УДК 336.2

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ПРЕПОДАВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Корнилова Алина Владимировна
Смоленский государственный университет
кандидат экономических наук

Аннотация
Статья посвящена особенностям применения различных методов интерактивного обучения в преподавании налоговых дисциплин. Особое внимание уделяется использованию имитационных методов, таким как групповая дискуссия, решение ситуационных задач, метод анализа конкретных ситуаций, кейс-стади. Налоговые дисциплины, такие как «Основы налоговых расчетов» и «Налоговое планирование» позволяют использовать все многообразие имитационных методов с большой эффективностью.

Ключевые слова: дискуссионные методы, имитационные методы, интерактивное обучение, компетентностный подход, налоги, налоговое планирование, налоговые расчеты


THE APPLICATION FEATURES INTERACTIVE METHODS IN TEACHING TAX COURSES

Kornilova Alina Vladimirovna
Smolensk State University
PhD in Economics Science, Assistant Professor of the Economics Department

Abstract
The article is devoted to the peculiarities of different methods of interactive learning in teaching tax courses. Particular attention is paid to the use of simulation methods, such as group discussion, the decision of situational problems, case method, case study. Fiscal discipline, such as "Fundamentals of tax settlements" and "Tax planning" allow you to use all the variety of simulation methods with high efficiency.

Keywords: competence approach., discussion methods, interactive training, simulation methods, tax calculations, tax planning, taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корнилова А.В. Особенности применения интерактивных методик в преподавании налоговых дисциплин // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72631 (дата обращения: 03.06.2017).

В настоящее время в системе вузовского образования все более существенная роль отводится различным методам интерактивного обучения. Обусловлено это современными потребностями рынка в квалифицированных кадрах, требования к которым диктуются потребностями работодателей. Особенностью сферы налогообложения является тесная связь правового и экономического аспектов деятельности специалиста, что требует серьезной теоретической подготовки в области основ налогового права, с одной стороны,   а также практических навыков применения правовых норм при осуществлении налоговых расчетов по конкретным налогам в рамках принятой налоговой политики в организации. Более того, совершенствование налоговой системы России требует от специалистов в сфере налогообложения постоянного соответствия проводимой налоговой политике – соответствия изменениям законодательства не только в налоговой сфере, но и в других отраслях права, прямо или косвенно затрагивающих налоговую политику. Компетентностный  подход предполагает соответствие специалиста следующим профессиональным компетенциям:

  • вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ (ПК-20);
  • применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
  • использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2).

Таким образом, в процессе освоения курсов дисциплин «Основы налоговых расчетов» и «Налоговая политика» студент должен:

знать:  налоговое законодательство РФ, структуру налоговых органов и иерархию законодательных актов в сфере налогообложения, основы и принципы построения налоговой системы РФ, методологию исчисления и уплаты налогов, особенности налогообложения физических и юридических лиц, особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, страховых и финансово-кредитных организаций, основы государственного и корпоративного налогового менеджмента и контроля, методику осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач;

уметь: использовать правовые знания в различных сферах деятельности, осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач, анализировать налоговое законодательство, использовать алгоритмы исчисления и уплаты налогов в практической деятельности, оптимизировать систему налогообложения, оценивать бюджетную эффективность налогообложения в стране и регионе, планировать налоговое бремя на внутрифирменном уровне и налоговые доходы бюджета – на государственном;

владеть: навыками использования правовых знаний в различных сферах деятельности, методологией сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения правовых задач, основами методики исчисления и уплаты налогов физическими и юридическими лицами, способами налогового планирования и оптимизации налогообложения на внутрифирменном и государственном уровне.

Таким образом,  процесс формирования компетенций специалистов в сфере налогообложения предполагает:

  • формирование у студентов навыков юридического анализа ситуации, поиска правовой информации, умения работать с поисковыми системами [1],
  • формирование практических навыков применения правовых норм в налоговых расчетах;
  • применение знаний в правовой сфере и данных государственной статистики при выработке управленческих решений по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ.

Достижение этих целей возможно лишь в сочетании активных и интерактивных методик преподавания.

Многообразие форм и методов интерактивного обучения, уровень современных технологий и средств представляют педагогу достаточно широкий выбор. Однако, нельзя не отметить, что интерактивные методы обучения экономическим дисциплинам достаточно успешно применялись в российском образовании еще в начале ХХ века [2], при этом не требовали наличия и использования современных технических достижений. Это доказывает, что основной задачей интерактивного обучения является побуждение познавательных, поисковых, исследовательских мотивов и интересов у студентов. Использование современных технологий и технических средств во многом облегчает поисковую задачу, при этом требует от студентов способностей критического мышления, позволяющего произвести аналитическую работу с источниками.

Ряд авторов предлагает рассматривать интерактивные методы как неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы, такие как проблемная лекция, практическое занятие, семинар, самостоятельное проектирование, в том числе курсовое и дипломное, олимпиады, производственная практика и прочие, ориентируют студента на проблему, побуждают познавательную деятельность при отсутствии имитации реальных обстоятельств.

В свою очередь, имитационные методы могут быть реализованы в игровой и неигровой формах.

Игровые методы предполагают проведение различных деловых и ролевых игр, а также игровое производственное проектирование.

Среди неигровых форм имитационных методов интерактивного обучения относятся: метод конкретных ситуаций, имитационные методы по нахождению студентами решения, методы анализа конкретных ситуаций, дискуссионные методы. В отличие от игровых методов, основанных на игровых элементах, связях, отношениях, неигровые предполагают моделирование реальных ситуаций без исполнения ролей.

Таким образом, наиболее эффективными методами интерактивного обучения при преподавании налоговых дисциплин являются дискуссионные методы, проводимые в следующих формах: групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, метод кейс-стади.

Групповая дискуссия может проводиться не только в рамках семинарских занятий. Вынесение некоторых вопросов на дискуссию в рамках лекционного занятия позволяет выявить междисциплинарные связи экономических дисциплин с предметами социально-гуманитарного цикла.  Так, например, тема лекционного занятия «Налоги в экономической системе общества» требует от студентов значительной рефлексии и связи с историческими дисциплинами.  В связи с этим к дискуссии предлагаются следующие вопросы:   «Предпосылки возникновения налогов и формирования налоговых систем», «Функции налогов в современной экономике», «Приоритетные направления налоговой политики в современной России».

Метод анализа конкретных ситуаций реализуется при изучении правовых основ налогообложения по конкретным налогам. Моделирование конкретных ситуаций для исчисления конкретного налога позволяет применить на практике знания норм налогового и смежных отраслей права.

Использование метода кейс-стади позволяет, с одной стороны, приобрести практические навыки расчета конкретных налогов, а с другой стороны, использовать полученные данные при принятии управленческих решений в области налогообложения [3]. Такие решения предполагают выработку системы налогообложения, минимизирующей налоговое бремя хозяйствующего субъекта. Наиболее полно данный метод может быть использован при изучении блока так называемых «специальных налоговых режимов», где требуется осуществить выбор между несколькими альтернативными системами налогообложения хозяйствующего субъекта. Это управленческое решение требует расчета налоговой нагрузки по каждой из альтернативных схем, детализации учетной политики, уточнения положений в договорах с контрагентами. Налоговое планирование в составе бюджетов бюджетной системы РФ также требует расчета налогового бремени, анализа и определения приоритетных направлений налоговой политики, определения круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, уровня налоговой ставки и перечня налоговых льгот на основе анализа социально-экономической ситуации в регионе и стране. Отработка этой задачи в рамках практических занятий требует использования метода кейс-стади в процессе обучения.

Таким образом, современное образование в налоговой сфере предполагает применение как активных методов обучения, так и интерактивных форм, причем роль и значение последних возрастает неуклонно. Связано это, в первую очередь, с особенностями самого блока дисциплин, требующего от студентов как знания правовых основ налогообложения, так и наличия практических навыков по исчислению конкретных налогов и налоговому планированию [4]. Особое значение имеют междисциплинарные связи с блоком исторических и финансовых дисциплин. Реализовать эти задачи в процессе обучения позволяют современные средства интерактивного обучения.


Библиографический список
  1. Засорина Т. Д. Использование интерактивных и инновационных методов преподавания правовых и экономических дисциплин. Журнал Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» Выпуск № 2 / 2009
  2. Влазнев А. И., Влазнева С. А. Интерактивные методы обучения в экономической полготовке студентов вуза. Журнал  Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 28 / 2012
  3. Гущин Ю.В.Интерактивные методы обучения в высшей школе. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» No 2/2012
  4. Бельская Ю.В. Значение научной рефлексии экономической реальности в преподавании социально-экономических дисциплин в высшей школе. Журнал Сибирский педагогический журнал Выпуск № 5 / 2015


Все статьи автора «Алина Корнилова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: