анализа.

Маржинальный анализ безубыточности производства молока проведен с помощью графического и аналитического методов по результатам работы племзавода за 2010 – 2011 гг.

С помощью графического метода можно определить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком её не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности.

Графический метод анализа безубыточности производства молока представлен на рисунке 1 по результатам работы племзавода за 2011 г.

Рисунок 1. Графический метод анализа безубыточности производства молока

Точка безубыточности является пересечением линий выручки и совокупных затрат. Разность по вертикали между линиями выручки совокупных затрат слева от точки безубыточности показывают убыток, справа – прибыль.

На графике видна зависимость прибыли от стоимости совокупных затрат и денежной выручки. Согласно графическому методу, в 2011 году безубыточный объем производства молока должен быть 67158 ц. Фактически племзавод реализовал 85800 ц. Согласно зоне безопасности, фактический уровень реализации выше критического на 28%, т.е. приближается к нормативному порогу. По литературным данным, зона безопасности менее 30% считается ситуацией высокого риска, так как предприятие использует часть прибыли на покрытие первоочередных выплат.

Для проведения аналитического метода анализа безубыточности был использован метод цепных подстановок. В качестве базисного варианта был взят2010 г. Аналитический метод расчета безубыточного объема продаж и влияние ряда факторов на экономические показатели производства молока в племзаводе за 2010 -2011 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Эффективность производства молока в 2010-2011 гг.

Показатели 2010 г С учетом изменений
цены переменных затрат постоянных затрат совокупности факторов
Средняя цена реализации, руб./ц 1668 1905 1668 1668 1905
Переменные затраты, руб./ц 1153 1153 1296 1153 1296
Маржинальный доход, руб./ц 515 752 372 515 609
Постоянные затраты, тыс. руб. 37422,0 37422,0 37422,0 40899,0 40899,0
Безубыточный объем реализации, ц 72664 49763 100597 79416 67158

В 2010 г средняя цена реализации молока была равна 1668 руб./ц, удельные переменные затраты на единицу продукции 1153 руб./ц, постоянные затраты на весь объем продукции – 37,4 млн. руб., маржинальный доход – 515 руб./ц. Согласно расчетам, безубыточный объем продаж составил 72664 ц.

Факторный анализ показал, что при росте цены до 1905 руб. за 1 ц безубыточный объем реализации молока уменьшается на 22901 ц, величина маржинальной прибыли возрастает до 752 руб./ц. Переменные затраты на единицу продукции существенно растут (возрастают цены на электроэнергию, топливо, корма, тарифы на перевозки) и составляют 1296 руб./ц. Это влияет на величину маржинальной прибыли – она снижается до 372 руб./ц, и, соответственно, на величину критического объема продаж – он увеличивается до 100597 ц. Увеличение постоянных затрат на 3,5 млн. руб. (возрастание арендной платы, затраты на повышение квалификации работников, проценты по кредитам) ведет к повышению критического объема продаж до 79416 ц. Рост переменных затрат вынуждает предприятие повышать цену реализации на 237 рублей за 1 ц молока.

Изменение всех факторов в целом повлияло на снижение безубыточного объема продаж до 67158 ц, что на 5506 ц ниже, чем в базисном году.

Таким образом, в 2011 г. безубыточный объем продаж молока в племзаводе составил 67158 ц. Продажа молока ниже указанного объема – была бы убыточна для предприятия, более – прибыльна. Фактически предприятие реализовало 85800 ц молока, и производство его было прибыльным.

Используя маржинальный анализ, меняя поголовье коров и уровень продуктивности, можно рассчитать величину плановой прибыли (табл. 2).

Таблица 2 – Обоснование получения плановой прибыли

Показатели Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Поголовье коров, гол. 1230 1265 1300
Удой на фуражную корову, кг 7380 8000 9000
Валовый удой, ц 89970 101200 117000
Реализация молока, ц 85800 96747 111852
Маржинальный доход, руб./ц 609 609 609
Плановая прибыль, тыс. руб. 11353 18020 27219

Рассмотрим три варианта производства молока в племзаводе.

Вариант 1: поголовье коров и удой на фуражную корову на уровне 2011 г. – 1230 голов,7380 кг. При товарности молока 95,6% и рассчитанном маржинальном доходе 609 руб./ц племзавод будет иметь 11,3 млн. руб. прибыли. Полученные результаты совпадают с фактическими данными по предприятию. В 2011 г. производство молока было прибыльным, прибыль составила 11,1 млн. руб.

Вариант 2: если поголовье коров увеличить до 1265 голов, тогда для получения прибыли 18 млн. руб. необходимо повысить удой на 1 корову до 8000 кг.

Вариант 3: если поголовье коров увеличить до 1300 голов и получать удой от 1 коровы на уровне 9000 кг, в этом случае племзавод может получить прибыль более 27 млн. руб.

Прогнозируемые показатели молочной продуктивности вполне реальные для племзавода. На предприятии используется современный животноводческий комплекс с беспривязным содержанием животных, с прогрессивными системами кормления, навозоудаления, доения, хранения молока. Это позволило увеличить объемы производства молока, и удой на 1 фуражную корову в 2015 г составил 8208 кг [3].

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные, и использование маржинального дохода позволяет проанализировать различные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них.

Для увеличения производства молока необходимо повысить продуктивность коров за счет соответствующей кормовой базы и использования современной технологии производства молока, основанной на беспривязном содержании стада. Это позволит повысить качество молока до европейских стандартов и уменьшить его себестоимость.


Библиографический список
  1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М. 2009. 536 с.
  2. Свободин В., Свободина М. Маржинальный анализ эффективности производства // АПК: экономика и управление. 2001. №11. С.67-70.
  3. Отчет Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия о результатах работы в 2015 году / Официальный интернет-портал Республики Карелия «Карелия официальная» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru (дата обращения: 27.09.2016).


Все статьи автора «Муравья Лариса Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация