УДК 374.3

О РАЗРАБОТКЕ РУКОВОДСТВА ПО ОБНОВЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Мочулаев Валерий Евгеньевич1, Остромухова Полина Валерьевна2
1Институт повышения квалификации «Конверсия» - Высшая школа бизнеса, г. Ярославль, кандидат экономических наук, доцент
2Дворец детского (юношеского) творчества, г. Санкт-Петербург, педагог дополнительного образования

Аннотация
В статье рассмотрены методологические основы культурологического подхода применительно к обновлению образовательных программ дополнительного образования детей. Приведены стадии и этапы работ по обновлению содержания образовательных программ дополнительного образования детей на основе культурологического подхода. Рассмотрены порядок организации и деятельности творческой рабочей группы по обновлению содержания образовательной программы.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, Культурологический подход, обновление, образовательная программа, руководство


ON THE DEVELOPMENT OF GUIDELINES FOR UPDATING CONTENT PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN BASED ON THE CULTUROLOGICAL APPROACH

Mochulaev Valery Evgenyevich1, Ostromuhova Polina Valeryevna2
1Institute for Advanced Studies "Conversion" - Graduate school of business, Yaroslavl, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
2Palace of Children (Youth) Creativity, St. Petersburg, teacher of additional education

Abstract
The article describes the methodological bases of culturological approach with regard to renewal of the educational programs of additional education of children. Describes the stages of work on updating the content of an additional education of children of educational programs based on the culturological approach. Describes the order of organization and activity of creative working group to update the content of the educational program.

Keywords: additional education of children, culturological approach, educational program, guidelines, renewal


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мочулаев В.Е., Остромухова П.В. О разработке руководства по обновлению содержания программ дополнительного образования детей на основе культурологического подхода // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72635 (дата обращения: 27.11.2016).

В соответствии с приказом Минобразования и науки России от 29.08.2013 г. №1008: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы» [1]. Значительная роль в обновлении общеобразовательных программ принадлежит учету развития культуры. В качестве актуальности учета развития культуры может служить настойчивое утверждение  Д.С. Лихачева о том, что «ХХ1 век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна» [2]. Применительно к образованию данное утверждение может быть  реализовано на основе культурологической  концепции содержания образования М.Н Скаткина, И.Я Лернера, В.В. Краевского [3].

Таким образом, учет развития культуры при обновлении содержания общеобразовательных программ представляет актуальную задачу. Методическим инструментом решения этой задачи может служить культурологический подход.

В научной педагогической литературе  описываются отдельные составляющие концепции культурологического подхода применительно к содержанию образования в общеобразовательной школе. Однако из-за не  решения ряда проблем культурологической  концепции формирование содержания образования в полном соответствии с ее идеями не произошло, поэтому и до настоящего времени не создана полноценная научно-методологическая и методическая база культурологического подхода, хотя ее разработки ведутся по ряду направлений, преимущественно в системе высшего образования.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей отсутствует целостное  методическое руководство по обновлению содержания общеобразовательных программ на основе культурологического подхода. В этой связи целью настоящей статьи является  разработка интегрированного содержания методического руководства по описанию основных процедур, применяемых при обновлении содержания действующих общеобразовательных программ дополнительного образования детей  на основе культурологического подхода.

Структура методического руководства (далее – Руководство) включает следующие основные разделы: 1. Общие положения; 2. Методологические основы обновления содержания образовательных программ дополнительного образования детей; 3. Порядок проведения работ по обновлению содержания образовательных программ дополнительного образования детей; 4. Порядок организации и деятельности творческой рабочей группы; 5. Примеры оформления и реализации отдельных этапов работ по обновлению содержания образовательных программ дополнительного образования детей. Список использованной литературы.

Содержание  указанных выше разделов Руководства представлено ниже. 

1. Общие положения 

Настоящее Руководство  предназначено для  обновления действующих общеобразовательных программ дополнительного образования детей (далее – ДОД) на основе культурологического подхода в  интеграции с  другими современными подходами.

Руководство разработано на основе   Федерального закона от 29.12.2012 г.

№ 270-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4],  Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726 – р  «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»[5], Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[1], Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденных на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 03.07.2000 г.[6].

Руководство устанавливает единый порядок разработки, согласования  и утверждения задания на обновление образовательных программ, порядок проведения работ по обновлению содержания образовательных  программ, их состава и содержания,  порядок организации и деятельности творческих рабочих групп по обновлению содержания образовательных программ.

Требования данного методического руководства являются обязательными для всех творческих рабочих групп, осуществляющих обновление действующих образовательных программ  ДОД.

2. Методологические основы обновления содержания образовательных программ ДОД

2.1. Культурологический подход как методологическая основа обновления содержания образовательных программ ДОД

В новой Концепции развития дополнительного образования детей одной из актуальных задач является «обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества» [5].

В соответствии с Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации [4] содержание образования любого уровня, включая содержание дополнительного образования детей,  определяют образовательные программы. Поэтому обновление должно, прежде всего, отражаться в  содержании образовательных программах дополнительного образования детей, которые в правовом отношении являются нормативными документами.

Термин «обновление» (нормативного документа) в соответствии с ГОСТ 1.1-2002 определяется как  «деятельность, направленная на приведение нормативного документа в соответствии с уровнем развития техники и/или на удовлетворение актуальных экономических и/или социальных потребностей» [7, п.7.4]. Тогда «обновление» применительно к содержанию образовательных программ ДОД означает деятельность, направленную на удовлетворение потребностей детей, их родителей и общества, прежде всего, в культуре.

В культурологической концепции  «источником  содержания образования является социальный опыт, который аккумулируется в культуре и включает четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений к миру» [7, с. 124-127].  Значимость этих компонентов определяется тем, что все они являются в общем виде элементами культуры, т.е.  являются общекультурными компонентами содержания образовательных программ.

В методологическом отношении культурологическая концепция содержания образования соприкасается с концепцией «диалога культур» М.М Бахтина – В.С. Библера, в которой текст /произведение является предметом диалога и частью культуры. По выражению В.С. Библера, текст, понимаемый как произведение, «живет контекстами … все его содержание только в нем, и все его содержание – вне его, только на его границах, в его небытие как текста»

[ 9, с. 76 ].  Такое понимание в полной мере относится к  образовательным программам, которые создаются в виде текста – произведения науки, являются частью культуры и содержат в структуре и содержании каждой образовательной программы диалог культур.

В культурологическом подходе к формированию содержания образования диалог культур   реализуется в виде диалога знаний, диалога способов деятельности, диалога опыта творческой деятельности и диалога опыта эмоционально-ценностных отношений к миру. Поэтому концепция «диалога культур» может служить теоретико-методологической базой развития культурологического подхода.

Культурологическая концепция разработана более четверти века назад, но формирования содержания образования в полном соответствии с ее идеями не произошло, поэтому и до настоящего времени не создана полноценная научно-методологическая и методическая база культурологического подхода, хотя ее разработки ведутся по ряду направлений.

2.2. Принципы культурологического подхода к обновлению

содержания образовательных программ  ДОД

Методологической основой обновления содержания образовательных программ ДОД могут служить следующие основные принципы, предложенные в работе [10, с. 159-162]: «принцип научности; принцип диалогичности; принцип культуросообразности; принцип соответствия сложности содержания образовательной программы психофизическим возможностям  детей определенного возраста;   принцип соответствия объема учебного элемента, времени отводимого на его изучение; принцип структурирования учебного материала в соответствии с культурологической концепцией содержания образования; принцип системности; принцип аксиологичности; принцип деятельности; принцип компетентности; принцип личностно ориентированной направленности; принцип вариативности образовательной программы и др.».

2.3. Этапы и содержание культурологической концепции содержания общего образования

Приведенные  в подразделе 2.2 основные принципы  используются при обновлении общеобразовательных программ ДОД в рамках культурологической концепции. В соответствии с данной концепцией формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов: 1-й этап (допредметный) – формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования. 2-й этап (предметный) – определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения. 3-й этап – создание учебных материалов.  4-й этап – организация процесса обучения. 5-й этап – присвоение учениками нового содержания [3].

Если судить по этапам формирования содержания образования, то эта концепция отражает в наиболее общем виде основные этапы подготовки и реализации учебного  процесса в школе. В общем виде (без расшифровки) выделены 1-й (допредметный) и 2-й (предметный) этапы, относящиеся к формированию содержания школьного образования.

Следует отметить, что эти этапы относятся к формированию содержания  программ школьного образования, а не дополнительного образования детей.

Культурологическая концепция в системе школьного образования в полной мере не осуществляется из-за недостаточной разработанности «уровня общего теоретического представления в его нормативном аспекте в виде допредметного минимума»  [11, с. 13-19].

По этой же причине не раскрыт допредметный этап и в системе ДОД. Что касается предметного этапа формирования содержания образования в системе ДОД с позиции культурологического подхода, то практически отсутствуют методические работы, раскрывающие в полной мере алгоритм (процедуры) обновления содержания образовательных программ ДОД на основе культурологического подхода.  В этой связи содержание данного этапа и раскрывается в настоящем руководстве.

3. Порядок проведения работ по обновлению содержания образовательных программ ДОД                       

3.1. Состав и содержание структурных элементов

образовательной программы  ДОД

В системе ДОД структура образовательных программ регламентирована действующим нормативным документом «Требования к содержанию и оформлению содержания образовательных программ дополнительного образования детей» [6]. Достаточно подробно разделы 1, 2, 5, 6 изложены в работах [12, 13, 14], поэтому в настоящем руководстве эти разделы не рассматриваются.

Основное внимание в настоящем руководстве  уделяется  разделам 3 и 4, связанным с обновлением учебно-тематического плана и содержания образовательной программы на основе культурологического подхода в интеграции с другими современными подходами. 

3.2. Стадии и этапы обновления образовательных программ,

их состав и содержание

Решение задачи  обновления содержания образовательных программ ДОД,  связано с привлечением значительных объемов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, так как   обновление содержания таких программ является по своей сущности научно-исследовательским процессом, а работы – научно-исследовательскими работами (НИР).

Организация и проведение НИР является реализацией принципа научности, который должен применяться на всех этапах   обновления содержания  действующих образовательных программ ДОД.

В культурологической концепции формирования содержания общего образования 1- й этап (допредметный) по своим задачам существенно отличается от 2- го этапа (предметного).  Работы по обновлению содержания действующих программ ДОД предлагается проводить в рамках   предметного этапа, который следует разделить на две стадии: предпроектную и проектную. Остальные этапы (3-й, 4-й, 5-й) культурологической концепции формирования содержания общего образования  не относятся к работам по  обновлению содержания образовательных программ ДОД. В этой связи предлагается концептуальная двух стадийная  модель обновления содержания  действующих программ ДОД, состоящая из предпроектной и проектной стадий. Каждая стадия  этой концептуальной модели состоит из ряда  основных этапов.

Предпроектная стадия  обновления содержания  программы ДОД включает следующие основные этапы:

1-й этап: Задание на проведение научно-исследовательской работы по обновлению содержания конкретной образовательной программы;

2-й этап: Выбор и обоснование направления исследования;

3-й этап: Сбор, обработка и систематизация учебного материала;

4-й этап: Предварительный отбор учебного материала;

5-й этап: Структуризация предварительно отобранного учебного материала;

6-й этап: Подготовка предложений по обновлению состава учебных элементов (в частности, разделов, учебных тем, вопросов по каждой теме) программы;

7-й этап:  Корректировка (при необходимости) названия, цели и задач обновляемой программы, а также ее разделов и учебных тем.

Рассмотрим содержание предлагаемых этапов обновления программы ДОД на предпроектной стадии.

На 1-м этапе составляется  задание на проведение НИР по   обновлению содержания конкретной образовательной программы ДОД . Оно составляется в соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации» [4], Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [1], Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей [6], руководящими и методическими документами учреждения дополнительного образования детей.

Основанием для составления задания  должен быть социальный заказ, сформированный  с учетом  интересов детей, их родителей,  органов власти, общественных организаций, а также предложений педагогов-предметников и методистов образовательного учреждения. Для осуществления этого этапа проводится сбор, обработка и анализ программ адекватной направленности: типовых,  модифицированных, экспериментальных, авторских и др., применяемых организациями ДОД. Проведение такого анализа необходимо для недопущения нарушения авторских прав разработчиков этих программ, как по их названию, так и по содержанию. Кроме того, необходимо использование современных результатов исследований по изучению потребностей в оказании дополнительных образовательных услуг, проводимых организациями ДОД, региональными и муниципальными органами власти и общественными организациями. На данной информационной базе формируется структура задания, в которой устанавливаются следующие основные разделы: название темы, основание для проведения работ, цели и исходные данные, этапы, сроки выполнения, порядок рассмотрения и приемки НИР, ожидаемые результаты.

Задание после согласования в установленном порядке утверждается руководителем организации ДОД и  приобретает юридическую силу.

Для решения поставленных в задании задач приказом руководителя организации  должна или может быть создана творческая рабочая группа из числа специалистов высокой квалификации, способных выполнить весь комплекс научно-исследовательских работ.  Творческая рабочая группа должна быть обеспечена необходимыми временными,  информационными, материальными и финансовыми ресурсами и нормальными  условиями труда.

На 2-м этапе проводится  выбор и обоснование направления исследования. В качестве ведущего направления исследования выбирается формирование содержания  обновляемой программы ДОД на основе культурологического подхода. Приводятся научные обоснования необходимости его применения при  обновлении программы ДОД.

На 3-м  этапе проводится поиск источников учебного материала, относящихся к теме исследования;  подбор,  анализ  и обоснования выбранного учебного материала,  необходимого для формирования содержания программы. Это наиболее сложный и трудоемкий этап работы, требующий привлечения высококвалифицированных педагогов, как конкретной образовательной организации, так и педагогов-исследователей, специализирующихся на выполнении аналитических работ.

На 4-м этапе проводится предварительный отбор учебного материала в соответствии с выбранными и принятыми для реализации этого этапа принципами. Корректируются (в случае необходимости) цель,  задачи и другие элементы пояснительной записки, которые достаточно подробно освещены в работе [13].

На 5-м этапе в соответствии с культурологической концепцией содержания образования проводится предварительная структуризация отобранного учебного материала на компоненты (части), выражающие теоретические знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Причем структуризация учебного материала должна проходить с учетом поставленных  цели и задач программы.

На 6-м этапе выдвигаются предложения по  обновлению (при необходимости) состава и названий разделов и учебных тем или только тем и вопросов, раскрывающих эти темы. Причем в составе каждой темы должны  быть вопросы (общекультурные компоненты), раскрывающие теоретические знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Для практической реализации данного этапа исследования можно принять за основу приведенные ниже содержания четырех общекультурных компонентов.

Общекультурный компонент «Знания» выражает и включает в себя понятия, факты, категории, законы, закономерности, концепции, теории, методы, идеи, символы,  гипотезы и др., которые являются языком  науки. Он раскрывается в содержании теоретической части темы.

Общекультурный компонент «Способы деятельности» включает в себя умения и навыки, которые необходимы для реализации, освоенных в практике различных видов профессиональной деятельности. Он раскрывается в содержании практической части темы. 

 Общекультурный компонент «Опыт творческой деятельности»  включает сведения о важнейших научных открытиях, о личности творцов, о продуктах творческой деятельности в сфере науки и художественного творчества, о научных методах творческой деятельности, включая принципы, этапы, процедуры и результаты этой деятельности. Он раскрывается в содержании теоретической и практической частях темы.

 Общекультурный компонент «Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру» включает в себя такие важные элементы, как ценность науки, научных знаний, ценность природы, Земли, Вселенной, ценность творческой работы и др. Список конкретных ценностей устанавливается в зависимости от направленности образовательной программы и раскрывается в содержании теоретической части темы.

На 7-м этапе выдвигаются предложения по корректировке (при необходимости) названия программы, которое является объектом авторских прав и охраняется законом. С завершением этого этапа заканчивается предпроектная стадия и начинается проектная стадия обновления содержания  действующей программы.

Проектная стадия может включать следующие этапы работ:

8-й этап: Предложение;

9-й этап: Предварительный вариант содержания программы;

10-й этап:  Рабочий вариант содержания программы;

11-й этап:  Оценка  учебного времени на изучение элементов содержания программы;

12-й этап: Оформление отчета по НИР. Рассмотрение и приемка НИР.

На 8-м этапе (Предложение) осуществляется анализ предварительного варианта программы на предмет глубины применения в ней культурологического подхода путем установления качества и полноты в ее содержании элементов культуры. Культурологический подход является стержневым, с которым интегрируются другие подходы, в частности личностно-ориентированный, аксиологический и деятельностный подходы.  Поэтому на  данном этапе необходимо получить предложения от родителей детей, самих детей,  которые будут в дальнейшем обучаться по создаваемой программе, а также предложения педагогов и других лиц образовательной организации, которым  предстоит участвовать в обучении детей.  В этой связи разрабатываются анкеты, в которых отражаются вопросы по учету в программе элементов смежных подходов, и по этим анкетам собираются предложения для включения в содержание программы.

На 9-м этапе (Предварительный вариант содержания программы) проводится анализ поступивших предложений, составляются сводки отзывов по предложениям,  проводится отбор принятых предложений для включения их в содержание программы. В сводке отзывов рассматриваются все поступившие предложения, проводится их  анализ и указываются возможные причины отклонения некоторых предложений. Отобранные предложения  используются при подготовке  рабочего варианта содержания программы.

На 10-м этапе (Рабочий вариант содержания программы) после внесение принятых предложений в создаваемый  рабочий вариант содержания программы проводится отработка названий учебных вопросов, учебных тем и разделов (при необходимости). Таким образом, формируется рабочий вариант содержания создаваемой программы.

На 11-м этапе (Оценка  учебного времени на изучение элементов содержания программы) проводится количественная оценка общих затрат учебного времени на изучение содержания программы, которая определяется опытным путем или с применением расчетных моделей.  Распределение общего учебного времени на изучение разделов и учебных тем в рамках каждого раздела осуществляется на основе применения положений личностно ориентированного подхода. Сущность реализации этого подхода заключается в проведении опроса педагогов-исследователей, детей и родителей  на предмет оценки значимости (весомости)  изучения каждого элемента содержания программы. На основе результатов опроса в соответствии с установленной весомостью распределяются затраты учебного времени по видам учебных элементов программы.

На 12-м этапе (Оформление отчета по НИР. Рассмотрение и приемка НИР) проводится оформление  отчета о выполнении законченной НИР по обновлению содержания анализируемой программы в соответствии с действующими нормативными требованиями, руководящими и методическими документами   учреждения ДОД. На этом этапе отчет о выполнении законченной НИР, с подготовленной обновленной программой, проходит процедуры согласования и утверждения в соответствии с установленным  в учреждении порядком. 

4. Порядок организации и деятельности творческой рабочей группы по обновлению конкретной образовательной программы

4.1. Состав и условия деятельности творческой рабочей группы

Для проведения работ по обновлению содержания конкретной образовательной программы приказом директора учреждения создается творческая рабочая группа в составе руководителя и нескольких членов.

Руководство творческой рабочей группой должен осуществлять  педагог, имеющий необходимые профессиональные знания и практический опыт выполнения работ по обновлению действующих образовательных программ.

В качестве членов творческой рабочей группы должны быть специалисты методического отдела и педагоги дополнительного образования,  которым в будущем предстоит  обучать детей по обновленной  образовательной программе.

На основе утвержденного задания на обновление содержания  конкретной образовательной программы творческая рабочая группа составляет рабочий план, в котором описываются этапы работ на каждой стадии, их содержание, исполнители и сроки выполнения работ. Составленный рабочий план подписывается руководителем творческой рабочей группы и представляется на утверждение директору учреждения.

После утверждения рабочего плана, руководителем и членами творческой рабочей группы составляются индивидуальные планы работ по выполнению, закрепленных за каждым членом этапов / видов  работ. Индивидуальные планы согласовываются с руководителями структурных подразделений, в которых  члены творческой рабочей группы имеют основное место работы.

Для проведения совместных работ творческой рабочей группе должно быть выделено определенное место работы, необходимая техника (компьютер, принтер и др.) и обеспечен доступ к информационным ресурсам учреждения.

4.2. Обязанности руководителя творческой рабочей группы:

1) осуществляет плановые и оперативные заседания группы:

- по анализу содержания программы на предмет наличия в ней культурологических компонентов;

-  по выработке предложений по обновлению элементов программы на основе использования современных методов научного творчества («мозгового штурма», метода контрольных вопросов, метода анкетирования, морфологического анализа и др.);

-  по принятию окончательного решения при возникновении разногласий  по внесению предложенных культурологических компонентов в содержание анализируемой программы;

-  по рассмотрению состояния выполнения рабочего плана и принятие необходимых мер в случае его не выполнения в установленные рабочим планом сроки.

2) осуществляет взаимодействие с администрацией и структурными подразделениями учреждения по использованию необходимых для работы группы трудовых, информационных и материальных ресурсов.

3) осуществляет оперативный учет и контроль  за деятельностью  членов творческой рабочей группы по выполнению установленных им видов работ.

4) разрабатывает и тщательно готовит проведения заседаний творческой рабочей группы;

5) информирует ход выполнения рабочего плана на оперативных совещаниях и заседаниях в администрации  учреждении;

6) обобщает и оформляет силами группы результаты выполнения видов работ по каждому этапу и общие результаты в виде отчета о выполнении НИР в соответствии с действующим стандартом.

7) представляет  отчет о выполнении законченной НИР, с подготовленной обновленной программой, на заседание педагогического совета  учреждения и (в случае принятия положительного решения) на утверждение директору учреждения.

После утверждения администрацией учреждения отчета о выполнении задания по обновлению образовательной программы творческая группа прекращает свою деятельность.

5. Примеры оформления и реализации отдельных этапов работ по обновлению содержания образовательных программ ДОД

5.1.         Пример оформления задания на проведение научно-исследовательской работы  по обновлению содержания образовательной программы ДОД

Справочное

Утверждаю:

Руководитель организации

______________________

«___»_________________

ЗАДАНИЕ

на проведение научно-исследовательской работы (НИР)

по  обновлению содержания образовательной программы

дополнительного образования детей

( Пример оформления)

1. Наименование темы:

Обновление содержания образовательной программы дополнительного образования детей « ______________________________________________»

2. Основания для проведения: Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 270-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

3. Цель и исходные данные: Гуманитаризировать  содержание действующей общеобразовательной программы для детей «______________» на основе культурологического подхода в  интеграции с   другими современными подходами.

4. Этапы НИР:

  1-й этап: Задание на  проведение НИР по обновлению содержания  общеобразовательной программы;

  2-й этап: Выбор и обоснование направления исследования;

  3-й этап: Сбор, обработка и систематизация учебного материала;

   4-й этап: Предварительный отбор учебного материала;

   5-й этап: Структуризация предварительно отобранного учебного материала;

   6-й этап: Подготовка предложений по составу учебных элементов (в частности, разделов, учебных тем, вопросов по каждой теме) программы;

   7-й этап:  Корректировка (при необходимости) названия, цели и задач обновляемой программы, а также ее разделов и учебных тем.

   8-й этап: Предложение;

   9-й этап: Предварительный вариант содержания программы;

 10-й этап:  Рабочий вариант содержания программы;

 11-й этап:  Оценка  учебного времени на изучение элементов содержания программы;

 12-й этап: Оформление отчета по НИР. Рассмотрение и приемка НИР.

5. Сроки выполнения НИР: начало работ___________ ххх             окончание работ ______________ххх.

6. Порядок рассмотрения и приемки НИР: Отчет по НИР представляется для рассмотрения на заседании педагогического совета учреждения и после одобрения – на утверждение директору учреждения.

7. Ожидаемые результаты НИР: Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «________________» (в новой редакции).

Согласовано:

Заведующий методическим отделом ____________

Заведующий  библиотекой _____________________.

Заведующий художественным отделом ___________

Заведующие структурными подразделениями*_________________

Примечание: *) заведующие отделами, которые участвуют в проведении НИР.

5.2.  Примеры раскрытия содержания отдельных этапов работ

по обновлению содержания образовательной программы ДОД

Примеры раскрытия содержания 2-го и 3-го этапов предпроектной стадии и 4-го этапа проектной  стадии приведены в работе [15].

На основе изложенной выше методологии учреждения дополнительного образования детей могут осуществить разработку и утверждение собственного методического руководства по обновлению содержания    общеобразовательных программ на основе культурологического подхода.


Библиографический список
  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам / Утв. приказом Министерства образования и науки  РФ  от 29.08.2013 г.  № 1008.
  2. Лихачев Дмитрий, Самвелян Николай. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Советская Россия. 1988. 77 с.
  3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 291 с.
  4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек.2012 г.: по состоянию на 23.07.2013 г.].  Российская газета. № 303.  31.12.2012 г.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей / Утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября2014 г. № 1726-р.
  6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей /Утв. на заседании Научно-методического Совета по дополнительному образованию детей 3 июня 2003 года.
  7. ГОСТ 1.1 – 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Введен в действие с 01.07.2003 г. М.: Издательство стандартов. 2002. 44 с.
  8. Осмоловская, И.М., Шалыгина, И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования / И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Образование и наука. – 2006.  №2.  С. 120-127.
  9. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс. 1991. 176 с.
  10. Горохова П.В. Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей [Текст] / П.В. Горохова // Теория и практика образования в современном мире: материалы 1V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь2014 г.). – СПб: Заневская площадь, 2014. – С. 107-110.
  11. Иванова, Е.О. Содержание образования: культурологический подход  / Е.О.Иванова, И.Я. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика,  2005. № 1. С. 13-19.
  12. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога / Информационно-методический сборник. Вып. 5. СПб.: Отдел образования Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, 2010.  55 с.
  13. Методические комментарии к написанию образовательных программ дополнительного образования детей. СПб.: Городской центр развития дополнительного образования, ГОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2011. 26 с.
  14. Программа педагога дополнительного образования детей: этапы создания, основные разделы, рекомендации. Под ред. Паничева Е.Г., Мехедовой С.В. Изд. доп. и перераб.  Ростов-на-Дону, ООП ГБОУ ДОД РО ОЦТТУ, 2014. 216 с.
  15. Остромухова П.В., Мочулаев В.Е. Культурологический подход в содержании программ дополнительного образования детей. [Текст] / П.В. Остромухова, В.Е. Мочулаев // Научные перспективы ХХ1 века. Достижения и перспективы нового столетия: материалы V11 междунар. науч.-прак. конф. Часть 2. (Россия,  г.  Новосибирск, 12- 13.12.2014). – Новосибирск: Междунар. науч.  ин-т «EDUCATIO», 2014. – № 7. – С. 77-81.


Все статьи автора «Мочулаев Валерий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация